Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Зияуддин Сардар. Мыслитель мусульманского будущего
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Блистательная цивилизация, построенная прежними поколениями мусульман, является не только предметом гордости и образцом для их современных единоверцев, но и в огромной степени своеобразной интеллектуальной и цивилизационной ловушкой и клеткой. Слишком много современных мусульман, увязнув в прошлом величии, все свое время и силы посвящают его описанию и этим ограничиваются, предполагая, что механическая передача информации и постоянное повторение слов о прежних достижениях, обеспечит возрождение исламской цивилизации.

Однако реальность состоит в том, что мусульмане, наряду с опорой на прошлые достижения, должны научиться просчитывать, прогнозировать и строить собственное будущее уже сегодня. Для этого нужно вырваться из ловушки созерцательного очарования прошлым и уже сегодня приступить к строительству своего будущего «кирпичик за кирпичиком». Именно в таком подходе состоит основная идея трудов британского мусульманского мыслителя Зияуддина Сардара.

Карьерные вехи

Зияуддин Сардар родился в 1951 году в Пакистане. Он является известным британским мыслителем, ученым и критиком, который специализируется на проблемах взаимодействия культур, исламской науки и будущего мусульманского мира. Журнал «Prospect» включил его в список из 100 наиболее влиятельных британских интеллектуалов, а газета «The Independent» назвала его «собственным британским мусульманским эрудитом».

Зияуддин Сардар написал и отредактировал за 30 лет около 30 книг, многие со своим давним соавтором Меррилом Вин Дэвисом. Кроме того, в 2006 году он завершил работу над 90-минутным документальным фильмом для канала «BBC» «Битва за Ислам». Активность Сардара в Интернете включала в себя работу в течение года над блогом, посвященном Корану.

Сардар является приглашенным профессором постколониальных исследований Лондонского университета и редактором журнала «Futures», специализирующегося на прогнозировании и долгосрочном планировании. Он также является членом Британской комиссии по вопросам равенства и правам человека. Его публицистика чаще всего появляется в «The Guardian», «The Observer», а также британском еженедельном журнале «New Statesman».

В 1980-х годах он был одним из основателей «Inquiry» - журнала, специализирующегося на идеологических и политических вопросах с упором на мусульманские страны. В самом же начале своей карьеры он работал научным корреспондентом журналом «Nature» и «New Scientist», а также репортером «London Weekend Television».

Опыт и стиль

До начала плотной интеллектуальной деятельности Сардар достаточно много поездил по миру. С 1974 по 1979 год он жил в саудовской Джидде, где работал в Научно-исследовательском центре паломничества Университета короля Абд уль-Азиза. За этот период он много путешествовал по всему исламскому миру и написал свою первую книгу «Наука, техника и развитие в мусульманском мире».

В начале 1980-х годов Сардар стал редактором прорывного на тот момент мусульманского футурологического журнала «Inquiry», а также работал в Центре политических исследований и исследований будущего в Восточно-Западном университете в Чикаго. В течение 1990-х годов он проживал в Куала-Лумпуре, где был советником Анвара Ибрагима, бывшего вице-премьера и одного из самых известных происламских политиков 90-х прошлого века. Кроме того, он успел пожить в Каире и Фесе.

Сардар сам себя описывает, как «критического эрудита». Его интеллектуальная деятельность характеризуется сильным упором на разнообразие, плюрализм и оригинальные подходы. Научный журналист Эхсан Масуд говорит о том, что Сардар «намеренно культивирует тщательно просчитанное многовариантное проектирование нескольких вещей одновременно».

Футурист Тони Стивенсон описывает его стиль, как «интеллектуальную агрессию», но подчеркивает, что за этим скрывается «искренняя и глубокая человечность». Он также называет его культурологический анализ, который он применяет в мусульманскому и западному мирам, «хирургически проницательным». И при этом, по словам Стивенсона, мысль Сардара остается доступной, хотя и «опирается на академическую глубину».

Исламская наука завтрашнего дня

Практикующий мусульманин Сардар является одним из сильнейших внутренних критиков современного исламского мира и исламского общества. Он считает, что привычка мусульман постоянно опираться на устаревшие научные подходы и средневековые правовые решения уже грозит будущему уммы. Сардар пишет, что «мусульмане оказались на грани физического, культурного и интеллектуального исчезновения только потому, что они позволили местничеству и традиционализму овладеть их умами».

Отсюда он выводит рецепт спасения исламского мира: «Мы должны вырваться из гетто нашего менталитета». Идея о неизбежности и необходимости широкомасштабной реформы мусульманской мысли и интеллектуальных подходов к осмыслению окружающего мира является центральной для книг Сардара, в числе которых «Исламское будущее: идеи, к которым надо прийти» и «Будущее мусульманской цивилизации».

В них сегодняшней окаменелости мусульманской мысли он противопоставляет свободу и смелость мысли Золотого века Ислама и призывает возродить эти традиции. В течение 1980-х годов во время работы для журналов «Nature» и «New Scientist», Сардар писал и читал лекции о том, как могут и должны выглядеть исламские науки в современном мире.

Исламская наука, по Сардару, будет возрождаться и формироваться вокруг исламского мировоззрения. Это будет наука, в которой люди смогут видеть себя в качестве наместников Аллаха (халифов) на Земле, несущих бремя ответственности за нее (хиляфа), действующим в соответствии с принципом справедливости (адль), дозволенного и запретного (халяль и харам), стремящимися к достижению общественного консенсуса (иджма) и общественного блага (истислях).

В то же время исламские науки для Сардара являются универсальными, то есть открытыми и доступными для использования и внесения собственного вклада любому ученому, вне зависимости от его религиозной принадлежности. Поскольку, эти науки будут основаны на эмпирическом подходе и рационализме.

А поскольку научные эксперименты могут быть повторены и подтверждены любым ученым, независимо от веры и культуры, такая наука и является универсальной. Но при этом характер и содержание исламских наук будут отражать потребности и интересы тех, кто живет в мусульманских обществах.

Ведь не секрет, что многие мусульмане рассматривают науку как способ познания абсолютной истины, мудрости и проницательности Всевышнего. Для Сардара, наука еще и способ подчеркнуть сложный и взаимосвязанный характер реальности, а, следовательно, одна из форм поклонения. И при этом, наука является и способом решения проблем и удовлетворения потребностей людей и общества.

Пять принципов мусульманского будущего

Сардар, будучи редактором футурологического журнала «Futures», подробно изучил, как может и должно выглядеть жизнеспособное будущее для мусульманской цивилизации в двух исследованиях «Будущее мусульманской цивилизации» и «Исламское будущее». В первой книге он утверждает, что мусульманское общество одержимо постоянными ссылками, отсылками на свое прошлое и чрезмерной увязанностью в своей истории.

В то же время, каким бы величественным бы это прошлое ни было, спасение и расцвет мусульманской цивилизации заключены в ее будущем. В ее будущем возрождении, восстановлении интеллектуального и культурного лидерства. Причем построение этого будущего должно быть постепенным, «кирпичик за кирпичиком», но неотвратимым.

Сардар отмечает, что из-за чрезмерной увязанности мусульман в своем прошлом, они упустили из виду такой важный инструмент, как прогнозирование и планирование собственного будущего в том виде, какой бы они хотели ему придать. По этой причине будущее оказалось «колонизированным» другими ведущими странами современного мира.

Нескончаемым потоком прогнозов и просчетов вероятного и желанного для них будущего западные страны навязывают свой путь развития более слабым странам, в числе которых, к сожалению, находятся и мусульманские. Чтобы будущее развитие человечества определялось не одной страной или группой стран, а было открыто всем, Сардар утверждает, что необходимо альтернативное прогнозирование будущих сценариев развития человечества с разных цивилизационных и культурным точек зрения.

В книге «Исламское будущее» Сардар провозглашает ряд принципов, которые должны быть взяты на вооружение всеми современными исламскими обществами для того, чтобы нарисовать собственные сценарии процветающего исламского будущего.

Первый принцип гласит: «Ислам должен участвовать в современном мире не только как религия, но и как способ формирования и понимания мира. Ислам может и должен стать матрицей и методологией решения проблем, а также создания в будущем широкого набора возможности для мусульманских обществ».

Второй принцип гласит: «Мусульмане должны воспринимать себя как цивилизацию, а не как набор разрозненных государств. Это единственный путь, чтобы избежать застоя и маргинализации».

Третий принцип: «Плюрализм и разнообразие должны стать краеугольным камнем исламской цивилизации».

Четвертый: «Формирование жизнеспособного и желательного будущего мусульманской цивилизации должно включать активное участие всех общин и социальных групп, а также целенаправленные усилия по широким общественным консультациям (шура) на всех уровнях общества с целью достижения широкого общественного консенсуса (иджма).

Пятый: «Для формирования желательной альтернативы собственного будущего мусульмане должны принимать конструктивное участие во всех сферах жизни современного мира».

Саид Абдусамадов

Источник:islam.ru
Категория: Исламские новости | Просмотров: 1788 | Добавил: nm2000 | Рейтинг: 5.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана