Газета «Наш
Мир»
Мы позиционируем себя как светское государство.
Религия не вмешивается в дела государства, государство не вмешивается в дела
религии. Религия сама по себе, государство само по себе. Однако, что есть
религия? Для большинства казахстанцев религия – это вера в Единого Бога, одна
из трех авраамических конфессий. Подавляющее большинство наших сограждан
являются представителями христианства или ислама. Исповедующих иудейство в
процентном соотношении не очень много, но они также верят в Единого Бога.
Этнические буддисты, кришнаиты и представители прочих не авраамических
конфессий – это редкие исключения из общей картины.
По сути все авраамические конфессии близки друг
другу. Это подтверждается Писаниями, признаваемыми в данных конфессиях, из
которых следует, что все они суть одна Книга, одна истина, одна идея, исходят
из одного Источника – от Единого Бога. Учитывая подавляющий перевес в
Казахстане авраамических конфессий, можно утверждать, что религия для
казахстанцев – это вера в Бога, который является Создателем всего сущего,
Единственным Всевышним Владыкой и Причиной всего и вся, это соблюдение Его
заповедей, вера в Божественность Писаний, вера в Божественную справедливость,
кульминация которой произойдет в Судный день.
Но при этом вера людей в Бога отделена от
государства. И такое положение дел характерно не только для Казахстана.
Исторически это происходило (в первую очередь в Европе) в силу необходимости
отделения Церкви от управления делами государства. И, надо признать, скорее
всего, это оправдано. Церковь – это организация, структура, иерархия. Это
означает, что там есть свои люди, исполнители, а, проще говоря, чиновники. Как
и всем людям, им присущи слабости, в силу которых они, при наличии влияния
церковной организации на государственные дела, могут злоупотреблять данным
влиянием. Что и происходило в прежние времена на вполне официальном уровне.
Вспомним, хотя бы, инквизицию, крестовые походы, церковные десятины и прочие
подати, снижающие стимулы к экономическому развитию. Но, с удалением Церкви
(официального духовенства) от управления делами государства, произошло также и
удаление веры в Бога из понятийного аппарата, из логики и философии
государственного и общественного устройства. На смену вере в Бога пришли
понятия светскости, материализма. Мораль общества стала определяться некими
общечеловеческими ценностями, некими понятиями добра, свободы, равенства,
братства, демократии, верховенства закона и тому подобными понятиями. Казалось
бы, вполне правильные и хорошие понятия. Никто не может поспорить, что все это
необходимо. НО! В современной социальной и государственной логике мы не находим
официального закрепления значимости Веры в Бога.
На мой взгляд, это в корне неправильный подход.
Без Веры в Бога все выше указанные понятия лишаются фундамента. Они просто
рассыпаются под влиянием человеческих страстей и слабостей. Только Вера в Бога,
в Его справедливость и возмездие являются тем, что способно остановить человека
от влияния пороков. За годы советской власти из нашего общественного
менталитета напрочь искоренили Веру и Духовность, основанную на Вере. Нынешний
всплеск религиозности это, конечно, неплохо. Но это больше похоже на
начинающего водителя. Также как начинающий водитель еще плохо представляет, что
такое искусное вождение автомобиля, так и наше общество плохо представляет, что
такое истинная Вера в Бога. Для большинства наших сограждан Вера, религиозность
– это, по большей части, чисто формальное соблюдение внешних традиций и обрядов
(таких, как пост в месяц Рамадан для мусульман, или посещение воскресного
молебна для христиан). Кто-то более глубоко изучает и соблюдает обряды, кто-то
менее глубоко, но, в любом случае, это всего лишь обряды. На практике,
представители данной публики и взятки берут, и спиртным балуются, и от прочих
не одобряемых Богом вещей непрочь. То есть, как внутренний побудительный мотив,
Вера, пока еще, занимает не вполне значимую роль. В качестве такого мотива в
нашем обществе сегодня главенствует материальная выгода. Веры практически нет в
нашем менталитете.
А вот, скажем, в Швейцарии Вера есть. Религиозные
традиции настолько сильны в этой стране, что люди там очень богобоязненные и
добропорядочные. Отсюда высокий уровень культуры и интеллектуального развития
общества и, как следствие, уровень материального развития и достатка граждан.
Давайте теперь задумаемся над нашей ситуацией.
Вот, скажем, решения судов провозглашаются именем Республики Казахстан.
Безусловно, казахстанский патриотизм необходим. И, по идее, для патриотов своей
страны слова «Именем Республики Казахстан» должны много значить. Да вот только
слишком уж много в последнее время мы наблюдаем несправедливых, откровенно
наглых и противозаконных решений судов. И что для них Республика Казахстан,
именем которой они выносят такие решения? Да ничего! Ничего она для них,
получается, не значит, раз они руководствуются не законом и совестью, а
совершенно иными понятиями, которые в конечном итоге сводятся к банальной
материальной выгоде.
Теперь сравните. Предположим, если вместо слов
«Именем Республики Казахстан» решения судов будут начинаться словами «Именем
Господа Бога!» А перед судебным заседанием судья будет произносить такую фразу:
«Именем Господа Бога! Всевышнего Владыки, Властелина Судного дня, к которому все
мы будем собраны! Просим Его помочь нам выяснить истину и прийти к
справедливости! Пусть Всевышний покарает страшным наказанием в ближней и в
будущей жизни тех, кто намеренно лжесвидетельствовал и вынес несправедливое
решение, не основанное на законе и истине!» Как Вам такая формулировка?
Конечно, она в один миг не изменит психологию нечестных судей и иных участников
процесса. Но многие задумаются! Кому-то она еще раз напомнит о неизбежном
наказании Божьего суда. Возможно, именно этот кто-то внесет свой вклад в
справедливость судебного разбирательства. Ведь, как бы там ни было, но почти
каждый человек хотя бы раз в жизни обращался к Богу.
Такие слова возможны в нашем судопроизводстве,
равно как и в иных аспектах государственной жизни, лишь в том случае, если
будет коренным образом пересмотрена парадигма общественного сознания. Место
Веры должно быть занято Верой, а не теми ценностями, которые суть кирпичи, а не
фундамент. Поставив же их в первооснову общественной ментальной парадигмы, мы
сделали ее (основу) весьма зыбкой. Отсюда и наши постоянные неуспехи в
построении настоящего общества, с настоящими ценностями, с настоящими
достижениями. У нас все не настоящее и в первую очередь основа.
Мы должны задуматься над тем, ради чего мы живем.
Это очень важно! То, ради чего мы живем, есть высший смысл, высшая цель нашей
жизни. Живем ли мы ради того, что достойно быть этим смыслом, этой целью? Или
мы живем ради того, что не достойно этого? А может быть, мы вообще бессмысленно
тратим свою жизнь, свое время в этом мире? Ответить на эти вопросы можно только
тогда, когда мы четко определимся с высшим смыслом, целью нашего существования,
жизнедеятельности и прочей активности. А, определившись, проанализируем и дадим
оценку данной цели. Осознание того, что мы считаем смыслом нашей жизни,
позволит выявить очень много причин наших проблем. Ведь именно неверно
выбранная цель заставляет нас ходить по порочному кругу, повторять одни и те же
ошибки, наступать на одни и те же грабли.
В качестве заключения, хотелось бы отметить, что
не питаюсь иллюзиями об активном принятии со стороны большей части общества
выше изложенной идеи. Думаю, что будет много самых разных возражений. Но искать
ответа на фундаментальный вопрос: «Для чего я живу?» – должен каждый
здравомыслящий человек.
|