Газета «Наш
Мир»
В огромном пласте современных общественных
отношений роль и значение религиозного сознания становится все более значимым.
С момента развала СССР все бывшие советские государства одним из важных
конституционных свобод провозгласили свободу совести и свободу вероисповедания.
Были созданы условия для реализации гражданами
своих прав, в том числе прав на объединение граждан в религиозные организации,
строительство культовых сооружений, отправление религиозных обрядов. В
некоторых странах основные (традиционные) религиозные конфессии пользуются
поддержкой со стороны государства, а в дни религиозных праздников
предоставляются оплачиваемые выходные.
Так в Казахстане оплачиваемые выходные
предоставляются в дни празднования мусульманского праздника Курбан Айт и
христианского православного праздника – Рождество Христово, главы указанных
религиозных объединений присутствуют на официальных государственных церемониях,
являются членами всевозможных негосударственных организаций, пользующихся
поддержкой Правительства.
Приверженность государства к светским принципам
общественного устройства предполагает взаимное невмешательство государства и
религиозных организаций в дела друг друга. Это выражается в том, что
государство не вмешивается в вопросы вероучения, регулируя эти отношения
универсальными требованиями в области охраны безопасности и защиты
государственного строя, а представители религиозных организаций не имеют прямых
прав на участие в политическом процессе. Так, запрещено создание политических
партий на религиозной основе.
В то же время, практически все государства с
течением времени сталкиваются с проблемой роста экстремизма, питающегося
религиозной идеологией. Этот процесс связан, прежде всего, с присутствием в
религиозных учениях такой интеллектуальной составляющей, которая позволяет
манипулировать сознанием людей и использовать потенциал паствы (религиозной
общины) в политической борьбе. В странах Запада процесс легитимизации
религиозной идеологии в политическом процессе решен положительно, там верующий
человек является нормальным явлением, и границы секуляризации четко определены.
В таких странах как Германия, Австрия, Италия политические партии, базирующиеся
на христианских ценностях (христианско-демократические союзы), являются
полноправными участниками политического процесса.
Легитимизация же исламского вероучения в
политическом процессе многих стран весьма затруднена. Так в Списке[4] из 14
запрещенных организаций в Казахстане 13 связаны с «исламской» идеологией, за
исключением организации «Аум-Сенрике». Самое интересное, что многие «исламские»
организации запрещены в тех же странах, где и появились. Очень поучительны
трагические истории таких политических организаций как «Братья-мусульмане»,
«Хизб-ут Тахрир», «Талибан», «ХАМАС» и т.д.
Так в чем же проблема? Ежегодно проводятся десятки
международных съездов, форумов, саммитов религиозных и политических лидеров,
где декларируется и провозглашается приверженность ислама миру и прогрессу,
издаются, демонстрируются и распространяются миллионы единиц печатного и
другого информационного материала, доказывающего, что ислам это религия мира.
Тем не менее, в СМИ, как в западных, так и в мусульманских, исламское
вероучение все больше ассоциируется с экстремизмом, насилием, жестокостью,
невежеством и отсталостью. В чем же проблема?
На наш взгляд эта проблема глубоко и тесно связана
с тем, что понимание мусульманами своего вероучения нуждается в фундаментальной
ревизии, реформе и модернизации.
История распространения Ислама показывает, что
ранние поколения мусульман, по мере географического продвижения, сталкивались с
мощным сопротивлением местных традиций, обычаев и устоев. Особенно сильное
сопротивление Исламу было оказано со стороны древних философских и
теологических учений Древней Греции и Дальнего Востока. Когда мы говорим о
«сопротивлении Исламу», то имеем в виду прежде всего интеллектуальное
сопротивление пантеизма монотеизму. Пантеистические учения и Востока и Запада
базируются на принципиально противоположном убеждении о бесконечности мира.
«…Мусульмане
охотно и глубоко изучали то, что им попало в руки из наследия древнегреческих
мыслителей…, но потом возникли большие проблемы. Оказалось, что мысль Платона и
мысль Аристотеля не совсем соответствуют или даже вовсе не соответствуют тому
духу, который проходит через священное Откровение Единобожия. Дело в том, что
Платон и Аристотель мыслили реальность как единое и сплошное Бытие, и в этом
Бытии не было места отдельному Абсолютному Субъекту, Который этому Бытию
противостоит и это Бытие создает, Который не тождествен этому Бытию. В мысли
греков… существует понимание, что между самым высоким, о чем они могут иметь
представление, и самым низким, что может находиться у них под ногами, разницы
нет никакой, в конечном счете. Это все аспекты, или моменты, одного и того же».
В дальнейшем содержание Исламского вероучения
стало наполняться совершенно чуждыми для Корана элементами, имеющими
второстепенный характер, и в конце концов эти второстепенные моменты начали
преобладать над главными ценностями и определять суть совершенной другой
интеллектуальной идеологии, не имеющего никакого отношения к Исламу.
Ислам, начавший свой путь в качестве
революционного и прогрессивного Призыва, а именного так необходимо оценивать
интеллектуальное содержание Единобожного Откровения, начал кардинально менять
сознание людей, объяснив им смысл Сотворения. Коран поставил верующего и
разумного Человека в центр мироздания, довел до него его Статус, освободил его
сознание от всех пут, прежде всего от прессинга невежества. Человек получил
Откровение о его личной ответственности перед Творцом и конечности Бытия.
Согласно Корану верующий Человек – активный Агент и Наместник (халифа)
Всевышнего, да он имеет недостатки (склонен к нечестию, пролитию крови), но его
недостатки есть отражение инертности самого мира. Задача Человека – преодоление
сопротивления его «глиняной формы» через Дух в служении Богу (ибадату). В этом
соединены антропология и эсхатология Ислама.
Человек создан для трудностей[6], «Неужели люди
полагают, что Мы их оставим без испытания, после того как они объявили, что
уверуют в Аллаха…»[7].
Проходит время и Коран (также как Тора и
Евангелие) провозглашается сакральным и недоступным для понимания, право
интерпретации Священных текстов монополизируется клерикальными ортодоксами.
Простое и совершенное послание Бога превращается в многосложный и малопонятный
комплекс «наук» о Вере. Религия Бога обрастает вновь изобретенными дисциплинами
и «шариатскими» науками – основы религии (усуль ад-дин), наука о способах
чтения религиозных текстов (кираат), основы законоведения (усул аль-фикх),
обстоятельства ниспослания аятов (асбаб ан-нузуль), наука об отменяющих и
отмененных аятах (ан-насих ва аль-мансух), законоведение (фикх), наука о
хадисах (ильм аль-хадис) и их терминологии (мусталах аль-хадис) и т. д.
Параллельно с Кораническим дином[8] появляется
другая «религия», религия Традиции или религия Жрецов, которая, впрочем, была
всегда.
Стержневыми элементами этой «религии» являются
следующие конструкции:
•
фатализм, присущий архаичным формам религиозного сознания и приводящий к
распространению безынициативного, пассивно-иждивенческого отношения к жизни;
•
фанатизм, присущий экстремистским формам религиозного сознания и приводящий к
различным формам ксенофобии и морально-физического терроризма;
•
буквализм, присущий иррациональным формам религиозного сознания и облегчающий
массовое манипулирование общественным мнением со стороны «проповедников» или
сил, стоящих за ними;
•
мифологизм, присущий отсталым, регрессивным формам религиозного сознания и
разрушающий основы научной картины мира.
Помимо этого, «религия» Традиции внедряет в
сознание своих адептов следующие элементы:
Пропаганду учений определенных сект. Например,
противоречивые "хадисы” об условиях нарушения ритуального омовения, запрещенных
видах еды, форме молитв, правилах гигиены и т.д.
Преувеличение достоинств определенных племен,
родов, монархов, династий. Например, "хадисы” об имаме Махди,
Даджале-Антихристе, племени курайшитов, семье Пророка, ученых-обновителях
религии. Оправдание полового неравенства и женоненавистничества.
Например, "хадисы” о возрасте Айшы, разделении мужчин и женщин, "хиджабе”,
ущербности женщин и их подчиненном положении перед мужчинами.
Оправдание агрессии, насилия и тирании. Например,
"хадисы” разрешающие и стимулирующие пытки, убийства гражданского населения,
вооруженную агрессию ради экономических и политических целей,
межконфессиональную вражду, смирение перед несправедливостью и угнетением,
преклонение перед тиранами.
Ритуализацию поклонения. Например, "хадисы” о
чрезмерной концентрации на форме и порядке выполнения обрядов.
Распространение суеверий. Например, "хадисы” и
толкования Корана о колдовстве, сглазе, джиннах-демонах, преклонении перед
Черным камнем в Каабе, собаках, ящерицах, бегающих камнях, дерущихся ангелах,
мировых быках, ножках трона Аллаха, надписях на троне Аллаха, рогах шайтана,
проклятиях, заклинаниях и т.д. Запрещение определенных вещей или действий.
Например, "хадисы” о запрете рисования живых существ, игре на музыкальных
инструментах, шахмат, нард.
Внедрение не коранических традиций, обычаев и
верований. Например, "хадисы” о побивании камнями, обрезании, монашестве,
аскетизме, элементах мифологии.
Возрождение доисламских арабских традиций.
Например, "хадисы” о заступничестве, работорговле, трайбализме, подчиненном
статусе женщин.
Архаичное толкование Корана. Например, "хадисы” комментирующие аяты
Корана и основанные на примитивных знаниях и суевериях, искажающие смыслы
аятов, придающие им некоранический подтекст и направление.
Откровенная реклама определенных товаров. Например,
"хадисы” о превосходстве одного сорта фиников над другими, одного региона над
другим.
Некоторые примеры конфликтных моментов Корана и
«религии Традиции»:
Аят Корана: «Нет
принуждения в религии» Коран 2:256
Хадис: "Убивайте
любого, кто выйдет из ислама”. - Сахих Бухари. ***
Аят Корана: «А слуги Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, отвечают им добрым словом. (25:63) Хадис: «Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части. (Муслим, «Сады праведных») ***
Аят Корана: «Сражайтесь
на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы
дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Коран 2:190-192
Хадис: "У Пророка спросили разрешения напасть
ночью на лагерь многобожников с риском подвергнуть опасности женщин и детей.
Пророк ответил: "Между ними нет разницы””. - Сахих Бухари. ***
Аят Корана: «…И
почему бы вам не сражаться во имя Аллаха и ради обездоленных мужчин, женщин и
детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого города, жители
которого — притеснители. Назначь нам от Тебя покровителя и заступника?» Коран 4:75
Хадис: "Хузайфа ибн
Йаман спросил Пророка, наступит ли худшее время после времени пророчества.
Пророк ответил, что наступит. Пророк продолжил и сказал, что придет время, когда
мусульманами будут править люди с сердцами дьяволов и мусульмане должны
подчиняться этим (дьяволам) даже если их будут пытать и отбирать их имущество”.
- Сахих Муслим
***
Аят Корана: «…И не
убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит
несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в
убиении. Поистине, ему оказана помощь.» Коран 17:33
Хадис: "Посланник Аллаха послал группу убийц к Абу
Рафи. Абдулла ибн Атик вошел в его дом ночью и убил его во сне”. - Сахих Бухари Хадис: "Пророк
сказал: "Кто готов убить Каба ибн Аль-Ашрафа, который оскорбил Аллаха и Его
Посланника?”. - Сахих Бухари ***
Аят Корана: «…У вас
- ваша вера, которую вы исповедуете, а у меня - моя, которую Аллах выбрал и одобрил для меня». Коран 109:6 "И скажи: "Истина - от вашего Господа: кто
хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует". Коран 18:29
Хадис: "Мне приказано сражаться с людьми до тех пор,
пока они не засвидетельствуют, что нет бога кроме Аллаха”. - Сахих Бухари ***
Аят Корана: «Прелюбодейку
и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами
жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день.
А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих». Коран Ан-Нур, 2
Хадис: "Маиз ибн Малик признался, что совершил
прелюбодеяние и Пророк приказал побить его камнями”. - Сахих Бухари ***
Аят Корана: «…Мы не
послали ангелов, а ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям,
и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскресения» Коран 15:9
Аят Корана: «…Мы
ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу»
Коран 6:38
Хадис: "Аиша сказала,
что существовал аят о побивании камнями, который впоследствии был съеден
голодной козой”. - Ибн Ханбал, Ибн Маджа
Хадис: "Умар
сказал: "Я боюсь, что придет время, когда люди будут говорить – "Мы не находим
в Коране аят о побивании камнями”...Поистине, я клянусь, что Пророк побивал
камнями и мы делали также”. - Сахих Бухари
Хадис: "Умар
сказал: "Если бы я не боялся осуждения людей, то я бы включил в Коран аят о
побивании камнями”. - Сахих Бухари ***
К Пророку относят высказывание: "Если бы это не было
трудно, то я бы приказал убивать всех собак, поэтому убивайте только черных
собак”. - Сахих Бухари
[1]
Конституция Республики Казахстан.
[2]
Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания».
[3]
Кодекс Республики Казахстан «О труде».
[4]
Постановление ВС РК /http://base.zakon.kz/doc/lawyer/?uid=& ;doc_id=30072737/
[5]
Г.Джемаль Курс лекций «Смысл времени» /http://www.kontrudar.ru/material.php?id=1 49/
[6]
Священный Коран (90:4)
[7]
Священный Коран (29:2)
[8]
«Дин» в переводе с арабского означает «религия», хотя это не совсем верная
интерпретация
|