Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Мы сотворили для Геенны множество джиннов и
людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и
уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но только еще более заблудши.
Именно они являются беспечными невеждами.(7:179)
Отрицающие (знамения Бога) подобны скотине, на
которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и
крика. Они глухи, немы и слепы. И ничего они не разумеют.(2:171)
Конформизм — это сознательная уступчивость
человека мнению большинства (признанного авторитета, религиозной традиции и т.
п.)во избежание конфликта с ним.
Один из самых глубинных страхов человека –
страх быть отвергнутым: друзьями, родственниками, обществом или джамаатом.
Именно поэтому мы так подвержены влиянию общественного мнения.
Исследования психологов свидетельствуют о том,
что средний человек стремится идентифицировать себя как можно с большей группой
людей и делает это, игнорируя свой характер и приводя себя в соответствие со
стандартами общества (причем, неважно, рациональными или нет). Именно отсюда
появляется такое навязчивое желание всеми силами следовать мнению или вкусам
большинства. Более того, в том, кто отклоняется от нормы, большинство начинает
видеть источник социальной угрозы, и потому оно начинает оказывать на него давление
- давление в виде насмешек, оскорблений, социального осуждения или даже прямого
отторжения "отклоняющегося" лица.
Конечно, речь в данном случае не идет о том,
чтобы нарушать какие-то общепринятые нормы морали, изложенные, например, в
Десяти заповедях или аятах Корана. Это нормы более высокого уровня,
определяющие целостность общества и самой цивилизации. Но в нашей обычной,
будничной жизни давление общественного мнения как минимум препятствует
реализации нашего внутреннего потенциала.
В чем причина конформизма?
С точки зрения
информационного подхода, современный человек не может проверить всю
информацию,которая к нему поступает, и
поэтому полагается на мнениядругихлюдей,когдаоно разделяется многими.
Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более
точным образомреальности (по его мнению
– большинствонеможет ошибаться). С другой стороны, человек
поддается групповому давлениюпотому,
что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе,
хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятойнормы, хочет поддержать свое дальнейшее
взаимодействие с группой.
В целом, следование за мнением большинства —
явление психологически пагубное, человек, как «флюгер», следует за групповыммнением, не имея собственных взглядов,
выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себяв качестве лицемерного приспособленца,
способногомногократно менять поведение
и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в
данный момент, в угоду авторитетам большинства.
В научном эксперименте, проведенном группой
нейробиологов из России, было исследована зависимость поведения человека от
мнения большинства. С помощью магниторезонансного сканера ученые изучали
активность мозга. В результате серии опытов исследователи выяснили, что в
момент, когда испытуемый конфликтует с мнением большинства, мозг продуцирует
сигнал ошибки. Более того, если этот сигнал достаточно сильный, то испытуемый
меняет свое мнение в сторону большинства. Результаты экспериментов
свидетельствуют о том , что когда вы отличаетесь от большинства, для нашей
нервной системы это - ошибка. Следовательно, достаточно автоматически мы меняем
свое мнение в направлении мнения большинства.
То есть согласно нашей нервной системе,
отличие от других является ошибкой, это запускает некие защитные процессы, и в
какой то момент разум отступает, и мы автоматически пытаемся слиться с толпой,
даже если ее поведение иррационально.
…И создан человек
слабым. (4:28)
Бог предупреждает нас в Коране, что мнение и
положение большинства людей неверно, что большинство подобно бессловесному
скоту, не слышит и не разумеет…
(Иблис) сказал: "За то, что Ты ввел
меня в заблуждение, я засяду (против людей) на Твоем прямом пути. Я
непременно буду являться к ним и спереди, и сзади, и справа и слева. И Ты
убедишься, что большинство из них (Тебе) неблагодарны".(7:16-17)
Люди
же попадают в ловко расставленные сети сатаны, теряя путеводную вервь,
становясь неблагодарными Богу.
…Поистине, Бог покровительствует людям, но
большинство людей не благодарны. (2:243)
Каково будет предположение тех, которые
измышляют на Бога ложь, в день воскресения? Поистине, Бог - обладатель милости
для людей, но большинство из них неблагодарны! (10:60)
И поистине, твой Господь - обладатель милости
к людям, но большинство из них неблагодарны! (27:73)
Бог - Тот, Который дал вам ночь, чтобы вы
покоились в течение нее, и день для того, чтоб видеть. Поистине, Бог -
обладатель милости для людей, но большая часть людей не благодарна! (40:61)
Отсутствие
благодарности Богу приводит к обесцениваю Божественных истин в сердцах людей.
Без вечных ценностей, человек не может идти по прямому пути, и, в конце концов,
отступает от него.
И суди между ними по тому, что низвел Бог, и
не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя от части
того, что низвел тебе Бог. Если они отвратятся, то знай, что Бог хочет поразить
их за некоторые их грехи. Поистине, многие из людей – отступники! (5:49)
Разве не наступила пора для тех, которые
уверовали, чтобы смирились их сердца при поминании Бога и того, что Он
ниспослал из истины, и чтобы они не были, как те, кому было даровано Писание
раньше. Затянулся над ними срок, и ожесточились их сердца, и многие из них
являются отступниками. (57:16)
Мы уже послали Ноя и Авраама, и в потомстве их
установили пророчество и Писание. И среди них есть идущий правильно, но многие
из них отступники. Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и
отправили вслед Иисуса, сына Марии, и даровали ему Евангелие, и вложили в
сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они
выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом,
дабы снискать довольство Бога. Но они не соблюли этого должным образом. И Мы
даровали тем из них, которые уверовали, их награду, но многие из них
отступники.(57:26-27)
Отступничество предполагает не следование
Божественным законам, что, в свою очередь, выражается в недоверии к ним.
Естественно, если человек не доверяет Слову Бога, то он начинает приводить свои
домыслы и предположения.
И если ты последуешь за теми, которых
большинство на сей земле, они собьют тебя с Божественной стези. Ведь следуют
они лишь вымыслам своим и только ложно измышляют!(6:116)
Но большинство их следует предположениям
(своим). А ведь в предположения нет пользы для истины. А Богу, истинно,
известно все то, что делают они!(10:36)
Опираясь на свои измышления, большинство людей
не обращает должного внимания на знамения Бога. Для них знамения Бога не имеют
особого значения, они попросту ими пренебрегают.
И сегодня Мы спасаем тебя (Фараон) с твоим
телом, Чтобы ты стал знамением для тех, которые придут после тебя. Поистине,
как же много из людей таких, кто невнимателен к знаменьям Нашим!(10:92)
…Не меняет Бог своего обещания, но большинство
людей не знает. Знают они явное в жизни ближней, но к будущей они небрежны.(30:6-7)
Бог предупреждает нас в Коране, что мнение и
положение большинства людей неверно, что большинство подобно бессловесному
скоту, не слышит и не разумеет…
Или ты думаешь, что большинство слышит или
разумеет? Они ведь только - как скоты и даже больше сбились с пути.(25:44)
Писание. Его знамения подробно разъяснены в
виде арабского Корана для людей, которые разумеют. (Коран) несущий Весть
великую (для них), (а также) предостереженье. Но большинство из них
отворотились – и вот уж ничего не слышат!(41:3-4)
Небрежение, духовная слепота и глухота
становятся естественными барьерами на пути познания Божественных законов.
Разве они взяли себе помимо Него других богов?
Скажи: "Представьте ваше доказательство на это. Это — Посланье тем,
которые со мной, а равно тем, что были до меня". Но большинство их Истины
не знает и уклоняется (в невежестве своем).(21:24)
Тебя, (Мухаммад), послали Мы ко всем народам
как радующего (Раем) и предупреждающего (об Аде). Но большинство
людей не знают.(34:28)
Скажи: "Поистине, Господь мой расширяет
удел, кому пожелает, и соразмеряет, но большая часть людей не разумеют". (34:36)
И когда постигнет человека зло, он взывает к
Нам. Потом, когда обратим Мы это в милость от Нас, он говорит: "Мне это
даровано по знанию". Нет, это - искушение, но большая часть из них не
разумеет! (39:49)
Ведь творение небес и земли более велико, чем
творение людей, но большая часть людей не разумеют! (40:57)
Но, как говорится, незнание законов не
освобождает от ответственности, только на этот раз, оно может выразитсявечным наказанием.
Видел ли ты, что перед Богом падают ниц те,
кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и
многие люди, но многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения
тому, кого унизит Бог. Воистину, Бог поступает так, как пожелает.(22:18)
Истина
– беспристрастна. Она называет все своими именами, расставляет на свои места.
Все это вызывает отторжение у большинства людей, переходящее в ненависть.
Иль не признали в нем посланника они? И потому
его отвергли? Иль говорят они: "Безумен он!"? Так нет же – он Истину
принес им, хотя она для большинства их ненавистна.(23:69-70)
Ненависть застилает разум и отключает логику.
Не осознавая этого, люди начинают отрицать знамения Бога, Его Истину.
Благодеяния Бога узнают они, потом же отрекаются
они их, - ведь большинство из них (являются) отрицающими (знамения Бога). (16:83)
Мы распределили людям в этом Коране всякие примеры, но большинство людей противяться (всему), кроме отрицания (знамений Бога). (17:89)
И Мы, поистине, ее (воду) распределили среди
вас, чтоб вспоминали вы (заботу Нашу), но большинство людей противяться (всему), кроме отрицания (знамений Бога).(25:50)
Занимательно, но большинство людей на земле
считают себя, в той или иной степени, верующими в Бога людьми. Однако Сам Бог
засвидетельствовал что большинство окажется в убытке.
Ведь Мы ниспослали тебе знамения , (которые являются) явными доказательствами, но отрицают их только отступники. Неужели каждый раз, когда они заключают договор, часть из них отказывается от него? Да! Большинство их не верует. (2:99-100)
…Это - знамения Книги. Ведь то, что Господом
твоим тебе открыто, есть Истина, но большинство людей не верит. (13:1)
Большая часть их верует в Бога, приобщая к Нему coучастников. (12:106)
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты
наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты –
Дарующий! (3:8)
Разность мнений допускается в рамках мусульманской этики, уходящей своими корнями в смыслы Писания и пророческого наследия, когда люди с противоположными воззрениями не устраивают ораторские ристалища, не унижают и не оскорбляют друг друга, а находятся в поиске истинного и более рационального, через аргументацию оппонента открывая для себя доселе неизвестное, большее и прося в этом помощи у Всевышнего. Неправильный подход в решении проблем или спорных вопросов обычно разъединяет и ставит людей по разные стороны баррикад, при этом каждый считает, что прав только он. Это недопустимо и противоречит Божьему повелению. Пусть даже люди не соглашаются друг с другом, но ведь они могут продолжать созидательный путь, двигаясь параллельно, не мешая друг другу, не претендуя на Истину, а лишь стремясь к ней. Нет смысла останавливаться в потоке столь быстро уходящего времени и "биться лбами" до потери сознания. К однобокому решению проблемы может призывать лишь ненасытное эго, облачающееся в доспехи "смелости и мужества, религиозности и благородства". Примеров тому в истории достаточно. Творец призывает нас к единению посредством веры и Священного Писания. Мы же как часто бывает по глупости человеческой, посредством Корана и нашей убежденности разъединяем ряды верующих, противопоставляя себя другим. Люди, громогласно объявляющие себя "борцами за веру", могут быть недостаточно компетентны при вынесении каких либо решений, могут не учитывать различные аспекты или просто не желают учитывать их из личных, корыстных или эмоциональных побуждений. Резкие, необдуманные действия и решения часто приводят к ошибкам и заблуждениям. Рост личности как в интеллектуальном, так и в духовном происходит на протяжении всей мирской жизни. Всякому человеку свойственно периодически меняться, главное, чтобы амплитуда изменений не доходила до критического максимума: необдуманные поступки, разрушение отношений, крайности в поведении.
На самом деле автор критикуя групповщину, сам увеличивает раскол в Умме на еще одну группу. Так как и он сам, будучи простым смертным, не избежит соблазна выдать трактовку Божественных слов в его собственной интерпретации, преломленной как и у всех простых смертных сквозь его мироощущение, за истину в последней инстанции, мечтая со временем превратиться в большинство. Лишний раз убеждаешься в том, что надо следовать советам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отстраняться сегодня при всей имеющейся фитне от всех групп, считая при этом всех мусульман братьями независимо от их разногласий во второстепенных вопросах, видя то, что объединяет, а не разделяет. При этом никто не сможет вам запретить испытывать отвращение ко всему тому, что противоречит Божественным повелениям и в первую очередь в тебе самом. Общество в одночасье не изменится. Первоосновы ислама в стране соблюдаются, альхамдулиЛла, поэтому правильнее заниматься собой и своей семьей.
А мне понравилась статья, вполне конкретная. Информативного характера, касается «большинства», и оттого не совсем адекватно может быть воспринята этим самым большинством, которому, наверное, наступили на мозоль показной многоликой массовости…Интересно, почему людям, и мусульманам в том числе пытаются насадить весьма спорное «массы правят миром», или еще более актуальное на сегодня «money-решают все». В том смысле, что у людей приходящих в Ислам, и не успевших пока овладеть языком оригинала, или другими более распространенными в практике книгопечатания по Исламской тематике обнаруживается ограниченный выбор среди русских, или казахских переводов книг итд. Оттого, впоследствии каждый находит невольно себя в том или ином направлении в зависимости от тех книг, что он, или она читали. Следовательно, каждый есть заложник ограниченной и выборочной информации. Плюс ко всему, надо учитывать крайнюю политизированность этих самых книг, а именно, саляфитского толка с подачи денежной Саудии, матурудитского толка не без участия Турции, или ,в общем назовем это, шиитского толка благодаря Ирану, и целый цветник других мелких брошюрок тайных сообществ прикрываемых красивыми названиями и путем духовного совершенствования в Исламе?!..по моему больше только мириады звезд на небе.. Вдобавок, почти вся русскоязычная исламская литература приходит к нам с России. Отсюда ясно, что рынком правят те, кто более платежеспособен, кто и заказывают «музыку», то бишь «акыду», мировоззрение и делают «погоду» и соответственно, настроение у масс. Как говорится сегодня облачно, завтра туманно, а в будущем, вообще, кажись и ураган возможен. И кстати, это камешек в огород нашему духовенству..Почему так плохо работают, если официально уже закрепили свой статус, и все кто высказывался выше кричат об этом, а толку то?.. Хотелось бы видеть грамотных и приятных представителей духовенства по телевизору, но пока наше неимоверно уступает российскому духовенству, где есть мыслители и духовные лидеры. Единственно верным будет для нашего духовенства претендующего на главенствующие позиции, на мой взгляд, на практике показать, чем они же хороши. Имеется ввиду надо прикладывать усилия для донесения идеи веротерпимости, (что есть в основах Ислама, и к сожалению, отсутствует на практике у отдельных личностей) и красоты настоящей веры, которая требует покорение всецело (Богу) Аллаху. Стоит оглянуться вокруг и все поймут, что работы у духовенства непочатый край в межнациональном и межконфессиональном государстве, как у нас, за которое сердце болит по- настоящему, по крайней мере у меня … У нас ведь демократия, 21 век, и мы не в халифате живем, где за инакомыслие казнили. Все это пережитки прошлого т.к. в век глобализации каждый будет верить в то, что верит, смотреть то, что хочет смотреть, и делать, что ему по душе..Насильно никто еще мил не был...Скорее нужен выборочный подход в избирании и в претворении в жизнь Исламских идей и мыслей. В этом смысле ключевой посыл коранитов черпать законодательную основу в формировании исламского видения мира и выполнении религиозных обрядов из Корана, как святого и неподверженного изменению источника, кажется более привлекательным на сегодня, хотя все еще неясны многие другие второстепенные моменты… Отсутствие книг сказывается.. Видят со временем дела, а не лозунги, хотя лозунгами докричаться намного быстрее и дешевле, конечно…И вообще, разве человек приходящий в Ислам заведомо идет туда, чтоб противопоставлять себя кому то в Исламе, и судить кто есть друг, а кто, пуще, враг, только потому что его «буква» не сходится с вашей?..
Когда-то я считал мусульман искреними, беспристрастными, честными. Однако чем больше я их узнаю, тем больше разочаровываюсь. Их поведение ни чем не отличается от тех людей, которых они сами критикуют. Они элементарно не могут разобраться в своих положениях. Критикуют иудеев, христиан и др. за то, что они слепо следуют за своими "шейхами", хотя сами действуют точно также. Они в дискуссиях показывают людям Писания стихи из Библии о Мухаммаде и Исламе, призывая следовать и принять их без своих "тафсиров и сунны", а сами в такой же ситуации с Кораном только и ссылаются на хадисы. Эй, посмотрите на себя со стороны! Все, что не вписывается в вашу идеологию, навязанную вашими учеными, вы называете "бидгой"-нововведением. Хотя любой нормальный человек понимает, что нововведение - то. чего небыло в начале, т.е. в Писании. Как может быть "бидгой" то, что озвучено из Корана?! Посмотрите на свое большинство! Где оно? Хоть один из мусульман реально изучал нынешнее состояние "уммы"? Если опираться на общие положения, такие как:вера в Бога, в Писания, в пророков, в ангелов, в судный День, то этого придерживаются все течения как в Исламе, так и люди Писания. В этом смысле большинство существует. Но все вы друг друга не считаете "правильными". Посмотрите реально, куда ваше (Исламское) "большинство" привело. Эта газета потревожила вьевшуюся в кровь мусульман, да и не только, "идолов". Единственная здравая мысль, промелькнувшая в комментарии, это то, что был нанесен удар по духовенству. Газета выступает за прогресс, развитие, а "жречество" против.
As Salam Aleikum! Ia toje protiv etih vidumanih novovvedenii predlogaemih gazetoi nashmir. No vspominaia prejnie statii, dumaiu i eta napisana s tseliu protivorechia sunne, tak kak soglasno sunne nujno priderjivatsya togo chto priderjivaetsya bolshinstvo musulman. Nazivat conformizm nevejestvom ne pravilno, etim idea conformizma po otnisheniu k bolshinstvu musulman izlojenaia v hadise stavytsya pod somnenie posemu statya dvusmislenaia na moi vzgliad. Osobeno uchitivaia discusii bulletsteela i redaksii gazety po prejnim statyam (upomianutie Kairatom) dumaiu eto ocherednoi udar v spinu nashemu duhovenstvu. Nash mir seit smutu... i chto za smailik kuryashii vashe?
Да, как то некрасиво применять аяты, ниспосланные в отношении неверующих. Но откуда им знать, дорогой Кайрат, историю их ниспосылания? Не вижу логики отрицать хадисы, из которых имеется возможность узнать: 1. Историю ниспосылания Корана; 2. Сиру РасулюЛлаха; 3. Высокие примеры его нравственности, мудрости и благочестия;