Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Новый враг и деполитизация Ислама. От «Аль-Каиды» до «Братьев-мусульман»
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

     С момента начала активной фазы противостояния современных западных стран военно-политической мобилизации исламских движений, было очевидно, что вслед за борьбой с джихадистскими движениями обязательно последуют попытки демилитаризации, а также деполитизации повестки всех остальных – более или менее активных в социально-политическом плане. Если судить по тому, чем живет сегодня американское исламоведческое сообщество, находящееся на передовом крае этой работы, данные попытки уже предпринимаются довольно активно.

      Заменитель «Аль-Каиды»

      После поднадоевшей «Аль-Каиды», как главного джихадистского и террористического пугала современности, американским политикам и интеллектуалам необходимо было найти сопоставимое с ним исламское движение, активно продвигающее политическую повестку на глобальном уровне, чтобы определить его как очередную цель в борьбе за эмансипацию, демилитаризацию и деполитизацию мусульманского сознания. Это движение было найдено, и им вполне предсказуемо оказалась самая массовая общественно-политическая организация современного исламского мира – «Братья-мусульмане».

      Американское экспертное сообщество сегодня не на шутку встревожилось, вдруг обнаружив, насколько глубоко «Братья-мусульмане», по их утверждениям, проникли в американское общество, и насколько они активно и организованно продвигают в нем свою общественно-политическую программу. Оттого сегодня многие исследователи от живописания тонкостей идеологии и практики джихадистских движений перешли к плотному вскрытию идеологии и практики «Братьев» и связанных с ними организаций и структур.

      Следует, однако, признать, что многие из этих исследований пока еще отличаются поверхностным подходом и пересказывают банальные истины о том, что с момента своего создания, «Братья» определяли себя как авангард глобального исламского возрождения. Они подчеркивают в очередной раз универсальность идеологии и организации «Братьев», работающих над взращиванием исламской личности и общества по ступеням «личность-семья-нация-правительство-государство», а также стратегический подход «Братьев» к реализации своей миссии.

      Затем, исследователи переходят к более актуальным вопросам, которые обычно формулируются в таком виде: «С момента своего создания «Братья» распространили свое присутствие практически на всех континентах, а в Соединенных Штатах их экспансия была особенно значительной».

      Весьма показательным в этом отношении является статья Хусейна Хаккани «Политизация американского Ислама», выполненная для Института Хадсона. Ее повествовательной и аналитической логике стоит уделить внимание, поскольку она отражает общую тенденцию в современном американском аналитическом сообществе.

      Четыре фактора

      Чтобы выписать отличительные черты «Братьев» от остальных мусульман, Хаккани, начинает с того, как в 1950-х и 1960-х годах значительное количество мусульман-иммигрантов начало прибывать в США. С его слов, эти мусульманские иммигранты приехали в США не для того, чтобы «исламизировать США или реализовывать повестку политического Ислама», а для того, чтобы «реализовать американскую мечту», «обрести дома и автомобили, хорошую работу и образование для своих детей». Однако именно в этот момент они и попали в поле зрения «Братьев», которые стремились в отличие от простых иммигрантов, как раз таки реализовать «идеологическую и политическую повестку», разработанную основателем «Братьев-мусульман» Хасаном аль-Банной.

      Согласно логике Хаккани, реализации «Братьями» своих целей способствовало четыре основных фактора. Во-первых, они, с его слов, нуждались в кадрах, способных нести глобальную исламскую миссию. И таковые были найдены «Братьями» в среде мусульман, обучающихся и обосновавшихся в Соединенных Штатах. Во-вторых, «Братья» проницательно осознали, что, помогая американским мусульманам в реализации исламских предписаний, таких как молитва, пост, закят и т. д., они могут достигать и своих целей в приобретении ценных для себя кадров.

      В-третьих, в 1950-х годах на мировой арене появилась Саудовская Аравия, которая стремилась расширить свое влияние на мусульман мира. Со слов Хаккани и посла США в Египте и Саудовской Аравии Германа Ельтса, которого он цитирует, «Братья» и саудовская элита нашли друг друга, и готовность саудитов финансировать глобальный суннитский исламский проект удивительным образом совпала с желанием и готовностью «Братьев» его реализовать.

      В-четвертых, в пользу «Братьев» сработал фактор Холодной войны, в ходе которой США с готовностью заключали союзы и поддерживали любые силы, способные остановить глобальную идеологическую и политическую экспансию Советов. «Такой подход рассматривал саудовцев в качестве ключевых союзников Соединенных Штатов, а «Братья» были союзником Саудовской Аравии», - пишет Хаккани.

      Создание глобальной сети

      Еще одна идея, которую, как утверждает Хаккани, пытались реализовать американцы, заключалась в попытках найти «мусульманского Билли Грэма» - мусульманского аналога видного проповедника самого крупного баптистского объединения в мире, бывшего на протяжении многих лет духовным советником президентов США. Подобранный среди прочих на эту роль Саид Рамадан оказался мужем Вафы аль-Банны, дочери основателя «Братьев» Хасана аль-Банны.

      Рамадан уже в 1953 году был удостоен встречи в Овальном кабинете с Дуайтом Эйзенхауэром, президентом Соединенных Штатов, который ожидал от него, что он мобилизует мусульман всего мира для противостояния экспансии коммунизма. Саид Рамадан, осознавший, какую возможность ему предоставляет ситуация, начал создание международной институциональной сети «Братьев». Хотя «Братья» были ограничены на тот момент работой в арабоязычных странах, Саид добился союза с молодым мусульманским государством в Пакистане, и в особенности с организацией «Джамаат-э-Ислами» во главе с Абу аль-Aля аль-Маудуди.

      В 1961 году Саид Рамадан создал Исламский центр в Женеве, а затем в 1962 году наследный принц Саудовской Аравии Фейсал Абд уль-Азиз помог ему создать Лигу исламского мира, также известную, как «Рабита аль-алям аль-Ислами». Хаккани утверждает, что именно Лига стала одним из основных источников финансирования политически ориентированных исламских проектов во всем мире. Далее он подробно рассказывает о том, что в США было создано еще огромное количество аффилированных с «Братьями» организаций, исповедующих ту же идеологию.

      Среди этих организаций названы Мусульманская студенческая ассоциация (MSA), Всемирная ассамблея исламской молодежи (WAMY), Международная исламская федерация студенческих организаций (IIFSO). Эти и другие, по мнению Хаккани, подразделения «Братьев» заложили практику приглашения в Соединенные Штаты лекторов из мусульманского мира, таких, как аль-Маудуди, Абу аль-Хасана Али Надви, Юсуфа аль-Карадави и других. Они проделали огромную работу по укоренению в американском обществе подходов и взглядов, разделяемых «Братьями».

      Кроме того подчеркиваются успехи «Братьев» в сфере издательской работы, благодаря которой труды, статьи и книги идеологов «политического Ислама» были переведены на, более чем 70 языков, что делало их доступными любому желающему в любой точке мира. «Молодой мусульманский студент-инженер, скажем, в Оклахоме или Мичигане, кто хочет узнать о своей вере, может просто посетить школьную молельную комнату и взять любую исламистскую литературу, которую он пожелает, - пишет Хаккани. - Если он турок, эта литература доступна на турецком, если он из Индии, она ему доступна на хинди, если он является пакистанцем – на урду, и, безусловно, на английском».

      Деполитизация мэйнстрима

      Таким образом, все эти факторы, по Хаккани, позволили «Братьям» резко расширить свои организационные сети, а самим этим сетям стать наиболее влиятельным представителем Ислама в мусульманских общинах в Соединенных Штатах. Кроме того, этот организационный успех «Братьев» в Америке имел, по его мнению, четыре эффекта воздействия на мусульманскую общину в масштабах всей стране.

      Во-первых, многие из ведущих и ключевых фигур американской мусульманской общины оказались или членами «Братьев», или находятся под влиянием ее идеологических подходов. Во-вторых, большое количество мечетей и организаций в Северной Америке оказались под покровительством или под контролем «Братьев». Данный идеологический и организационный успех позволил организации позиционировать себя в качестве лидеров американского мусульманского сообщества.

      В-третьих, «Братья» на подобном уровне могли уже претендовать на то, чтобы определять мусульманскую политическую повестка в США. Хаккани обвиняет их в том, что они чрезмерно увлеклись политическими вопросами в ущерб вопросам обрядовой и духовной практики, а также межконфессионального диалога. «Лидеры «Братьев» описывали Ислам, как политическую и социальную идеологию», - заявляет Хаккани.

      В-четвертых, доминирование «Братьев» привело к тому, что они оказали существенное влияние и на американский мэйнстрим. Для многих американцев, тот Ислам, который продвигают «Братья» в настоящее время является «официальной» и основной версией Ислама. Хаккани поясняет, как это произошло: «Если новостные агентства ищут публичную фигуру из числа мусульман, они обычно идут в одну из организаций, связанных с «Братьями».

      Будь то мусульманские структуры, работающие с заключенными, институт капелланов в армии, или какие-либо другие организации, - все их подходы и взгляды подверглись влиянию «Братьев». Достижение ощущения однородности в отношении разнообразного сообщества, может быть, является самым большим и значимым достижением «Братьев» в США, признает Хаккани.

      Подробно рассказанная история о том, как «Братья» шли к своему успеху в США, и как они добивались своего влияния на остальные мусульманские общины, а также на американское информационное и публичное пространство, по Хаккани, должна служить предупреждением американскому обществу о том, какая влиятельная организация выросла внутри самих США, пока государство сначала пестовало джихадистские движения по всему миру, а потом с ними же и воевало.

      Основной же посыл подобных исследований состоит в том, чтобы привлечь внимание американских экспертов и политиков к тому, что после разгрома джихадистких движений и организаций по всему миру, основной задачей властей должно стать сдерживание дальнейшей организационной и идеологической экспансии аффилированных с «Братьями» умеренных центристских организаций и сетей, а также их постепенная деполитизация.

Категория: Аналитика | Просмотров: 869 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://islam.ru

Автор: Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана