Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
О взглядах Льва Троцкого
Газета "Наш Мир"

$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»

Целостное мировоззрение встречается чаще не у систематических умов и не у людей с избытком свободного времени, а у примитивных типов. Поведение политика "ипсоситуативно"; идеи, изложенные в текстах, обычно обусловлены соображениями полемики и дидактики. Понятие "взгляды" изначально предполагает фрагментарность, не исключает противоречивости, заданности, временной динамики и, в данном случае, наиболее уместно.

1. Несомненно, Лев Троцкий разделял марксистские взгляды на действительность. При этом дискуссия по вопросам "был ли Троцкий последовательным марксистом?", а то и "был ли Троцкий марксистом вообще?" имеет место.

Во-многом суть проблемы определяется родовыми чертами марксизма. Можно спорить о том являются ли противоречия между "ранним Марксом" и "поздним Марксом" критическими, но, безусловно, они существуют. Собственно, понимание или непонимание Маркса стало возможным только в начале тридцатых. Т.к. основные его философские работы были опубликованы только в 1932г. (в России в 1933г.) К этому времени Троцкий вполне сформировался как политик и как мыслитель.. коней менять было поздно.

Многие положения и предсказания Маркса не получили подтверждения уже при его жизни и серьезно корректировались (в табличном виде это нигде не представлено). К тому же, Маркс, вопреки расхожим представлениям, был не столько кабинетным ученым, сколько политическим бойцом. И некоторые положения предусмотрительно рассматривать неразрывно, например, с борьбой против Готской программы, даже если они внешне кажутся не связанными.

По известным причинам, контактировать напрямую с учением затруднительно. Обычно приходится иметь дело с какими-то интерпретациями и здесь уже всплывают проблемы дискурса. Нельзя в 1935г. быть тем же самым марксистом, что и в 1915. Временные коррективы и прочие необходимые и достаточные условия.

Марксизм, как и анархизм, в качестве «метатеоретической» базы имеют коммунитаризм. Исходя из этого "большой водораздел" между "марксовым" и "немарксовым" проходит через роль государства. Маркс был убежденным противником идеи "государственного социализма". В представлении Маркса, социализм основывается на самоуправлении относительно небольших коллективов, имеющих в собственности средства производства (коммуны, кооперативы и т.д.). В этом смысле лозунг "фабрики - рабочим" очень марксистский, а "землю - крестьянам" - нет. Советские колхозы - очень формальная и совсем не единственная разновидность сельского коллективного хозяйствования. 

Людей, которые мало-мальски разбираются в марксизме, в мире всегда было относительно немного. Чтение Маркса всегда входило в группу специальных интересов. На этом фоне достаточно выпукло проявляется факт - "каждый читает свою Библию". Интерпретаций избыточно много, но интерпретации достаточно хорошо отличаются от заблуждений. Наиболее распространенным является отнесение марксизма к моральным учениям. Т.е. буржуи получают всего много, а рабочие мало и все из этого "по справедливости" вытекающее.

Марксизм более сложен в основах. Освобождение рабочего класса не является самоцелью, главная цель - освобождение труда. Эксплуатация порождает "отчуждение" - одно из ключевых понятий марксовой философии. "Человек отчуждается от результатов своего труда" - что это значит? А то, что человек ходит на работу, которая его угнетает, давит, не приносит ничего, кроме необходимых сумм денег, а то и того меньше. Треть жизни уходит на сон, еще треть на бессмысленное кручение гайки, ну и за вычетом еще разных трат по необходимости... ничего в общем не остается.

Древняя притча насчет ответа на вопрос: "Что делаешь?" - один отвечает "Ношу кирпичи", второй - "Зарабатываю деньги", третий - "Строю храм". "Третий" не отчужден от результатов своего труда, двое - "топчут жизнь, как сапоги".

Преодоление отчуждения в эксплуататорском обществе невозможно, отчуждение - продукт эксплуатации. Коммунизм, в марксовом понимании - это общество свободное от отчуждения. По сути то, что и отличает марксову философию (она одна - марксистских много). Что-то похожее сказал о сути иудаизма один религиозный философ:"Не делай другим, чего себе не хочешь. ВСЕ. ОСТАЛЬНОЕ - КОММЕНТАРИИ". (Сказано замечательно: к сожалению, практика не всегда идеально совпадает с теорией.)

2. Представленная интерпретация является информационным фоном для рассмотрения некоторой совокупности идей. Интересующий нас марксизм Троцкого был более ортодоксальным, чем ленинский, по мнению многих (напр. Луначарского). Возможно это и так, если, конечно, удастся выделить его "в чистом виде", отграничив от лассальянства Троцкого, а так же и его же фрейдизма, социал-дарвинизма, ницшеанства и т.п.

"Троцкизм" и "взгляды Троцкого" понятия далеко не идентичные, разные по объему, с учетом того, что и "троцкизмов" существует очень немало. 

Популярность трудов Троцкого объясняется прежде всего их "популярностью". Он очень живо, доступно и интересно пишет. Гегель никогда не будет популярным автором, хотя Ленин считал, что, не освоив "Науку логики" Гегеля, в "Капитале" разобраться невозможно. И, правда, люди, хорошо освоившие Гегеля, часто прибегали к схожим социальным практикам. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов блестящий организаторский талант Троцкого. В числе прочего, он умел организовать популярность - только в "советский период" успел издать 17 томов своих сочинений (Ленин своих трудов тогда не издавал).

Работы Троцкого, что и не удивительно, разного уровня. Его литературная эссеистика не потеряет значения еще много лет, как и многие методические подходы. Как крупный теоретик терроризма Троцкий вполне вторичен и неинтересен (то же и Ленин). Своего варианта марксизма не создал. Исключительно интересен как автор – участник (не просто непосредственный, а один из главных) описываемых им событий. Ни одному политику не удалось пока обойтись без откровенного вранья (Много эмоционально-насыщенных строк Троцкий посвятил борьбе с "англо-американской интервенцией" и пр.). Еще Троцкий известен, как переводчик на украинский басен Крылова.

3. Самым популярным у историков занятием является поиск в биографиях великих людей "реперов" и "межевых камней". На самом же деле, все в большей или меньшей степени хаотично и разные случайности играют колоссальную роль.

Троцкий начинал свою политическую деятельность с решительной критики Маркса. А марксистом он стал под влиянием Соколовской. Мог бы стать и анархистом. Кого не может сделать взрослая женщина из юноши, который критикует Маркса, не прочитав ни одной его строчки. Примерно так же, Муссолини стал социалистом под влиянием Балабановой (впоследствии, заметной троцкистки).

Было ли это случайностью? В какой-то мере - да (были и другие женщины-социалистки). И уж, конечно, совершенная глупость - объяснение пути Троцкого фанатичным стремлением к власти.

К власти Троцкий пришел довольно поздно, да и вообще, революционная деятельность в начале века была коротким путем на каторгу, а не во власть. Человек со способностями Троцкого мог бы найти путь менее обременительный, но так уж сложились многочисленные обстоятельства. В объяснении исторических событий "оккамовская бритва" часто заменяется "барлой" (инструментом для кастрации) - объяснения примитивны, поверхностны, избыточно обусловлены чем-нибудь "близлежащим".

Например, свастика на шинелях красноармейцев считается заимствованной у калмыков (люндн). Да, действительно, были у Городовикова калмыцкие бойцы, не очень много (больше в Донской армии). А вот бурятов был целый красный кавдивизион. Почему не у них заимствовали, или не у белорусов (Ленин, правда, тоже был "друг степей")? Но уже у Керенского свастика была на банкнотах...

Появление звезды как большевистского знака - подача Троцкого. Это обычно объясняют влиянием масонства или отсылаются к древнему символу Иерусалима. Масоном Троцкий не был (если не читать всерьез Берберову). Да и вообще, масоны практически никакой роли в большевизации России не сыграли. Кто бы стал слушать какого-то "видного большевика Скворцова-Степанова"? Были люди покруче масонов.

Религию Троцкий искренне презирал, от еврейства отстранялся (даже знание идиш скрывал). По одной малоизвестной, но довольно убедительной теории, Троцкий заимствовал звезду у катаров. Те действительно много экспериментировали с безбожным синтезом добра и зла, вполне в ницшеанских установках.

Почему-то редко вспоминают о том, что Ленин и Троцкий были "живыми людьми", гениальными людьми, очень желчного характера, с довольно своеобразным чувством юмора. И история сама почти наполовину состоит из вещей очень случайных. "Марсова звезда" ( утвержденная для красноармейцев) к Марсу очень боком, а происходит от "лилия мартагона" и введена в российской армии при Николае Первом. Странно было бы видеть в Троцком продолжателя именно этой традиции.

Почему "красной звезде" не быть заимствованной у "Хайнекена"? Ленин и Троцкий пили мало и только пиво. Троцкий в автобиографии пишет, что пил пиво даже на "празднике вина". Марки пива фирмы "Хайнекен" и тогда были самыми популярными в Европе, а символы, обычно, "визуально цепляются".

Или, к примеру, красная звезда входила в нагрудный знак очень популярного в России "Общества сострадания животным" (более 100 отделений).

Было... Троцкий приехал из Веймара. Возможно, вполне возможно. Взял же Лев Давидович в качестве псевдонима фамилию тюремного надзирателя... почему бы "хайнекен" на фуражку не прицепить? В этом была бы некая логическая последовательность.

Примерно такой же внутренней логикой обладает и знаменитый интернационализм Троцкого - вопрос отдельного рассмотрения. Все-таки, взгляды политика и то, что он пишет о своих взглядах, обычно представляют одесский постулат о двух разницах. Окружение Сталина, например, было куда как более разнообразно в национальном отношении, чем окружение Троцкого. Собственно, национализм и интернационализм - две крайности, и обеих их Троцкий счастливо избежал. Расстреливал он "невзирая", а работать предпочитал с евреями. Вот это, кстати, можно за многими заметить, включая Ленина, кайзера Вильгельма и еще много кого.

Нигилизм - вот питательная среда для формирования целого ряда идеологий середины-конца девятнадцатого века. В частности, популярного и в наши дни преформированного ницшеанства.

Если говорить об идолах поп-культуры, то Ницше, видимо, самый древний. За исключением де Сада, но признание последнего не повсеместно.

Нигилизм был заимствован Ницше у Ивана Сергеевича Тургенева, идейное влияние которого на эпоху до сих пор остается недопонятым и, во всяком случае, сильно недооцененным.

Первая работа, написанная Львом Троцким, посвящена именно Ницше. "Он нашел нужным "переоценить все ценности"... Какой, по-видимому, безграничный радикализм, какая потрясающая смелость мысли... Он полон ненависти к помешанному на равенстве демократу, который стремится сделать человека отвратительным, презренным стадным животным."

Пройдет много лет и учитель многих и многих неотроцкистов Лео Штраус напишет о пролетариате, как о новой "белокурой бестии". И еще немного до того, как Гейдар Джемаль выдаст: "Пролетариат - это арьергард воинствующего имманентизма, "очищающий" человеческое пространство перед тем, как в него ворвутся орды инфернального мира".

Но Троцкий уже тогда восхищается "буржуазным пролетариатом", вырывающим куски из самой же буржуазии (кажется, он имел в виду аферистов). Троцкий выводил философию Ницше из его болезни: "Будучи человеком незаурядным, он не мог пассивно примириться с положением, в которое его поставила болезнь." Именно это, по мнению Троцкого, привело его к теории, "которая не только давала бы ему возможность жить при указанных условиях, но и осмысливала бы эту жизнь" (Л. Троцкий "Кое-что о философии "сверхчеловека"). 

Сверхличность Ницше формировалась в постоянном противостоянии собственной ущербности; в гипертрофировании ущербности; в некой, сознательно формируемой запредельности.

"Вы желаете, насколько возможно, уничтожить страдание, а мы, кажется, мы хотим увеличить его, сделать его более сильным, чем оно было... Культ страдания, великого страдания - разве не знаете вы, что только этот культ вел до сих пор человека ввысь" (Ф. Ницше).

Возможно, тактика Ницше многое определила в формировании личности Троцкого. Многие очевидцы рассказывают об эпилептиформных припадках, регулярно случавшихся у Троцкого. Один из них произошел прямо в ночь Октябрьского восстания. "Склонность к обморокам при физической боли или недомогании я унаследовал от матери. Это и дало повод одному американскому врачу приписать мне падучую болезнь" (Л. Троцкий).

Троцкий в чем-то явно разыгрывал сверхчеловека, в чем-то, действительно, пытался им быть. Любые рассуждения о ценности человеческой жизни считал "поповскими", был "морально холоден", даже многотысячные жертвы считал ничтожными. При этом он совершенно спокойно относился к возможности собственной гибели; рисковал, где только было возможно; и "хождение по краю" было для него привычным упражнением. Такая "сверхчеловечность" (Б.Суварин прямо называл его "сверхчеловеком") обычно "проявляет" механизм гиперкомпенсации. Чего стоит его "невероятный" кожаный костюм, специально разработанный художником Анненковым.

5. Ничего необычного в ницшеанских интересах Троцкого не было. Мало кто в России на рубеже веков, так или иначе, не оказался под влиянием идей великого Ницше. "..мы, марксисты-коммунисты, на заре нашего революционного движения отдали некоторую дань увлечению Ницше. Конечно, в разной степени." (А. Луначарский).

Луначарский проводит прямые параллели между Марксом и Ницше: "он действительно чутьем угадал нарождающийся класс, так же как сделал это Маркс по отношению к пролетариату, когда последний существовал еще больше "для себя", чем "для других"".

Ленин с большим уважением отзывался о работах Ницше и видел его вклад в борьбе с идеологией мещанства. Привлечение мещанства (как и крестьянства) на сторону пролетариата Ленин считал одной из главных задач. Разумеется, марксисты (в т.ч. Троцкий) относили Ницше к разряду "противников".

Но в соответствие с распространенной точкой зрения, у Ницше можно было многое почерпнуть в плане борьбы с проповедью гуманизма, ненасилия, общечеловеческих ценностей, "всяких толстовских, полутолстовских или с толстовской примесью гуманистов и сентименталистов" (А. Луначарский).

О сходстве марксизма и ницшеанства написано довольно много - это и антиреформизм, и критика буржуазных ценностей, антиидеализм (экономизм Маркса и биологизм Ницше), антихристианство, антилиберализм, критика очуждения и т.д.

Уже в 1906 г. в Одессе (где ж еще!) вышла работа М. Факенфельда "Ницше и Маркс" в целом посвященная прощанию “с длинным обозом старых предрассудков, обычаев, нравственных норм, со всем тем хламом прошлых веков, который мешает смелому движению и свободному быстрому плану... (свободному прогрессивному движению)”. Провозглашалось "сжигание мостов" и прорыв в постбуржуазную реальность.

"Выросшие до титанического уровня люди, создают всю культуру” (Ф. Ницше) - как это могло не привлечь Троцкого. "Титанические мотивы" подчеркивал и Астров: "Борьба с нищетою является поэтому борьбою за права человеческого духа.

Борьбою за права духа является борьба с накоплением материальных избытков в руках немногих и с точки зрения этого меньшинства. Дух гаснет от пресыщения" (П. Астров "Правда марксизма").

Ницше писал о разных нигилизмах - "европейский нигилизм", "нигилизм петербургского фасона", нигилизм Шопенагауэра (который он не принимал). Видимо, нигилизм самого Ницше был более "петербургского фасона". Могло ли быть по-другому у человека, который благоговел перед Тургеневым, а Достоевского не только "почитывал", но изучал, кропотливо конспектируя (напр. "Бесов").

Дела с нигилизмом в России всегда обстояли просто отлично. "Ни в одном народе нельзя найти такого презрения к культурным ценностям, к творчеству человека, к познанию, к философии, к искусству, к праву, к относительным и условным формам общественности, как у народа русского," - писал интереснейший из критических марксистов Николай Бердяев. Российская революционность сформировалась без всякого влияния Ницше и даже без влияния Маркса. В России марксизм скорее был "наконечником копья".

“Судьба учения Маркса в России резко отличается от его судьбы в других странах. Всюду оно распространялось и становилось постепенно действующей силой в стране в такие периоды истории, когда давно прекратилось в них повышение общественной температуры.... Не то в России. Здесь широкое распространение марксизма шло вместе с нарастанием последнего девятого вала нашей, уже целое столетие начавшей волноваться общественной жизни.” (Вера Засулич)

Ницше, собственно, ничего особенно нового России не открыл, а только блестяще афористически сформулировал, возвысил и отполировал.. заимствованное здесь же. Откровенный В.В. Розанов едко заметил: "Ницше почтили потому, что он был немец, и притом - страдающий.." Бердяев прямо писал "о СТАДАХ сверхчеловеков, вообразивших, что им все дозволено".

Энгельс одно время даже негодовал, по поводу "русского засилья" в Интернационале. Действительно, Интернационал одно время шел больше за Бакуниным, чем за Марксом. А эмиссаром Бакунина в России был некто Сергей Геннадиевич Нечаев. Герцен тоже много писал о нигилизме, финансировал Нечаева и посвящал ему стихи. "Воистину, мы ничего не потеряем от того, что нас перестанут считать "истинным и адекватным выражением" тех ограниченных собак, с которыми нас свели вместе последние годы." (Энгельс-Марксу; от 13 февраля 1851 г.)

6. Много привлекательного выстраивалось под ницшеанским лозунгом «Бог умер». Дальше открывалась некая условная бесконечность, в которой, безусловно, "все дозволено". Это еще не Достоевский, это пока еще Сад ("Все ложно. Все дозволено.").

Творчество де Сада, который остается одним из влиятельнейших европейских философов, автором, к которому обращаются в последнее время все чаще, чрезвычайно сложно для понимания (в РФ малоизвестно). Подобно тому, как философия "непротивления злу" направлена против Зла, садовская философия "непротивления пороку" направлена против Порока.

Троцкий был знаком с работами де Сада и, по-видимому, оценивал их достаточно высоко. Во всяком случае упоминал Сада в таком ряду: "Ницше... Кант... Маркиз де-Сад... Шопенгауэр" (Л. Троцкий "Взалкали "культуры""). И даже писал во вполне ницшеанском стиле: "Аристократ в разврате находил свое призвание: он вкладывал в это дело всю свою личность и достигал виртуозности. Он опускался на самое дно извращенности и доходил до преступлений, как маркиз де-Сад, но оставался при этом "артистом". Современный средний буржуа в свой разврат вносит сухую деловитость" (Л. Троцкий "На Западе").

Революционер де Сад мог многое сказать о революции от первого лица. "Земной рай; прекрасный дом, великолепный сад, избранное общество, восхитительные женщины (Сад иронизирует; он сидел в тюрьме - прим. КП) - и вдруг под нашими окнами оборудуется место для казней, и, прямо посреди нашего сада возникает кладбище для гильотинированных. Мы похоронили, мой дорогой друг, за пять дней тысячу восемьсот человек, из них треть - это обитатели нашего несчастного дома" (29 брюмера, год III).

Неслучайность, связность, взаимообусловленность. Настоящая старой школы диалектика... анализ Сада поражает глубиной: "... нация уже старая и разложившаяся, которая отважно сбросит с себя иго монархического правления, чтобы воспринять правление республиканское, будет поддерживаться лишь посредством бесчисленных преступлений; ибо она уже находится в преступлении, и если бы ей захотелось перейти от преступления к добродетели, то есть от состояния жестокости к состоянию покоя, она впала бы в косность, первейшим результатом которой была бы ее неминуемая гибель" (цит. по Пьер Клоссовски "Сад и Революция").

И дальше становится окончательно очевидным влияние де Сада на Ницше. Ницше никогда не упоминал имени Сада в своих работах (это было непримлемо для общества), но термином "либертины" он пользовался неоднократно, что определяюще показательно. "Вы восстали против несправедливости; несправедливость для вас заключалась в том, что вы были исключены из практики несправедливости; взбунтовавшись против несправедливости, вы ответили той же несправедливостью, потому что вы убили своих хозяев, подобно тому, как ваши хозяева убили в своей душе Бога" (де Сад).

И далее ему ровно вторит Ницше: "Бог умер". И далее, естественно, антихристианство.

В христианстве Ницше видел апофеоз иллюзорности и утраты основ. Следует уточнить, что Ницше писал о современной ему версии христианства, которое уже шагало не «per peder apostolorum» и довольно далеко ушло от «апостольских опор».

Никаких сомнений у Ницше не вызывала только власть инстинктов. И у Троцкого тоже: "Великий французский утопист Фурье - в противовес христианскому аскетизму и подавлению природы - строил свои фаланстеры (коммуны будущего) на правильном и разумном использовании и сочетании человеческих инстинктов и страстей. Это мысль глубокая." (Л. Троцкий "Водка, церковь и кинематограф").

Продолжение следует

Категория: История | Просмотров: 1304 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://forum.msk.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана