Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Пережитки «Новой волны»
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Мурат Мукашев - молодой казахстанский кинокритик. Его взгляды противоположны официальной пропаганде от кино, а мнение об отечественном кинематографе - самое жесткое. Мы встретились с Муратом перед его отъездом в Москву, и разговор, естественно, зашел о кино. Вернее - об отечественных кинематографических дебютах – заметных и не очень.

- За последнее время в нашем кино появилось несколько новых имен и фильмов. В том числе - дебютных. О большинстве из них – отзывы восторженные. А что, на твой взгляд, происходит сейчас в казахстанском кинематографе?
- Не думаю, что прорыв в отечественном кино, о котором столько говорят и пишут, это серьезно. То, что кинотеатры стали прокатывать картины отечественного производства – еще не повод сказать о достижениях этого самого кино. В отечественном прокате наше кино идет по-прежнему вяло. Но нужно понять и то, что кинематограф – не олимпийский вид спорта, где отдача от вложений столь зрима и, главное, закономерна. Успеха может и не быть. Как у зрителя, так и у фестивального жюри.

- И тем не менее множество людей во всем мире, в том числе и в нашей стране, ежедневно приходят на съемочную площадку, для того чтобы снимать кино…
- Для кого-то это способ самоутвердиться, для кого-то профессия, для кого-то проще – бизнес. Увидеть хоть какую-то гражданскую позицию, я не говорю уже об идеологии, в казахстанских картинах приходится, наверное, реже, чем раз в десятилетие. В основном – все это украшательство, архаика, пережитки «новой волны» и мучительные поиски чего-то нового. А реальной базы – идеологической, драматургической, для этого как не было, так и нет. Вот и приходится художникам выдумывать свое кино на ходу. Результат – соответствующий. Картину «Келин» долго и с интересом ждали на широком экране, но в прокате фильм прошел почти не замеченным и так и не «выстрелил».

- Если говорить о дебютах молодых казахстанских режиссеров – может быть, там картина более радостная. Все-таки молодость, начинания, первый успех…
- Эту проблему хорошо выразил молодой драматург Бекболат Шекеров, студент ВГИКа. Помню, мы провожали его в Москву и обсуждали недавние «казахфильмовские» дебюты. Он сказал: «Мне кажется, наш кинематограф заболел провинциализмом. Зрелые и пожилые режиссеры что-то снимают, не знаю, насколько это интересно или вообще известно широкому зрителю. А молодежь… Я думаю, сама себя загоняет в определенные рамки. Я называю эти рамки «поколением каморы». В центре – этакий «лишний человек» лет двадцати, полукриминальный оттенок и окружение, «не испорченное интеллектом», без целей в жизни. Какое тут может быть развитие?». По-моему, лучше не скажешь…

- Но есть и удачные дебюты. Причем не только молодых режиссеров, но и тех, кто в профессии не один десяток лет.
- Безусловно. Не иначе, как «звездным» дебютом в игровом кино можно назвать ленту «Записки путевого обходчика» Жанабека Жетыруова, долгое время работавшего в документалистике. Философскую притчу «Трасса» снял известный художник кино Сабит Курманбеков. Жаль, но эту оригинальную ленту зритель так и не увидел. А ведь Сабиту давно прочат большое будущее в кинематографе. Историческую сагу «Биржан сал», которую поставил народный артист Казахстана Досхан Жолжаксынов, и дебютом-то назвать язык не поворачивается. Это большой напряженный труд, затратное, финансовоемкое занятие, на которое государство делает ставку и возлагает надежды. Это кино нужно показывать зрителю. Но зритель его, как правило, не знает.

- Мы говорим о состоявшихся художниках. А что же ленты тех самых «молодых»?
- Вот эти-то картины и вызывают больше всего вопросов. Нашим великовозрастным «молодым режиссерам» пора понять, что «поколение каморы» давно выродилось, сошло со сцены. Что пора перестать эксплуатировать подвалы и чердаки, населенные «лишними людьми». «Иглу» или «Ассу» уже не переснять, да и смысла не имеет. Эта архаизация сознания наших молодых режиссеров, этакий откат в прошлое на два десятка лет, будучи воплощенными на экране – довольно жалкое зрелище… Вспомни дебюты Никиты Михалкова, Вадима Абдрашитова, Артура Пелешяна – им было по двадцать пять – двадцать шесть лет, а они своими первыми игровыми лентами заявили о себе как о режиссерах мирового уровня. Вот это действительно молодость. Это действительно дебют. Я думаю, та кинематографическая эпоха ушла безвозвратно, и нам сегодня остается только смотреть на то, что предлагают нам наши «юные гении». Или не смотреть. Выбор в общем-то есть у каждого, и большинство предпочитает оставаться в неведении.

- А если посмотреть на то, что происходит в соседней России, где государство тоже поддерживает дебютантов, - там такая же картина, как в Казахстане?
- Интересные дебюты появляются каждый год. Но там работает мощная пропагандистская машина, которая даже посредственную вещь «внедрит в сознание», как прорыв и «новое слово» в кинематографе. Кстати, международная программа кинопоказов так и называется - «Звездный дебют». Несколько лет назад в Алматы показали несколько таких картин. И главное, чего добились организаторы – неоднозначного восприятия лент, а отсюда и интереса к имени режиссера.

- В чем же причина неизвестности большинства дебютов молодых казахстанских режиссеров?
- Мне вспоминается «казахская новая волна». Первые полнометражные фильмы этих режиссеров, то есть в своем роде – тоже дебюты, были очень удачными. Думаю, это была попытка честно говорить со зрителем, еще не замутненный блеском фестивальных огней взгляд художника на жизнь. Где-то стеб, где-то озорство. Потом сказать им стало нечего. Заметь, что последующие фильмы этого «звездного» соловьевского выпуска ВГИКа замечены не были. Эту проблему можно сформулировать, как «болезнь одной темы». Но режиссер, как известно, не занимается «темами». Он или выражает себя, или копирует других, или пытается хитро им подражать. Или отрабатывает заказ. Все. Для зрелого мастера поиск форм существования ограничен. Другое дело – молодежь: здесь и постебаться можно и похохотать. И шедевр выдать. Этого не вышло. В фильмах, последовавших за звездным успехом, авторы, видимо, хотели повторить свой успех. Однако в кино такие вещи удаются единицам.

- Но сейчас-то время совершенно другое. Другое кино, и зритель сильно изменился. Ему уже не понятны проблемы и образы героев «новой волны». С чего же начинать молодым?
- Люди перестали мыслить широко. Если режиссер, образно говоря, начинает мыслить масштабами «ванной комнаты», ясно, что ему нечего будет сказать зрителю. Нельзя бесконечно эксплуатировать смерть, грязь, секс и наркотики… Если это и отражение действительности, то оно жалкое. Конечно, действовать против общемировых тенденций в Алматы - смело, и где-то безрассудно. Но в кино все начинается с конфликта, с противоречия, с умения сказать: я смогу сделать по-другому…
Категория: Интересно | Просмотров: 622 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://nashmir.kz/news/perezhitki_novoj_volny/2009-09-01-283

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана