Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Оренбург – российские ворота в Центральную Азию
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Нет, пожалуй, в России города, который сыграл бы большую роль в развитии отношений страны с государствами Центральной Азии, чем Оренбург. Он долгое время служил центром торговли и товарообмена между российским купечеством и торговцами из Бухары, Хивы и Коканда, позднее стал форпостом для проникновения российского влияния в Центральную Азию и плацдармом для присоединения этого обширного региона к Российской империи. Он был центром просвещения для мусульманских народов Урала и Казахстана. В годы советской власти Оренбург был даже некоторое время столицей Казахстана. И сегодня, после распада СССР, он вновь стал приграничным с Центральной Азией регионом, осуществляя важную посредническую роль в двусторонней торговле.

О влиянии Оренбурга на Центральную Азию и азиатском влиянии на Оренбург, о прошлом и настоящем города «Фергана.Ру» беседует со специалистом по истории ислама на Южном Урале, кандидатом исторических наук, старшим преподавателем Института управления Оренбургского государственного аграрного университета Денисом Денисовым.

- Денис Николаевич, в старые времена Оренбург называли «воротами в Центральную Азию». Применимо ли это определение к сегодняшнему Оренбургу?

- Да, разумеется. Изначально Оренбург задумывался не только как политический и военный центр обширного края, но и как важнейший пункт в развитии торговых и экономических отношений с народами Центральной Азии и Казахстана. С распадом СССР и изменением геополитической ситуации он вернулся к своей исторической роли и вновь стал городом пограничным, важнейшей транспортной артерией, которая связывает Центральную Азию и Россию.

- Насколько в прошлом и настоящем города чувствуется центральноазиатское влияние?

- До революции 1917 года современники отмечали, что наш город имел азиатский, восточный характер - благодаря высокой доле выходцев из Центральной Азии, которые торговали в Оренбурге и селились в нем. Их роль в жизни города значительна: они внесли свой вклад в развитие транспорта, инфраструктуры, торговли.

Музей казахской культуры, быта и этнографии в Оренбурге
Музей казахской культуры, быта и этнографии в Оренбурге

Значение Оренбурга заключалось в том, что он был мостом, который связывал вместе татар, башкир, других российских мусульман, живущих в инокультурном и иноязычном окружении, среди православного большинства, со странами мусульманского Востока. Оренбург был окном, который служил для проникновения идей, книг, людей, взаимного культурного движения. Оренбург и другие города Южного Урала, такие как Орск и Троицк, всегда поддерживали тесные связи с Центральной Азией, Османской империей и Ближним Востоком. Российские мусульмане из Оренбуржья отправлялись в хадж или по торговым делам, на обучение в медресе этих стран, выезжали на постоянное место жительства, вели переписку с друзьями и родственниками. Этот культурный обмен практически никогда не прекращался.

- Что, по Вашему мнению, является символом этого культурного обмена?

- Конечно, это Меновой двор. Сохранились и фотографии, и многочисленные свидетельства и описания этого объекта очевидцами. Это было место, куда приглашали азиатских купцов для торга, где они могли чувствовать себя свободно и комфортно. Характерная особенность – Меновой двор располагался на Азиатской стороне, за пределами города, на левом берегу Урала. Урал разделяет наш край на две части «российскую» и «азиатскую», степную. И Меновой двор как раз располагался там. Эта двойственность проявлялась в самой структуре Менового двора, потому что на его северной стороне располагалась мечеть, а на южной – православная церковь, что отражало конфессиональный состав участников торгового процесса – представителей Запада и Востока, христианства и ислама.

Колодец и мечеть на Меновом дворе
Колодец и мечеть на Меновом дворе

- Как осуществлялась торговля?

- Через Оренбург активно велась караванная торговля с Хивой, Кокандом, Бухарой, Индией. Торговали самыми разными товарами. Предметом российского экспорта служила продукция уральских заводов, в том числе металлургическая: различные фабричные изделия, чайники, кумганы (медные кувшины. – прим. ред.), гвозди, топоры, сундуки, металлические бруски, а также сельскохозяйственная продукция - зерно, ткани, выделанная кожа. В этом приоритет принадлежал татарам, они поставляли юфть, сафьян, различные краски. В Россию из Центральной Азии завозились ткани, прежде всего хлопчатобумажные и шелк, а также сухие и свежие фрукты, скот, ювелирные изделия. Для развития торговли со странами Центральной Азии правительство предпринимало энергичные меры. Так, по указу императрицы Екатерины II от 8 июля 1782 года было предписано строить на границах Уфимского наместничества и Тобольской губернии, «в Оренбурге, Троицке и других пристойных местах мусульманские мечети для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев». На эти цели выделялись казенные средства. В результате были построены мечети на меновых дворах Оренбурга и Троицка.

Кроме того, таможенные пошлины для азиатской торговли были значительно ниже, чем для европейской. Для Оренбургской таможни существовал льготный тариф. Так, с иностранных купцов, торгующих через Оренбург, взималась в течение 10 лет не 5-процентная, а льготная 3-процентная таможенная пошлина. Подобные привилегии должны были компенсировать азиатским купцам транспортные расходы. Ко всему прочему, в Оренбурге более ста лет находилось представительство Азиатского департамента министерства иностранных дел Российской империи. Эти благоприятные условия повлияли на складывании в Оренбурге постоянного населения выходцев из государств Центральной Азии, так называемых «бухарцев».

Казахский праздник в Домбаровском районе
Казахский праздник в Домбаровском районе

- Как они жили и участвовали в общественной жизни Оренбуржья? Кто были наиболее яркими представителями этой группы?

- Присутствие торговцев из Центральной Азии было велико в дореволюционном Оренбурге. Их доля в городах Южного Урала составляла около пяти процентов. Они держали в своих руках караванную торговлю. Как правило, караванбаши всегда были узбеками, хотя огромную роль в этой торговле играли татары. Тесная взаимосвязь узбеков и татар приводила к тому, что остававшиеся на постоянное проживание узбеки быстро ассимилировались и становились составной частью мусульманской общины. Среди них было немало ярких людей.

Из религиозных деятелей могу назвать имя выдающегося ахуна (Ахун или ахунд — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ». - Википедия), педагога и богослова Ишнияза б. Ширнияза б. Ярмухаммед аль-Хорезми (?–1791). О нем писал российский муфтий (в исламе высшее духовное лицо, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам. - Прим. ред.) Ризаэтдин Фахретдин (1859— 1936) в своем многотомном сочинении «Асар». Тахаллус (прозвище, псевдоним. - Прим. ред.) аль-Хорезми свидетельствует о центральноазиатском происхождении этого человека.

Он родился в Хорезме, там же получил образование. С 1776 года жил в Поволжье, руководил медресе в Казанском уезде, а затем в Каргале (татарское поселение в Оренбургской области, известное своими медресе. - Прим. ред.). Этот человек воспитал целую плеяду известных религиозных деятелей, написал несколько книг.

Из светских лиц могу упомянуть крупного лесопромышленника Насруллу Камильбаевича Ядгарова и купеческую семью Адамовых. Представители этой семьи занимались караванной торговлей и представляли интересы подданных Бухарского эмирата в Оренбурге. Из этой семьи вышла основательница первой новометодной женской школы в нашем крае Фатима Миркамилевна Адамова. Эти люди были узбеками, принявшими российское подданство. Они быстро ассимилировались, уже через одно-два поколения вливались в состав местной мусульманской общины.

- А много ли сегодня выходцев из Центральной Азии в Оренбурге и области?

- Я бы сказал, их присутствие ощутимо. Это, прежде всего, трудовые мигранты, которые работают, в основном, в строительстве и торговле. Если раньше в области доминировали выходцы из Таджикистана, то в последние годы резко выросла доля мигрантов из Узбекистана. Они трудятся на стройках целыми артелями. Что касается их включенности в общественные структуры, то они живут собственным миром, довольно замкнуто и обособленно и изолированно от других национальностей.

Гастарбайтеры на строительстве мечети в поселке Караванном
Гастарбайтеры на строительстве мечети в поселке Караванном

- Каково отношение местного населения к мигрантам?

- Отношение различно. С одной стороны, все обращаются к их услугам и пользуются их трудом, но на бытовом уровне имеются случаи негативного отношения к мигрантам, время от времени со стороны националистов или футбольных фанатов происходят нападения на гастарбайтеров по национальному и религиозному признаку. Однако результаты проведенного недавно в семи городах и в целом ряде районов области социологического опроса показывают снижение уровня ксенофобии. Хотя он все еще довольно высок и составляет около 30 процентов. Но раньше уровень ксенофобии был выше.

- Отдельно хотелось бы поговорить о казахах Оренбуржья и сотрудничестве области с Казахстаном. Как оно развивалось?

- Да, Оренбург сыграл значительную роль в исторической судьбе казахского народа. В царское время власти уделяли большое внимание развитию у казахов системы светского образования. Работало немало учебных заведений. В частности, для детей казахской знати при Меновом дворе в Оренбурге была открыта специальная школа. В 1840 году было образовано Азиатское отделение (второй эскадрон) Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, в которое также принимались дети казахской знати. Его окончили такие известные личности как М.Бабаджанов, С.Джантюрин, Тлеу и Альмухамед Сейдалины. В 1847 году для обучения казахских детей была открыта фельдшерская школа, а спустя три года в Оренбурге начала свою работу русско-казахская семилетняя школа. В 1860 году в ряде южно-уральских крепостей были открыты школы для казахских детей, рассчитанные на 25 воспитанников каждая. В 1850 году была открыта Школа для «киргизских» (казахских) детей при Оренбургской пограничной комиссии, а с 1889 года в Оренбурге работала киргизская (казахская) учительская школа, где готовились кадры для русско-казахских школ, которых становилось все больше и больше.

Казахское кладбище в Оренбургской области
Казахское кладбище в Оренбургской области

Благодаря этим мерам, в Оренбурге и других городах Южного Урала сформировалась целая плеяда представителей казахской интеллигенции. С Южным Уралом тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов и государственных деятелей. Среди них – Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Жиенгали Тлепбергенов, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Ахмет Байтурсынов, Маймбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Миржакып Дулатов, Абдрахман Айсарин, Таир Жароков, Алиби Джангильдин и многие другие.

В свою очередь, из-за активной деятельности казахской интеллигенции в начале ХХ века Оренбург стал центром общественно-политического движения казахского народа. В годы революции и гражданской войны здесь прошли несколько важных казахских съездов, выдвинувших требования создания национально-территориальной автономии, была образована партия «Алаш» и провозглашена Алашская национально-территориальной автономии Алаш-Орда. Оренбург был первой столицей советского Казахстана (Киргизской АССР) с 1920 по 1925 годы. 4-12 октября 1920 года в Оренбурге прошел Учредительный съезд советов Киргизской АССР, на котором было избрано первое казахское правительство.

- Как сегодня складываются отношения с Казахстаном? В приграничных с ним районах области проживает немало казахов. Отличаются ли они чем-то в бытовом или ментальном плане от своих соплеменников из Казахстана?

- В советские годы граница была формальностью, поэтому между Оренбуржьем и Казахстаном сложились тесные экономические отношения. Сегодня, даже когда Казахстан стал отдельным государством, близкие отношения сохранились. У Оренбургской области едва ли не самая протяженная из всех регионов России граница с Казахстаном. В последние годы была проведена большая работа по ее делимитации, по определению принадлежности тех или иных территорий по карте, но, тем не менее, связи между Оренбуржьем и приграничными районами Казахстана никогда не прерывались. У нас открыты пункты упрощенного пропуска для жителей, потому что сохраняются родственные и торгово-экономические связи. Наши власти не ставят задачу воспрепятствовать таким связям, а делают все для их развития. Поэтому планируется дальнейшее развитие этих пунктов пропуска. Казахстан является важнейшим внешнеторговым партнером нашего региона, развиваются образовательные связи между учебными заведениями Оренбургской области и вузами Казахстана. Ежегодно проводятся совместные экономические форумы и выставки, есть совместные проекты в области освоения Карачаганакского газоконденсатного месторождения и переработки этого газа на базе газоперерабатывающего завода в Оренбурге. Все это способствует развитию теплых и дружественных отношений между нашим краем и Казахстаном.

На открытии мечети в поселке Светлом
На открытии мечети в поселке Светлом

Что касается казахского населения Оренбуржья, то в приграничных районах они составляют от 12 до 45,5 процентов населения. В культурном и языковом плане они ничем не отличаются от коренного населения Казахстана. По данным уже упоминавшихся мной социологических опросов, казахское население Оренбургской области является самым толерантным и уровень не толерантного отношения к другим национальностям там минимальный.

- Какова роль Оренбурга в развитии связей между Россией и Центральной Азией? И каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития города и области в качестве «ворот в Азию», каким он был до революции?

- Сегодня Оренбург вновь стал приграничным городом, а потому продолжает оставаться мостом между Россией и Центральной Азией. В этом есть как позитивные, так и негативные моменты. К последним можно отнести пресловутый наркотрафик, который проходит через Оренбуржье. От распространения наркомании в наибольшей степени страдает второй по величине город области – Орск.

Еще один негативный момент – проникновение в регион идей радикального ислама и экстремистской литературы. Два года назад у нас была ликвидирована ячейка «Хизб ут-Тахрир», в состав которой входили преимущественно граждане Узбекистана.

Кроме того, через нас проходят все маршруты ввоза в Россию запрещенных товаров, поэтому мы остро ощущаем на себе эти последствия. Но, конечно, позитивных моментов куда больше. Не утратила своего значения Ташкентско-Оренбургская железная дорога, построенная в начале ХХ века. Она является основным транспортным коридором, связывающим Россию и Центральную Азию. Через нашу территорию проходят основные потоки трудовой миграции и товарообмена, наш регион извлекает из этого положительные дивиденды и мы, оренбуржцы, надеемся на дальнейшее развитие транспортных магистралей, в частности, «Восточного коридора», ориентированного уже на Дальний Восток. Оренбург должен сыграть в нем не последнюю роль и продолжить свое развитие в качестве «ворот в Азию».

Категория: Бывший СССР | Просмотров: 2190 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6378

Автор: Алексей Старостин

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана