Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Мистика и политика
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Юрий Халтурин, ассистент кафедры онтологии и теории познания Екатеринбургского Государственного Университета беседует с раввином Авраамом Шмулевичем.

- Юрий Халтурин: На первый взгляд мистика и политика противоположны друг другу. Мистика глубоко индивидуальна, интровертна, обращена к трансцендентному. Политика имеет дело с массами, обращена вовне, политическая практика разворачивается по горизонтали, а не по вертикали. Тем не менее, эти две сферы человеческой деятельности каким-то образом взаимодействуют, и мне бы хотелось понять, как возможно такое взаимодействие, особенно в современной ситуации.
- Авраам Шмулевич: Во-первых, это не противоположности, это, собственно, одно и то же. Всякая настоящая политика выходит из мистики, она связана с мистикой, она питается мистикой, есть, по сути, воплощение мистики. Мы сейчас находимся в стадии перед сменой мировых формаций, в том числе политических и духовных, поэтому вещи немножко окостеневают и это не видно. Но вся современная так называемая западно-европейская цивилизация выросла исключительно из мистики: мистические движения, будь то английские протестантские секты, либо до этого католичество. Даже российское самодержавие, казалось бы, настолько косная система, тем не менее, оно рассматривало себя как проявление божественной воли на земле. Другое дело, что уже отмирали механизмы, которые это обеспечивали. Скажем, прообразом политических партий являются масонские ложи. Собственно, оттуда они и вышли.
Просто в истории бывает так, что те идеи, которые сначала кажутся революционными, новыми, эзотерическими, они постепенно овладевают массами, становятся обыденностью, окостеневают, и новые поколения революционеров, борются уже против того, что когда-то было революционными идеями.

- Как связаны масонские ложи и партии? Ведь по самому определению, партия — это часть общества, партийная политика — это политика конфликта, масонская же ложа является местом, где конфликты (политические, этнические, религиозные) по идее не должны существовать.
- Партия, по идее, — это группа людей (одно из значений слова "партия” — это как раз "группа”, а также "часть”) которая ставит перед собой задачу претворения в жизнь определенных политических целей, задачу заставить общество следовать определенной идеологии. Люди объединяются в масонскую ложу по принципу приверженности к определенной системе ценностей, идеологии. Не разделяющих ту идеологию в ложу не примут. А уже внутри этой идеологической группы конфликты, по идее, не должны существовать. В условиях абсолютистского феодального общества партий в современном виде еще не было, и масонские ложи как раз и были такими идеологически мотивированными группами, и ставили своей целью навязать обществу определенную систему ценностей, по сути это как раз система ценностей современного "либерального” общества. И масоны ставили своей целью распространить эту идеологию на все общество и действовали для этого теми методами, которые были в распоряжении данной эпохи.

- Означают ли ваши слова, что всякая мистика революционна?
- Да. Мистика — это связь с Создателем. Бог — отец Революции. Первой и самой главной Революцией в истории мироздания был Акт Творения,

- Что вы понимаете под революцией?
- Революция — это движение. Революция — это изменение. Революция — это жизнь.
Мистика — это учение о тайной, то есть истинной сути вещей. И поэтому мистика не только не противоречит политике, но просто без этого нет политики.
Есть вообще большая проблема с любой официальной религией, институциональной религией, что духовенство является всегда институтом охранительным, т.е. оно должно охранять традицию. В те немногие, на самом деле, немногие периоды истории, когда нет резких изменений и все идёт как идёт, это работает. Но как только ситуация в действительности меняется, с ней должна меняться духовная традиция. А духовенство по своей природе выступает против любых изменений, и это является причиной кризиса религиозных систем, в том числе того кризиса, который мы переживаем сейчас. Современные религии, в том числе современный иудаизм,  не думают о политическом.
Что такое политика? Политика это жизнь. Аристотель считал политику высшим из искусств. То есть это не просто искусство, а квинтэссенция искусств, это учение об организации человеческой общности, а вне человеческой общности нет ничего. Но традиционные религии, в том числе иудаизм, перестали думать о воплощении в жизнь постоянно меняющейся божественной истины,

- Как божественная истина может меняться, ведь Бог вечен?
- Бог, конечно, вечен и неизменен в Своей сущности. Но Своему творению Он открывается — вне Себя, во взаимодействии с миром. И эта Его функция, функция раскрытия Его Вечной Сущности, все время изменятся вместе с миром. И познать Бога человек (как и вообще тварность) может только в процессе изменения, в процессе движения, в процессе постоянно обновляющегося взаимодействия Бога с сотворенным Им миром. (Вспомните образ Божественной Колесницы из Видения Пророка Йехезкиля). Такое постоянное изменение, постоянное обновление — и есть революция. Это — пульс Всевышнего, который бьется в нашем мире
В мире всегда находятся люди, которые держат руку на этом Пульсе.

- Еще один вопрос в связи с темой "мистика и политика”, который меня интересует — это связь мистики и контркультуры, в частности, понятие "психоделической революции”, в котором мистика, контркультура и наркотики (психоделики) объединены как факторы противостояния существующей системе.
- Ни в коем случае, мистика никак не связана с наркотиками.

- В Израиле существуют какие-то молодежные движения, которые пытаются связать мистику Иудаизма и психоделику?
- Существуют, как и во всем мире, но настоящая мистика никак не связана с наркотиками. Это ложный способ получения мистического опыта, мы должны все получить сами. Наркотики ничего не дают, это тоже самое, что механическое заучивание текстов Аризаля, это не мистика, это иллюзия. Вы можете употреблять ЛСД, слышать голоса, но это не будет голос Всевышнего, это не те голоса, которые слышал Йешайагу (Исайя) или праотец Авраам. Настоящая мистика — это рационализм. Мистика — абсолютная трезвость. То, что мы не видим Всевышнего в этом мире, это есть результат опьянения. Но ничего, кроме Всевышнего в этом мире нет, а то что мы его не видим, — это результат некоего опьянения, есть завеса перед нашими глазами, и, усиливая ее, нельзя ее открыть. Мистика — это высшая форма рационализма. Рацио — Разум — это одно из имен Всевышнего. Настрой на поиски Божества с помощью психоделиков — проистекает из ложного настроя на "Богоискательство”, который распространился в европейской культуре начиная с излёта Ренессанса, видимо (хотя сам термин "Богоискательство” в русской философской традиции обычно используется более узко, как обозначение определённого направления русской философско-религиозной мысли).
- Богоискательство — это ложное понятие? Ложный путь? Как так?
- Конечно. Нужно полагать задачу не в том, чтобы "найти Бога”, но в том, чтобы "увидеть Его”. Бог — никуда не прячется. Он не прячется от Человека, от тварности. Он присутствует везде и всюду — и максимально чётко присутствует. Представьте себе человека в яркий солнечный день в открытом поле. Разве ему надо "искать Солнце”? Солнечный свет — везде и всюду, и вокруг него и на нем и в нем. Но если у человека повреждено зрение — то может быть проблема в том, чтобы увидеть этот свет. Если у нашего человека катаракта, замутнен хрусталик — то все, и сам свет и предметы в нём, будет видеться тусклым, размытым и искаженным, если, не про нас будь сказано, на глазах выросли бельмы — то человеку будет казаться, что он вообще находится в темноте. И тогда человек должен полагать своей задачей не искать в этой темноте свет, если он начнет искать свет — он окажется на ложном, не идущем никуда пути. Но он должен стараться удалить преграду, удалить искажения видения, обрести зрение.

- Давайте вернемся к теме мистики и политики. Мне кажется, что одна из возможных моделей их соотношения — революционная, например, мистический анархизм, т.к. мистика в качестве прорыва к Абсолюту предполагает разрушение относительных социальных, культурных, религиозных, политических рамок.
- Ни в коем случае. Почему разрушение? Задачей мистики является созидание. Мистика хочет не разрушить связь между человеком и Всевышним, а ее восстановить. И мистика хочет, чтобы общество как таковое приблизилось к Всевышнему, человек не может существовать вне общества. Поэтому разрушение это ложный путь. Система, опять же, всегда работает на самосохранение, и выбрасывает ложные идеи, которые уводят в сторону, и одна из них это идея радикализма, разрушения. Ни в коем случае. Мистика является созиданием, в том числе созиданием тех социальных условий, тех социальных рамок, в которых возможно это самое открытие Абсолюта.

- Каким образом система может сохранять себя, выдвигая идеи разрушения себя же самой?
- Направляя на ложный путь. Выбрасывая "символы-ловушки” (на эту тему у меня есть две статьи, из еще не опубликованного цикла "Азбука революции”: "Че Гевара как символ-ловушка” и "Николай Второй как символ-ловушка”), предлагая пути, которые, якобы, ведут к изменению системы, но на самом деле уводят в сторону.

- Вы сказали: "Мистика является созиданием” — по герметическому принципу "что наверху, то и внизу”?
- Да, это один из принципов, конечно. Праотец Авраам, Давид, Пророки, это все были политические фигуры. И поэтому мистика, повторяю, не противоречит политике, а наоборот лежит в основе политики. Мистика — это видение. Вы видите вещи такими, какие они есть, вы видите, в том числе, волю Всевышнего. Мистика — это то, что дает возможность человеку видеть волю Всевышнего в этом мире. Это как бы прочищение внутреннего зрения. А воля Всевышнего состоит в том, чтобы этот мир существовал, в том числе и в социальном аспекте — чтобы существовало человечество. Поэтому, еще раз повторю, мистика не уводит от политики, а лежит в основе всей настоящей политики.
Кроме того, в реальности такие идеологии как мистический анархизм не существовали, не были осуществлены, т.е. существовали только в головах тех, кто их придумал, а придумать можно все что угодно — вопрос в том, кому это "придуманное” интересно, и какое значение это имеет. Если мы обратимся к истории, то можно вспомнить тех же суфиев, которые на протяжении столетий являлись государствообразующей силой мусульманского общества. Хотя, казалось бы, суфизм — это полный отрыв от мира. Что уж говорить про иудаизм, который ставит во главу угла именно социальную жизнь.

- Может быть, имеет смысл провести различие между разными типами мистики — индивидуальной и социальной, например? Созерцательной и практической?
- Провести можно что угодно — вопрос будет ли такая умозрительная схема иметь отношение к реальности. Так вот, в исторической реальности такого разделения — никогда не было и нет. Как мы уже говорили, самые казалось бы индивидуалистические системы оказывались, выступали движущей, несущей, организационной силой общества, будь то хасидизм, каббала, аскетическое монашество, суфизм, или например Янычары.

- Но если мы возьмем еврейскую мистику, расцвет которой пришелся на средние века, то она не могла быть политическим фактором, ведь у евреев не было государства.
- Да. Но в рамках той первой идеологемы, о которой мы говорили, она несла крайне сильную функцию, она несла функцию сохранения еврейского народа. Иногда, кстати, это прорывалось и вовне. Скажем, движение субботников, пропаганда иудаизма среди гоев. Менаше бен Исраэль, была такая фигура, он встречался с Кромвелем и так далее. Христианская каббала во время Ренессанса. Еврейские восстания, тот же Шабтай Цви, правда, он принял Ислам, а так его идеи были приняты еврейским миром. Йосеф делла Рейна, была такая фигура. Но мейнстрим еврейской мистики — это именно удержание внутри. В этом смысле мы не противоречим, но являемся новой силой и с точки зрения еврейской мистики.

- Как это может быть политической целью?
- Это значит, что это есть результат некоего социального процесса: когда будет еврейское царство, исполнение мицвот, распространение знания Торы среди евреев и народов мира, будет справедливое общество. Это обязательная вещь — справедливое общество, которое разрешит социальные противоречия. В результате этого процесса мир перейдет в новую стадию, и произойдет то, что называется воскрешение мертвых. Это именно политический процесс, результат политического процесса. Это не результат каких-то усилий мистика, который заперся в пещере, обрубил все контакты с миром и так далее.

- И что делать с воскресшими? Где они все разместятся?
- Если рассматривать это дело в практической плоскости, как задачу, которую должны решить сами люди, без чудесного Божественного вмешательства, т.е. в рамках нашего мира, исключив элемент чуда — то даже тогда проблема решаема, современные технологии позволяют. Если будет достаточно ресурсов, если мы научимся поддерживать окружающую среду, при том, что большая часть поверхности Земли просто необитаема. А потом, можно просто выйти на другие планеты. Почему нет? Собственно, одна из заповедей, данных Аврааму: "расширяйтесь, распространяйтесь”. Первая заповедь, данная человечеству: плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю. Прогресс – это воля Всевышнего, это заповедь, антитеза смерти. Сказано: Бог жизни, не Бог смерти, избери жизнь. А что такое жизнь? Жизнь это расширение, экспансия, жизнь охватывает все новые и новые пространства. Когда она останавливается, наступает смерть.

- Это будет Царство Божие на земле?
- Нет, Царство Божие наступит потом. А до этого люди будут действовать сами. Должно быть построено справедливое общество, общество должно способствовать раскрытию индивидуальности каждого человека. А индивидуальность проявляется именно в познании Бога. Общество, которое выполняет эту функцию, является идеальным обществом. Это не то общество, в котором нет имущественного неравенства, а в котором нет несправедливого имущественного неравенства. И задача построить такое справедливое общество — это тоже задача, которую мы ставим перед собой, и без которой невозможно раскрытие Всевышнего в мире. После этого мир перейдет в какую-то новую фазу, на новый уровень существования, и это политическая задача.

Напоминаем, что позиция и взгляды автора не всегда могут соответствовать мнению редакции.
Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 755 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://nashmir.kz

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана