Из последнего же еще следует и то, что запрещающие женщине участие в
жизни церковной из-за мнимой нечистоты тем самым навлекают на нее
нечистоту настоящую. Ведь, согласно учению апостольскому, хотя и нет
ничего в себе самом нечистого, но почитающему что-либо нечистым, это
чистое становится нечисто (Рим. 14;14). Все дело в том, что помышление
человека о чем-либо как о нечистом действительно делает то нечистым,
хотя и не само по себе, но ради такового помысла. И до тех пор, пока
это убеждение остается у него, оно пребывает для него нечистым.
Блаженный Феодорит писал, например, относительно пищи: "Если кто,
думая, что такая то снедь нечиста, вкушает оную; то сие нечисто не по
естеству (снеди), но ради помысла вкушающего".[144] Какую,
следовательно, ответственность несут те, которые категорически
запрещают женщине, если она того желает, почитать святое Евангелие,
получить помазание святым елеем, приложиться к различным церковным
святыням, и даже просто подойти к священнику под благословение. При
этом иногда просто следуют прещения грозного характера, не допускающие
каких-либо возражений и размышлений, а иногда используется аргументация
в форме святооческих наставлений, хотя и противоречащих им в существе.
В качестве примера приведем характерный и не самый глупый вариант
подобной аргументации: "Некоторые, приезжая на богомолье куда-нибудь и
заставая себя в таком положении, не знают, как им поступить; иногда же,
считая как бы обидным для себя уехать из святого места, не приложившись
к святыне, дерзают на последнее. Но им лучше смириться и признать себя
недостойным сего. Ибо, во-первых, если бы мы были достойны, то Бог
всячески устроил бы так, чтобы мы оказались чисты и свободны в желаниях
и действиях. Во-вторых, они забывают, что не само прикосновение к
святыне сообщает благодать, а вера наша. Не потому кровоточивая в
Евангелии исцелилась, что прикоснулась к Спасителю, а потому, что
веровала в Его чудодейственную силу (Мф. 9; 21-22). Поэтому верою можно
получить ту же самую благодать, приложившись не к самим мощам святого
или святой, а только, например, к порогу церковному, косяку дверей того
храма, где находится их рака. Наши беспорядочные желания только
обнаруживают в нас гордость, а не смирение – мы недовольны малым, нам
подавай всего великого".[145] Нельзя не удивляться такой аргументации.
Как можно приехавших на богомолье, возможно издалека и с большими
трудностями, лишать вожделеваемого им приобщения ко святыни по причине
всего лишь некстати начавшегося кровотечения, когда и с великими
грехами приехавших никто не отгоняет от святынь?! Говорят, что "им
лучше смириться и признать себя недостойным сего". Признать недостойным
только потому, что низшие силы души и тела, без согласования с волей и
разумом начали свою необходимую работу по очищению организма от умерших
клеток? Неужели самоуничижение в этом случае уместно и способно
приводить к смирению? Что это не так видно уже в следующей мысли,
согласно которой, "если бы мы были достойны, то Бог всячески устроил бы
так, чтобы мы оказались чисты и свободны в желаниях и действиях". Вот
вам и плод предыдущего "самоуничижения", не смущающегося тем, чтобы
требовать от Бога подчинения нашим обстоятельствам, изменяя, когда это
нам надо, нашего естества чин! И почему должно признавать себя нечистым
в том, чего не только не хотелось, но и не желалось? Ведь даже
насилование не считается осквернением для женщины, если не было в этом
ее желания и соизволения. Относительно аргумента, что благодать
сообщается вере нашей, а не прикосновению мы, пожалуй, не будем
возражать, но с другой стороны, ведь Господь ждал от кровоточивой
именно прикосновения, по той видимо причине, что мы состоим не только
из души, но и тела?! Если же следовать той логике, что Богу должно
поклоняться только духом, тогда вообще не следует куда-либо идти или
ехать, и правы, значит те, которые, ленясь или стесняясь ходить в храм,
говорят в свое оправдание, что это не необходимо, ибо Бог есть Дух.
Только с такой точки зрения и можно назвать желание женщины не только
ограничиться созерцанием святыни, но еще и прикоснуться к ней –
"беспорядочным", обнаруживающим "гордость", а не "смирение". И видимо с
целью достижения этого недостающего "смирения" она "не только из
алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и
места пред храмом изгоняется"?[146]
Что же говорят по такому случаю святые Отцы? А они говорят, как это
не покажется странным приписывающим скверну там, где ее не может быть в
принципе, что "не следует запрещать женщине во время месячных входить в
церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от
чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина,
страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю
одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Почему же, если
она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить
исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь
Господню?... Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды
Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было
позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости
своей природы"?[147]
Это и есть на наш взгляд то самое "должное отношение" к физической
стороне женской природы в Новом Завете, которое Господь показал нам на
примере евангельской кровоточивой. Если же логически следовать мысли
правила св. Дионисия о том, что любая женщина, страдающая обычным
кровотечением, не имеет права приступить к Святой Трапезе, лишь на
основании того, что "имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления,
прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его",[148] тогда
получается, что если блуднице было дозволено прикоснуться самого
пречистого тела Его и это даровало ей спасение (Лук. 7; 37-50), то
незаконными являются все те правила Церкви, которые отлучают от
Причащения блудниц, хотя бы они и раскаивались! Неужели мы должны
блудницу считать чище кровоточивой на том только основании, что первая
целовала сами ноги Его (Лук. 7;38), а вторая коснулась лишь края одежды
Его (Лук. 8;44)?!
Итак, абсолютный запрет на прикосновение ко святыне церковной во
время месячных невозможно истолковать иначе, как исполнением
ветхозаветных иудейских обрядов. А такое исполнение, как известно,
строго осуждается апостольским учением, ибо если законом оправдание, то
Христос напрасно умер (Гал. 2;21)! Ведь мы уверовали во Христа Иисуса,
чтобы оправдаться одною верою во Христа, а не делами закона; ибо делами
закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе,
мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха
(Гал. 2;17)? Потому что "если должно исполнить закон, то не исполняющие
его – законопреступники, и виновником сего законопреступления будет у
нас Христос; ибо и Сам Он разрешал от обязательства сему закону и
другим дал заповедь разрешать от сего обязательства".[149]
Почему же, не смотря на существующее знание этого, в Церкви
продолжают наблюдаться подобные законы? По одной простой причине,
указанной теми же Апостолами, что не у всех имеется такое знание, и от
незнания совесть их, будучи немощна, оскверняется (1Кор. 8;7). А так
как наперекор совести не должно делать ничего, даже если она
заблуждается,[150] то и сами Апостолы иногда были вынуждаемы выполнять
ненужные предписания закона (Деян. 21; 24-26), и другим советовали
также снисходить немощи ближнего (Гал. 10; 28-29), принимая во внимание
распространенность предрассудка о нечистоте и опасаясь соблазна (Рим.
14;20). Лучше, считали они не делать ничего такого, отчего ближний наш
претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14;21), нежели,
если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, ведешь себя свободно в
отношении вещей для него небезразличных и "увлечется примером твоим...
между тем как в совести своей считает это дело не безгрешным для
христианина. Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит пред
Богом", и в результате, от знания твоего погибнет немощный брат, за
которого умер Христос (1Кор. 8; 10-11). "Причина же – твой разум; ты
разумно смотришь на вещи, но неразумно действуешь при разумных своих
воззрениях".[151] В этом заключается мудрость тех, которые не хотят
делать революций в церковных традициях из-за вещей не столь важных для
спасения. Но в тоже время Апостолы усилено старались искоренить
существующие предрассудки, через распространение необходимых знаний,
как в своих речах,[152] так и в форме соборных постановлений.[153]
Сейчас все чаще стали появляться в Церкви голоса, напоминающие нам о
том, что в сфере родовой жизни не может быть нечистоты
субстанциональной,[154] и может быть стоит наконец-то прислушаться к
этим гласам и изменить неоправданно строгое отношение к состоянию
очищения женского естества на отношение снисходительное, внимательное и
заботливое, ибо это то, в чем так нуждаются переносящие тяготы
необходимого очищения своего.