Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
17 января Папа Римский Бенедикт XVI совершил свой первый визит в
римскую синагогу – он вошел в нее в 16:30 по местному времени. Понтифик
надеется, что это посещение станет важной вехой в отношениях евреев и
католиков.
Визит Святого Отца приурочен к празднику "Свинцовый моэд", который
является традицией еврейской общины Рима, а также совпадает с началом
IX встречи Комиссии по иудейско-христианскому диалогу. Встреча
продлится до 20 января и посвящена темам защиты окружающей среды и
вмешательства человека в естественный порядок мироздания.
Папа Римский верит в примирение возглавляемой им церкви с иудеями,
несмотря на гнев евреев по поводу его решения о придании святости его
предшественнику Пию XII, который стоял во главе Ватикана во время
Второй мировой войны и не заступился за народ, планомерно уничтожаемый
нацистской машиной.
Лидер итальянской еврейской общины, обращаясь к Папе Бенедикту во
время его визита в синагогу, прямо сказал, что его предшественник не
достоин никаких почестей, поскольку не выступил против Холокоста.
"Молчание Пия XII до и после Шоа (Катастрофы) до сих пор больно
ранит, потому что церковь могла и должна была что-то сделать", - сказал
Риккардо Пацифици, президент еврейской общины Рима, обращаясь к
понтифику и используя слово Холокост на иврите.
В январском номере журнала Pagine ebraiche ("Еврейские страницы")
была опубликована статья Мордехая Леви, посла Израиля при Святейшем
Престоле, в которой затрагивается тема современного отношения евреев к
католикам.
По мнению господина Леви, несмотря на обоюдное желание продолжать
диалог на высшем уровне, между Главным раввинатом Израиля и Св.
Престолом, в еврейских ортодоксальных кругах существует некий
скептицизм. Одним из основных препятствий можно считать
"самодостаточность" большинства евреев в "определении своего
религиозного самосознания".
"Для объяснения нашей близости с Богом как Его избранных детей, - пишет
господин Леви, - нам не нужно ссылаться ни на что, кроме Библии. Быть
избранными, - продолжает посол, - не всегда являлось, так сказать,
благословением. В начале иудаизм не был враждебен прозелитизму. В
древние постбиблейские времена иудаизм вобрал в себя неоспоримые
элементы греко-римской культуры. Во время Изгнания евреи вынуждены были
определять свою идентичность в потенциально враждебной, а часто и
действительно враждебной среде, полной религиозного рвения в деле
обращения евреев. Эта техника выживания включала в себя теологическую
самодостаточность, исключительность и отвержение прозелитизма.
Галахический ортодоксальный иудаизм на сегодняшний день зиждется в
основном на вероучении Каро. Его цель – сохранение традиции и техника
выживания любой ценой, даже в Израиле, где мы создали единственное
государство, в котором иудеи составляют большинство".
Господин Леви замечает, что реформированные и консервативные евреи
более открыты для диалога с христианами, благодаря их опыту мирного
сожительства между разными этническими группами, характерному для
Соединенных Штатов Америки.
Сегодняшняя позиция ортодоксальных евреев – это отражение старых
глубоких ран. Она может быть расценена католиками как неуважительная.
Но, помимо этого, существует еще одна не столь заметная причина, о
который умалчивается. Любой диалог порождается любопытством и желанием
узнать другого лучше и понять его. "Может быть, - рассуждает господин
Леви, - многие из нас, еще не залечив раны, желают избежать ситуации, в
который пришлось бы кого-либо простить, особенно если этот кто-то,
справедливо или по ошибке, воспринимается как палач", - и продолжает:
"Католики привыкли к еженедельному покаянию для получения отпущения
грехов. В иудейской религии такой практики не существует, только во
время Йом Киппура мы ищем прощения у Бога и у себе подобных. Но это
происходит, как известно, только раз в году".
|