Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Если прямо и коротко ответить на вопрос, существует ли будущее у
ислама в России, то, вероятно, да. Хотя бы по той простой причине, что
число мусульман в нашей стране растет. Ислам в российском государстве
за многие века своей истории переживал и куда более суровые времена,
чем сейчас. Однако мусульманскому сообществу необходимо в наступившем
десятилетии решить ряд принципиальных вопросов.
По данным
фонда Карнеги, в результате миграционных и демографических процессов к
2030 году доля населения, так или иначе относящегося к исламу, в России
достигнет половины. Однако необходимо встретить лицом к лицу ряд угроз.
В их число входят изоляционизм и "джихадизм". Маловероятно, что они
станут доминировать, но изрядно попортить нервы и отнять силы могут
легко.
Не думаю, что большинством российских мусульман вдруг
овладеют изоляционистские настроения, выражающиеся в стремлении
отгородиться от мира куфра (неверия) политической стеной в виде
отдельного государства или квази-гетто. В первую очередь, это
невозможно, так как природа современного мира отнюдь не гарантирует
любому, даже самому закрытому режиму, что ему удастся полностью
отгородиться от внешнего влияния. Во-вторых, мусульмане России
разбросаны по всей стране и не собираются стекаться в "отдельно взятое
государство, руководимое шариатом". "Джихадизм" же - с его простыми
ответами на самые сложные вопросы, с вульгарными черно-белыми решениями
будет и дальше вызывать тревогу. Но со временем к здравому рассудку,
который подсказывает обманчивость утопии, неизбежно превращающей все в
подобие Афганистана или Сомали, прибавится и богословски здравая
альтернатива "созидательного джихада".
На мой взгляд, сейчас мы
наблюдаем рождение настоящей российской уммы - единого сообщества,
связанного различными институтами (религиозными, образовательными,
правовыми, политическими, медицинскими, экономическими и т.п.).
Проблема только в том, насколько это затянется и закончится ли успехом.
В настоящее время большинство институтов мусульман России не отвечают
запросам времени. Сегодня требуются новые подходы, которые диктуют
задачи обновления и развития в новом столетии.
Мусульманские
организации России должны развивать диалог с самими мусульманами, и не
только с интеллигенцией, но и с молодежью и активистами, призывая их
задействовать свои ресурсы в области социального служения, общественной
и научной деятельности, культуры и просвещения. Для улучшения качества
работы мусульманских структур необходимо вести гражданское просвещение
– осваивать соответствующие навыки и технологии, готовить
квалифицированные кадры, способные работать на благо всего общества.
Российская
умма переживает болезни роста. Ее разобщенность значительно усложняет
процесс становления Ислама в России. Миграционный фактор уже дает о
себе знать во многихчастях страны, причем зачастую не самым лучшим
образом, приводя к негативным суждениям об исламе со стороны
немусульман, которые воспринимают мусульман как «мигрантов» со всеми
проблемами неграмотности, неустроенности, нищеты, криминала и проч.
Однако, конечно, также есть шанс повысить статус Ислама в России в
результате миграционных процессов. Для осуществления этого разным
группам мусульман придется объединиться и создать эффективные институты
работы на благо не только своей общины, но и всех россиян, вне
зависимости от их религиозных убеждений. Например, существует огромный
разрыв между мусульманами волго-уральского (дар ут-татар) и
северокавказского (дар уль-Кавказ) пространства. Зачастую они
развиваются параллельно, и есть опасность, что они в итоге составят не
одну умму, а две, значительно отличающиеся друг от друга, - особенно
если события на Северном Кавказе пойдут по самому худшему сценарию.
В
конце концов, думаю, в России появится в каких-то формах нечто вроде
лобби, какого-то центра, выражающего согласованную позицию мусульман
страны. Столь разные народы, группы, деятели могут сойтись только на
платформе ислама, общего исторического наследия и общего видения
будущего, которое вытекает из общности их религиозного происхождения.
Такую функцию должна выполнять структура вроде Конгресса российских
мусульман, политического лоббистского представительства уммы на высшем
уровне государства. Не обязательно это должны быть люди глубоко
религиозные, но обязательно "патриоты уммы", "патриоты ислама в
России". Идеологией этого органа может стать сочетание
социал-федерализма (социальная справедливость, демократия плюс
федеральное и региональное развитие, направленное на преодоление
уродливой российской централизации всего в Москве) и общемусульманских
морально-культурных ценностей, которые в равной степени адресованы и
открыты всем людям, вне зависимости от вероисповедания - нечто вроде
российского идеологического аналога турецкой Партии справедливости и
развития Таипа Эрдогана.
Мусульмане должны изжить психологию
гетто. Ислам адресован всему населению России, и, соответственно, нужно
вносить свой вклад в общее дело, улучшать жизнь людей, помогать решать
проблемы по всей стране. Ислам не должен пониматься как специфическая
идеологическая надстройка, основанная на этноконфессиональных,
имущественных, корпоративных интересах. С другой стороны, необходимо
признание со стороны государства и всего общества той роли ислама и
мусульман в нашей стране, которая в полной мере соответствует их вкладу
в строительство общего дома.
Ни один мусульманин в России не
должен чувствовать себя чуждым, и Россия не должна ощущать отторжения
от ислама и мусульман. Хотя в некоторой степени этот процесс уже идет
стихийно, но он нуждается в легитимизации со стороны государства.
|