Газета
«Наш
Мир» Если в космологии племени календжин пространство земли с центром в лесу Мау было "Землей обетованной", то огиек были их хананеи.
Как говорится в недавно опубликованной книге Wanguhu Ng'ang'a, жители общины огиек в Кении были выходцами из этой земли.
Календжин были более поздними завоевателями. Как израильтяне, которые двигались на север, календжин пришли с юга, из Египта.
Неудивительно, что остатки племени огиек из Ндоробо-Сириква начинают создавать нечто похожее на "палестинскую проблему".
История календжин почти идентична и во многих других отношениях истории древнего Израиля. Некоторые основные детали поселений календжин в долине Рифт в Кении через серию мифов повествуют, по сути, о колонизации Ханаана в конце XIII века до нашей эры.
Почему в эпосе календжин говорится о внезапном исходе из Египта, блуждании в течение долгих десятилетий по пустыне, о пересечении реки, именуемой "Джордан", массовом обрезании, рассказывается о завоевании Иерихона, Бетеля, Ай, Асора и других левантийсктх городов?
Еще более удивительным является тот факт, что в традициях и обрядах календжин используют терминологию, которая практически идентична для царя иудеев Иосия, его первосвященника Хелкия.
Сегодня календжин эквивалентны "соферим" - тем, кто писал и редактировал еврейскую Тору в VII –VI веках до нашей эры (как раз в период перед, во время и сразу после вавилонского изгнания). Они утверждают, что календжин прибыли в результате бегства из Египта.
Они начали строить поселения только после 40 лет странствий по "пустыне" Южного Судана и северо-западной Кении. Есть в их преданиях и "Бог с горы" (Элгон). Убрав толстый этнический глянец Библии, откроется правда о том, что некоторые семитские племена вдруг резко покинули Египет после периода империалистического правления.
Известные истории как гиксосы, а их ближайшие родственники, как Йаагуб ("Иаков") - в мифологии календжин они предстают под имнем Як-Хобер. Это семитское племя позже было переименовано в Исро-эль ("Израиль"), поскольку их вождь мечтал о встрече с богом Эль в месте, которое позже будет названо как Бет-Эль ("Дом Эля").
Ахмед Осман объясняет, что название Израиль было получено от коптского бога Асар-Эля, (имя, которое означает "Осирис есть Бог" или просто "Эль дает"), главного бога в пантеоне нило-хамитских коптов - идумеян и хананеев.
Известный в Пятикнижии, как "Моисей", Аменхотеп IV был фараоном, который вызвал религиозные волнения за революционное нововведение – монотеизм во главе с богом Атеном. По этой же причине фараон изменил свое имя, он стал Эхнатоном и запретил всех других богов и богинь.
Но то, о чем рассказывает археоистория, находится в противоречии с тем, что мы читаем в Пятикнижии. Моисей отрекся от престола и бежал, не потому что он убил египтянина и спрятал его в песок, но только потому, что священники сговорились убить его из-за Атена.
Во-первых, он направился на юг, в Нубию – это была родина его матери Тии. Там он женился на Тарбис, черной красавице, которая в книге "Исхода" именуется Ципора.
Взяв псевдоним "Моисей", он пробрался обратно в Египет и дал религию единого бога своим бывшим рабам израильтянам.
В обмен на обещание свободы они согласились пойти на службу в армию, которую Моисей использовал в войне с официальным Египтом в попытку вернуть утарченную корону.
Но он был разбит и вынужден бежать снова, на этот раз в горы Синая – там, в стране идумеян и была "Гора Бога", легенда о которой содержится в книге "Исхода".
Но Тора рассказывает историю только маленькой группы, бежавшей с Моисеем на север. Историки соглашаются с тем, что религиозные потрясения, вызванные Эхнатоном-Моисеем, стали причиной "исхода" и во всех других направлениях.
Некоторые бежали в Западную Африку (возможно, в том числе замечательные догоны из Мали, аканы из Ганы и волофы из Сенегала).
Некоторые бежали на Крит, в Пелопоннес и Колхиду (и создали легенду о поисках Ясоном Золотого руна).
Некоторые скрылись в направлении Красного моря (а позже появились в Эфиопии, как евреи "фалаша").
Если мы посмотрим на календжин, луо, масанв, тесл и туркана, возникает вопрос: являются ли они потомками коптов, которые бежали на юг?
У календжин есть предание, согласно которому Миут, их материнский предок, перебралась из Египта на юг примерно в то же время, что израильтяне ушли из Египта на север.
Язык календжин – долуо, древний коптский, древний ханаанский (или угаритo-финикийский) и язык древних идумеянин принадлежат к одной и той же этно-языковой семье, известной как нило-хамитская.
Нило-хамитский оказал глубокое влияние на иврит, и в тот период, когда израильтяне были порабощены в Египте и на протяжении веков в период после исхода
Пятикнижие пестрит религиозными образами и лексикой, заимствованной из коптского. Если календжин вышли из Египта в то же время, что и сыны Израилевы, то, очевидно, что они исторически оказали сильное взаимное влияние.
|