Газета "Наш Мир" br>Проблемы взаимоотношения религий, государства и общества сегодня носят актуальный характер. Об этом говорит и недавняя полемика депутатов в мажилисе.
В связи с этим газета «Литер» обратилась с вопросами к исполнительному директору ОО «Ізгі амал» Талгату Есенкулову.
– Религиозный экстремизм остается доминирующим фактором международной безопасности. С чего все началось?
– Первым шоком для мирового сообщества стал захват власти шиитскими религиозными активистами в Иране в 1979 году. Затем мир столкнулся с движением «Талибан» в Афганистане и установлением боевиками «шариатского» правления в Чечне в 1996 году. Все это способствовало переоценке правового содержания свободы вероисповедания. Тем более что религиозные фанатики повсеместно вводили нормы шариата. Под запретом оказались телевидение, музыка, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы и многое другое. Кроме того, практиковались средневековые виды наказаний: за воровство отрубали одну или две руки, за супружескую неверность забивали камнями. Шариатсткие режимы отличались религиозной нетерпимостью. Так, талибы, будучи приверженцами суннизма, преследовали шиитов, а в Чечне салафиты воевали с суфиями.
– Какие действия были предприняты казахстанскими спецслужбами?
– В Казахстане внешняя миссионерская экспансия пришла со стороны суннитских религиозных центров. Особая напряженность и угроза экстремизма были связаны с терактами в 2004 году в Узбекистане. Тогда боевики «Исламского движения Узбекистана» провели теракты в Ташкенте и Бухаре. Спасаясь от преследований, некоторые из них бежали в Казахстан, чтобы основать здесь религиозные общины. Экстремисты промышляли вымогательством, кражами, грабежами, разбоями. Первые эмиссары международной террористической сети «Аль-Кайеда» и «Хизб-ут Тахрир» были нейтрализованы нашими спецслужбами в 2004 году. Тогда задержания проводились в Павлодаре, Алматы, Шымкенте и Семее. С 2005 года активизируются члены религиозных общин, близких по идеологии к суннитскому течению «салафизм». Фанатики превратили юг страны в центр призыва. В 2007 году в результате спецопераций были задержаны и привлечены к уголовной ответственности различные преступные сообщества в Степногорске, Шымкенте, Атырау.
В 2009-2010 гг. граждане Казахстана, придерживающиеся религиозных взглядов, задерживались по подозрению в участии в незаконных вооруженных формированиях на Северном Кавказе, государствах Центральной Азии. Были они и среди заключенных Гуантанамо, где содержались участники военных действий в Афганистане. В марте 2009 г. в Актюбинской области была задержана ваххабитская группа, планировавшая теракты среди мирного населения. 28 июля 2009 г. ФСБ ликвидировала в Дагестане банду боевиков, шесть из восьми убитых оказались гражданами Казахстана. 10 июля этого же года наш гражданин оказался среди ликвидированных экстремистов в Чечне.
Как известно, 22 июня 2010 г. группа заключенных из 21 человека совершила побег из колонии строгого режима ГП-172/1 в Актау. О том, что беглецы были членами нетрадиционной мусульманской секты, мы узнали лишь после задержания и уничтожения преступников.
– На днях показали сюжет из Кокшетау о том, как имам мечети не пускал свою двенадцатилетнюю дочь в школу, протестуя против светских основ среднего образования.
– Современное общество сталкивается с серьезной проблемой: с одной стороны, божественная заповедь и цивилизационная необходимость, призывающие к свободе вероисповедания, с другой – религиозные фанатики, нарушающие своими действиями человеческие законы. При либеральных законах существует высокая опасность роста религиозного экстремизма, провоцирующего государство на ужесточение законов. Совершенно ясно: вина за жесткую реакцию и санкции со стороны государства лежит на самих верующих. Фанатизм и чрезмерность в религиозном усердии, которые верующему кажутся нормой, выступают угрозой для безопасности окружающих.
Угрозы заставили страны Европы пойти на серьезное купирование гражданских прав. Во Франции, Бельгии запрещают носить традиционную мусульманскую одежду, в Швейцарии ограничивают архитектуру мусульманских культовых сооружений, Италия ужесточает миграционное законодательство. Такая политика, безусловно, ведет к ликвидации религиозной исключительности. Правильно ли это? И да, и нет. В любом случае взявшие верх методы угрожают демократическим ценностям. Государство вмешивается в такие сферы, как религия, культура, этика. Последствия могут быть непредсказуемыми. Однако критике должны подвергаться не только действия госаппарата. Серьезной переоценки требуют и религиозные догмы.
Мы являемся частью цивилизованного мира. Государство и религиозные объединения должны гарантировать незыблемость конституционных светских основ. Просвещение, соблюдение законов, открытый диалог – единственный рецепт против фанатизации общества.
|