Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
В 1983 Стив Джобс сумел переманить Джона Скалли из Пепси в Эппл одним из
самых известных высказываний в бизнесе: «Ты хочешь до конца своих дней
продавать газировку или хочешь попытаться изменить мир?»
Джобс и Скалли совместно управляли Эппл, смешивая передовые технологии
(первый Мак), прорывную рекламу (известнейший ролик 1984 года) и дизайн
высшего класса. Но вскоре отношения испортились, и сейчас Скалли больше
известен как человек, потребовавший отставки Джобса после битвы в совете
директоров за контроль над компанией.
Сегодня Скалли впервые публично говорит о Стиве Джобсе и секретах его
успеха. Это первое интервью Скалли о Стиве Джобсе после того, как в 1993
он был вынужден покинуть компанию.
«Начав работу со Стивом я узнал очень много о разработке продуктов и
маркетинге», говорит Скалли. «Впечатляет, что он исповедует всё те же
принципы спустя годы». И добавляет: «Я не вижу изменений в базовых
принципах Стива кроме того, что он становиться все лучше и лучше в их
использовании».
Я встретился со Скалли в лобби отеля неподалеку от аэропорта Оаклэнд.
Там Скалли проводил встречи, касающиеся его инвестиционного фонда, и уже
собирался отправиться домой на восточное побережье.
Вначале Скалли не хотел говорить о Стиве Джобсе, своём бывшем партнере
по Эппл, который был одновременно и его протеже, и его наставником.
«Я не поддерживаю связи со Стивом», написал Скалли в предварительной
переписке, в которой мы договаривались о встрече. «Его до сих пор бесит
то, что его выгнали 22 года назад… Я не хочу злить его… Моя работа в
Эппл – древняя история, я занимаюсь совсем другими вещами, мне не
интересно перемывать ему кости на публике».
Я уверил Скалли, что являюсь большим фанатом Джобса и не собираюсь
копаться в грязном белье. Единственное, что я хотел бы знать: как у него
так получается?
В последовавшей 90-минутной беседе, Скалли рассказал о базовых принципах
Джобса. И вот она, записанная со слов Скалли, методика создания великих
продуктов.
Прекрасный дизайн
Мы оба верили в красивый дизайн, а Стив считал особенно важным начинать
разработку дизайна глядя на него преимущественно с точки зрения
пользователя… Мы приглядывались к итальянским дизайнерам… Мы изучали
работы итальянских дизайнеров автомобилей. Мы по настоящему изучали
дизайны машин, смотрели на внутренности, отделку, материалы, цвета и на
всё вместе. В то время никто в Силиконовой долине так не делал. Всё это
было так далеко от Силиконовой долины 80-ых. И это не моя идея. Я имел к
ней отношение, так как интересуюсь дизайном и в прошлом был дизайнером,
но организовывал всё Стив… Многие люди не понимали, что Эппл это не
только компьютеры. Это и дизайн, и маркетинг и позиционирование.
Удовлетворение пользователя
Он любой элемент оценивал с точки зрения пользователя, и понравится ли
он пользователю… Удовлетворение пользователя было внедрено во все этапы
работы, неважно, разрабатывалась программа верстки или i-Tunes. Система
удовлетворения пользователя включает в себя всё: производство, поставки,
маркетинг, магазины.
Никаких фокус-групп
Стив говорил: «Как я могу спрашивать кого-либо о том каким должен быть
графический компьютер, если никто понятия не имеет что токае графический
компьютер? Никто его еще не видел.» Он считал, что если показать
кому-нибудь, допустим, калькулятор, то тот не сможет представить как
может выглядеть компьютер – слишком велики различия.
Перфекционизм
Он был человеком очень внимательным к деталям на каждом шаге. Он
методично и аккуратно проверял всё – перфекционист до мозга костей.
Виденье
Он верил в то, что компьютер станет вскоре товаром широкого потребления.
Эта идея казалась безумной в начале 1980-ых, люди считали, что
персональные компьютеры – это уменьшенная копия больших компьютеров. Так
считала IBM. Некоторые считали их игровыми приставками, т.к. уже были
первые версии игровых компьютеров – очень простые и подключаемые к
телевизорам. Стив думал об этом как-то совсем по-другому. Он верил, что
компьютеры изменят мир и станут чем-то, что он называл «велосипедом для
мозга». Что они дадут людям возможности, которых они даже и не мечтали. И
это будут не приставки. И не просто уменьшение больших компьютеров…. Он
имел потрясающее виденье.
Минимализм
Методику Стива от прочих отличает то, что он считал самым важным не то,
что ты делаешь, а то что ты решил не делать. Он – минималист.
Он минималист и постоянно упрощает вещи до самого простого уровня. Это
не упрощенчество. Это упрощение. Стив – проектировщик систем. Он
упрощает сложное.
Нанимай лучших
У Стива была способность находить самых лучших, самых умных людей. Он
был жутко харизматичным и жутко настойчивым, уговаривая людей
присоединится к нему, он умел заставить людей поверить в своё виденье,
даже до того, как продукт появлялся… Он всегда добирался до самых лучших
людей. И он всегда сам занимался наймом своей команды. Никому не
доверял в этом вопросе.
Внимательность к деталям
С одной стороны он занимается «изменением мира», большая задача. С
другой, он прорабатывает в деталях всё, что требуется для создания
продукта: аппаратное обеспечение, архитектуру системы, приложения,
периферийные устройства – всё, что связанно с продуктом… Он беспрерывно
занимается рекламой, дизайном, всем.
Ограничивай размер
Еще о Стиве можно сказать то, что он не уважал большие организации. Он
считал их слишком бюрократичными и неэффективными. Обычно он называл их
«тупицами». Это был его термин для определения компаний, которые он не
уважал.
У Стива было правило не нанимать в команду Мак более сотни человек.
Потому, если кого-то нужно нанять, нужно кого-то уволить. Объяснение
было типичным для Стива: «Я не могу запомнить больше сотни имён, а я
хочу быть окружён людьми, которых знаю лично. Если мы вырастем за сотню
человек, нам придется использовать другую организационную структуру, в
которой так работать не получится. Я люблю работать в среде, в которой
могу до всего дотянуться.» Всё время пока мы вместе были в Эппл, он
управлял своим подразделением именно в такой манере.
Выбрасывай плохую работу
Всё это похоже на мастерскую художника, а Стив главный в этой
мастерской, он ходит и проверяет, и даёт свои заключения о работе, и во
многих случаях он решает что-то выкинуть.
… Инженер показывает Стиву последнюю версию кода. Стив просмотрит и
кидает ему: «Недостаточно хорошо». Он постоянно заставлял людей повышать
планку своих возможностей. И люди создавали такое, что даже сами не
считали возможным… Стив был очень харизматичным и убедительным
воодушевляя людей, он внушал им веру в то, что они часть чего-то безумно
великого. Но с другой стороны он был безжалостен, выбрасывая их работу,
если не считал её достаточно идеальной для включения в состав продукта –
в описанном случае — Макинтош.
Идеал
Он отличает Стива Джобса от других, например Билла Гейтца – Билл тоже
выдающийся человек – но Биллу никогда не было дела до эстетического
наслаждения. Его интересовало доминирование на рынке. Он готов был
сделать всё, лишь бы удержать рынок. Стив никогда так не поступал. Стив
стремился к идеалу.
Философия системы
iPod – прекрасный пример методики Стива, он начал с пользователя и
продумал всю систему от начала до конца. Он всегда продумывал систему от
начала до конца. Он был не проектировщиком, а великим философом систем.
Такого вы не найдете ни в одной другой компании. Все фокусируются на
своём кусочке, а остальное отдают на аутсорс.
Если вы присмотритесь к iPod, вы увидите, что вся цепочка поставок ведет
на производство в Китае и она также сложна, как и сам продукт. Те же
требования идеальности, какие предъявляются к разработке дизайна,
предъявляются и к поставкам. Всё это абсолютно другой взгляд на то, как
должно быть.
|