Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Израильский журналист Амир Орен опубликовал в газете "Гаарец" обширную статью, посвященную Войне Судного Дня и судьбе Южного Вьетнама, основанную на только что рассекреченных документах.
Как выяснилось, два конфликта были тесно связаны между собой, насколько бы невероятным это не кажется на первый взгляд.
Сутью связи являлось спонсорство могущественной Америки, а ее олицетворением – всесильный, и тогда лишь 50-летний госсекретарь США Генри Киссинджер.
Киссенджер, судя по рассекреченным записям бесед с его коллегами, относился и к Израилю, и к Южному Вьетнаму как к источникам немалой головной боли и полагал что его союзники на Ближнем Востоке и в Индокитае далеки от идеала.
В начале декабря 1973 года, примерно через месяц после окончания Войны Судного Дня Киссинджер встречался с министром иностранных дел Южного Вьетнама Енг Ван Баком. Киссинджер откровенно сказал ему: " Я Вам поведаю мое сокровенное желание, если Вы пообещаете никому его не рассказывать. Я очень хочу, чтобы Ваш президент Нгуен Ван Тхиеу встретился с израильским премьером Голдой Меир. Это будет матч равных. Ваш президент – настоящий профессионал. Вам нужно противотанковое оружие. Израильтянам нужно противотанковое оружие. Не подумайте, что я смеюсь, я понимаю, что Вам нужно противотанковое оружие – и оно же необходимо Израилю".
Киссинджер постарался ободрить приунывшего союзника следующим обещанием: " Позвольте мне Вас еще раз заверить что я и администрация сделаем максимум возможного для защиты вашего суверенитета и целостности".
Проблема Киссинджера и его администрации в конце 1973 года, однако, заключалась в том, что возможности Америки действительно достигли предела, и американцам пришлось выбирать между союзниками. Слова Киссинджера отражают ту реальную затруднительную ситуацию, в которой американцы оказались в октябре 1973 года. Американцы выбрали Израиль – по мнению Орена только потому, что в Конгрессе Израиль поддерживало мощное произральское лобби.
Орен следующим образом суммирует итоги двух, по его мнению тесно связанных конфликтов – в Индокитае и на Ближнем Востоке: " Изнеженному американским вниманием Израилю следует помнить несколько простых вещей. Израиль – не единственный детеныш, о котором Вашингтон должен заботиться. Америка не всесильна. Американцам необходимо достичь взаимопонимания с европейскими нациями для использования портов, военных баз и воздушного пространства, в случае необходимости оказания Израилю массированной помощи. Главный вопрос, которым занимали себя израильские руководители тогда, всего за несколько часов до того, как арабы нажали на курок – американская помощь – в материальном смысле и в дипломатической сфере, в поисках лучших условий для неизбежного перемирия. Без этой помощи истощение и поражение Израиля в долгой и изнурительной войне стало бы неизбежным. С этой помощью Израиль оказался в тотальной зависимости от Вашингтона".
Война продемонстрировала, что израильское руководство совершенно к ней не готово – по крайней мере к той войне, которую навязали Израилю арабы. На 11-й день войны ОПЕК объявило нефтяное эмбарго против США и европейских стран, поддержавших Израиль. Нехватка нефти больно ударила по Америке. У американцев уже тогда не было достаточно топлива, денег и военной мощи для поддержки всех своих союзников. 6 октября Киссинджер сказал: " У меня создалось впечатление, что нас атакуют по всему миру".
Глава ЦРУ Вильям Колби был вынужден изменить собственный прогноз и признать, что Северный Вьетнам отправляет в Южный большое количество войск и военного снаряжения. Заместитель госсекретаря Кеннет Руш удивлялся: " Я не могу понять, почему Вьетнам до сих пор не попросил израильские 2,2 миллиарда". Председатель комитета начальников штабов адмирал Томас Мурер лаконично, жестко и цинично оценил обстановку: " Все , что хочет Вьетнам, хочет и Израиль. Мы должны сделать выбор".
Киссинджер, накануне финального коллапса Южного Вьетнама в 1975 году пишет о своем общении с конгрессменами: " Они сказали мне : нужно дать помощь Израилю, потому что он выигрывает свои войны, и не давать помощи Южному Вьетнаму, потому что он свои войны проигрывает. Согласно этой дурацкой теории русские уже должны расквартироваться в Бонне, а нацисты завоевать весь свет".
С момента окончания Войны Судного Дня прошло 37 лет. Определенно, за это время у Израиля не появилось больше друзей, и стало куда больше врагов. Чтение рассекреченных Киссинджера и Голды Меир в этих условиях может оказать весьма отрезвляющее действие.
|