Расскажите немного о себе. Как жили, чем занимались до «Ислам.ru»? Кстати, я ваш земляк. Благодаря Воле Аллаха и усердию моих родителей, я появился на свет в городе Темиртау, где прожил до 14 лет, оставив самые глубокие впечатления о Казахстане и казахстанцах. Потом родители переехали в Татарстан строить «Камаз», естественно, мне и моему брату пришлось составить им компанию. Правда, строителя из меня не получилось, но музыкантом стал, некоторые говорят, неплохим. В начале 90-х записал альбом и сингл татарской фолк-рок группы «Сак-Сок» в Германии и решил оставить это ненадежное дело, полностью пересмотрев свое отношение к быстротечной жизни. В середине 90-х приехал в Москву уже старающимся практиковать предписания Ислама с намерением внести свой кирпичик в стену, ограждающую мир от куфра. Сегодня «Ислам.ru» — успешный, широко известный проект. А, как и с чего, все начиналось 6 лет назад? С какими трудностями пришлось столкнуться? Кто противостоял, кто помогал? Образованию сайта Ислам.Ру предшествовала работа в журнале «Мусульмане», который, в силу обилия мнений редакции, не позволял вместить в свои ограниченные 80 полос предлагаемые редколлегией статьи. Собственно, этот факт и явился причиной создания такого электронного ресурса как канал Ислам.Ру. Интернет, практически, не ограничивает наши желания размещать те или иные материалы, отражающие точку зрения мусульман. На сегодняшний день в нашей команде работает свыше 15 человек, включая собственных корреспондентов во многих городах России. То, что касается нашей информационной базы, то она формируется исключительно из тех материалов, которые, на наш взгляд, отвечают запросам современного мусульманина и соответствуют требованиям Шариата. Задача канала — распространять достоверные знания об Исламе и формировать правильное о нем представление у последователей других религий. В этой связи Интернет в состоянии оказать большую помощь. Как известно, сегодня в мире продолжаются разработки т.н. «электрического Интернета», который благодаря своим скоростным характеристикам, позволит в обозримом будущем без проблем транслировать телепередачи по сети. Надеюсь, что к этому времени мусульманские журналисты будут менее разобщены и им удастся принять участие в теле-интернет проектах ради донесения Слова Божьего и процветания уммы. Помощь нам, как и в начале работы Ислам.Ру, так и сегодня оказывают богобоязненные братья и сестры. Слава Аллаху, с укреплением позиций сайта в русскоязычном пространстве их становится все больше. Что касается попыток противостоять нашей работе, то это, в общем, естественно. Распространение истины всегда вызывало противодействие. На данный счет есть хорошая арабская пословица: Для каждого фараона есть свой Муса». Мы исходим из того, что в работе необходимо постоянно оттачивать профессионализм и искренность намерения ради Всевышнего. Результат же — от Аллаха. Безусловно, всегда найдутся те, кто пребывает, явно, не в восторге от Ислам.Ру. Но при этом, как правило, даже наши оппоненты хорошо знакомы с материалами сайта, что говорит об их интересе к нему. Я думаю, что связано это с тем, что сегодня русскоязычная общественность достигает того уровня своего развития, когда ей все сложнее обходиться без достоверной информации об Исламе, жизни и позиции мусульман. Кроме этого, среди самого важного надо отметить то, что тысячи людей благодаря Ислам.Ру укрепились в вере, с помощью нашего «Брачного агентства» созданы десятки мусульманских семей (и уже бегают детишки(!)), многие получили ответы на волнующие их вопросы в рубрике «Спросите алима» (исламского ученого) и квалифицированную помощь через наши Online-консультации с юристом. Вообще, символично, что такого рода СМИ появилось именно в Интернете. Это, конечно, с одной стороны, говорит о неразвитости мусульманской медиа-индустрии, но с другой — в этой связи можно подчеркнуть и устремленность Ислама в сторону высоких современных технологий и его вероучительную адекватность им. С особой радостью отмечу, что за время работы специального раздела на сайте заявили о принятии Ислама порядка 1900 человек. Многие из них стали мусульманами после знакомства с материалами нашего Канала. Любой серьезный проект начинается с концепции, в которой, в частности, формулируются задачи, цели и миссия. В чем заключается миссия «Ислам.ru»? Быть мусульманином означает, если так можно выразиться, «преломляться» под меняющееся время и ситуации, оставаясь при этом в рамках Ислама. Именно содействовать русскоязычным мусульманам в понимании и описании окружающей действительности через призму ценностей Единобожия — наша основная миссия. Мы стремимся к тому, чтобы, прежде всего, мусульмане сами почувствовали себя не загнанной в угол, постоянно оправдывающейся маргинальной группой, а представителями динамичного перспективного и адекватного нынешним запросам сообщества. Со своей стороны, мы стремимся отражать позицию исламской общественности России и верующих самых разных национальностей и родов занятий, переживающих за судьбу страны и развитие своей религии в ней, представляя при этом взгляд через призму Шариата. Ислам.Ру также старается популяризировать достижения и успехи всех мусульманских структур, официальных и общественных, и доносить до мусульманских лидеров конструктивную критику, идущую со стороны интеллигенции и простых верующих. Иногда это может быть не совсем приятным тем или иным исламским структурам, но и там, думаю, уже осознают важность наличия объективной и независимой информации. Избрав нелегкую стезю исламского журналиста, Вы приблизились к политике. Как чувствуете свою сопричастность с ней и часто ли приходиться иметь дело с этой «капризной особой»? Аллах в Коране говорит, что сделал нашу умму «общиной посредствующей», «придерживающейся середины», «чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (2:30). Вытекающий из тафсиров смысл данного аята заключается в том, что мусульмане должны быть, как бы сейчас выразились, мировым арбитром, т.е. лидером международного сообщества. Мы же эту роль упустили и сегодня являемся не субъектом глобальной политики, а объектом в чуждых нам комбинациях. Таким образом, каждый мусульманин, будучи членом уммы, так или иначе сталкивается с областью политической. Без политики невозможно полное выполнение коранического предписания. На мой взгляд, серьезные СМИ должны работать не столько на праздный интерес, сколько на формирование общественного мнения. Чем захватывает умы своей целевой аудитории «Ислам.ru»? Сегодня перед мусульманами стоят серьезнейшие проблемы, от решения которых, возможно, зависит наше выживание. Мы же пока вынуждены лечить такие «детские болезни», вроде отрицания мазхабов и проч. Эти нелепые явления остаются серьезной проблемой, и мы в очередной раз вынуждены доказывать, что белое — это белое, перепроверять на счетах то, что подсчитано на компьютере, вновь возвращаться к тому, что, например, отрицание мазхабов — это абсурд на уровне ревизии таблицы умножения. В этой связи мы, прежде всего, стараемся выводить русскоязычную часть уммы из такого маргинального положения с тем, чтобы она осознала основные задачи, которые ставит перед ней Всевышний. Название сайта «Ислам» прямо указывает на ваше позиционирование. С целевой аудиторией тоже все понятно. Интересно, пользуется ли «Ислам.ru» популярностью среди людей, далеких от Ислама? Москва за последние годы сделала ряд знаковых шагов в направлении исламского мира: получение статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция, приглашение лидеров ХАМАС в Москву, отправка мусульман-миротворцев в Ливан и т.д. Россия, впервые в своей истории, официально, на самом высшем уровне признавала свою исламскую составляющую. Это, плюс все события вокруг Ближнего Востока и исламского мира в целом, находящегося сегодня в центре международного внимания, обуславливают повышенный интерес к нашему ресурсу с самых разных, порой, неожиданных сторон. Тем более, что за редким приятным исключением, вроде вашей газеты, кроме Ислам.Ру, в русскоязычном пространстве нет профессиональных серьезных изданий, отражающих позицию самих мусульман на происходящее. В этой связи, кстати, многие крайне позитивные посылы президента Путина в отношении Ислама до общества и чиновников просто не доходят пока. Это делает необходимость развития мусульманских СМИ жизненно важной задачей. Трудно ли сохранять профессиональную свободу, гордо именуясь «исламским независимым…»? На мой взгляд, профессиональная свобода, прежде всего, зависит от того, насколько журналист ощущает свою зависимость от Всевышнего, насколько он, прежде всего остального, понимает свою ответственность перед Ним и перед уммой. Чем глубже это чувство упования на Аллаха, тем ты более свободен и независим от всего сотворенного Им. Это наше кредо, которое, думаю, разделяют с нами все мусульмане, работающие в СМИ. Говоря Вашими словами, нелегко быть мусульманским журналистом, потому что всегда надо говорить правду. Я бы еще добавил, не только трудно, но и опасно. Приходилось пострадать, борясь за правду? Случались ли громкие победы над ложью и несправедливостью? Основная причина, по нашему глубокому убеждению, огромного числа трудностей, возникающих у мусульман в России, да и в мире, возникает оттого, что Ислам пока не занимает в нашей жизни подобающего ему места. Поэтому, порой, бывает вдвойне сложно переносить трудности, так скажем, на пути правды. Я имею в виду то, что, видя невозможность исправить несправедливость, т.к. мусульмане сегодня пребывают в крайне сложном положении, ощущение боли за умму усиливается. Основным же своим завоеванием мы можем назвать то, что удается оказывать хоть какое-то влияние на формирование стратегии такого влиятельного в мире государства, как Россия в отношении исламского мира. Держа руку на информационном пульсе страны, чувствуешь, как капля за каплей исламское мировоззрение укрепляется в массовом сознании. В Коране сказано: «И скажи (Мухаммад): «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь — исчезающа!» (17:81). Так надо ли биться за правду кулаками или достаточно произнести истину, и ложь сама исчезнет? Безусловно, навязывать, стуча себя кулаком в грудь, что-либо никому нельзя, тем более истину. Основная задача — говорить об Исламе убедительно. Для этого мусульмане должны освоить все достижения гуманитарной науки последних веков, критически осмыслив их на основе коранической методологии. Только тогда мы сможем говорить с окружающим миром на адекватном языке и будем, инша Аллах, поняты. Насколько правдиво Ислам отражается на страницах и экранах российских СМИ? Несмотря на сдвиги в государственной политике России последних лет, исламская тема все еще остается одной из наиболее одиозных и искажаемых в СМИ, в особенности, в ведущих и вполне официозных. Я убежден, что это раздвоение является серьезной проблемой для нашей страны, которая мешает реализации конструктивного потенциала исламского сообщества России. Между тем, очевидно, что без интеграции мусульман во все важнейшие процессы страны в России никогда не будет подлинного гражданского общества. Наша религия в российском информационном пространстве сегодня — это интервью какого-нибудь «муфтия-хазрата» и «мусульманин-террорист», что навевает у обывателя двоякое отношение: с одной стороны восточный мужчина в халате и чалме, как будто из сказок «Тысячи и одной ночи», с другой — фанатик-пироман, словно из голливудского боевика. Но есть в этом и вина самих мусульман. До сих пор в России отсутствует то, что можно было бы назвать исламским лобби. Голос мусульман, наша правда не слышны. Поэтому от нашего имени зачастую говорят проходимцы, невежды и провокаторы. Достаточно ли хорошо развиты исламские масс-медиа в России, и какова их численность? Как я уже говорил, проблем в российской исламской медиа-индустрии больше, чем достижений. На сегодняшний день мусульманская община нашей страны располагает лишь несколькими более-менее профессиональными сайтами и региональными газетами. Каким словом называется такое положение, учитывая 20-миллионную численность мусульман и наличие огромного количества влиятельных лиц из этой среды среди представителей элиты нашего государства, догадаться не сложно. Ислам.Ру, безусловно, выделяется на этом фоне. Причем, я говорю это не с гордостью, а с сожалением. Ведь здоровая профессиональная конкуренция пошла бы мусульманской журналистике только на пользу. Есть ли будущее у исламских масс-медиа в России и каким Вы его видите? В этой связи, расскажите также о планах издательского дома «Ансар» и «Ислам.ru». Будущее зависит от решения основных задач, которые ставит нынешний виток истории. В этой связи, российской мусульманской журналистике необходимо преодолеть сложившиеся модели освещения Ислама в СМИ. Язык исламских масс-медиа должен быть одновременно современным, вписываться, хотя бы частично, в существующий медийный формат, соответствовать принятым стандартам качества, но при этом оставаться в шариатских рамках. Это сверхсложная задача. Также сегодня, на наш взгляд, уже приближается то время, когда все острее встает необходимость вывести мусульманскую тему из чисто богословских и этнических рамок. Мы должны демонстрировать красоту исламского образа жизни, которая обеспечивает реальное счастье человека, сохраняя его нравственное и физическое здоровье. Важное внимание следует уделить молодежи и воспитанию детей. Ваши пожелания коллективу газеты «Наш Мир». Ваша газета сразу взяла высокую планку качества. Держите ее и старайтесь постоянно повышать. Также хотелось бы пожелать, чтобы «Наш Мир» стал окном для тысяч и тысяч людей в мир Ислама. Пусть Аллах украсит жизнь вашей редакции и тех, кто делает все, чтобы чтение этой нужной газеты стало доступным для тысяч читалей! |