Газета "Наш Мир" br> Когда-то Советский Союз называли «лабораторией дружбы народов». СССР распался, все народы от лаборатории дружно отказались и только в нашей стране она была переименована в Ассамблею народов Казахстана (АНК). Общественно-политический раритет не только сохранил паритет, но и укрепил свои позиции. Сотни иностранных делегаций из ближнего и дальнего зарубежья, побывавших в Казахстане за 15 лет независимости, не устают даваться диву. Но, что странно, ни одна другая страна не переняла наш уникальный опыт, так и оставшийся невостребованным. Возможно, ответ на этот вопрос когда-нибудь даст история. Я пришел в алматинский Дом дружбы, чтобы встретиться с представителями азербайджанского национально-культурного центра «Туран». Познакомился с ответственным секретарем этой организации Рубабой ГАДЖИЕВОЙ – воплощением женщин этого народа: высокообразованной, хорошо знающей свое дело, прекрасно владеющей обстановкой, красивой, застенчивой, плавной в движениях и неспешной в ответах. Я показал ей несколько номеров газеты «Наш Мир», в которой регулярно публикуются статьи об этнических представителях, живущих в Казахстане. Она сдержанно проявила чувства, что достойное место в этой рубрике займет и ее народ. Посетовала, что в отъезде президент конгресса «Туран» Абулфас ХАМЕДОВ. Сразу скажу, что в течение подготовки этого материала я несколько дней подряд регулярно звонил на его мобильный телефон, но он почему-то все время оказывался «вне зоны досягаемости». Я, как говорят в таких случаях, умываю руки, но краткое досье для наших читателей на него «заведу». Из досье «НМ» ХАМЕДОВ Абулфас Муслимович родился 7 марта 1962 года в Южно - Казахстанской области Махтааральском районе. В 1980 году окончил среднюю школу, затем Алматинский архитектурно - строительный институт - вечернее отделение ПГС. Работал в одном из СМУ, прошел путь от каменщика, старшего прораба, главного инженера ПМК -7 треста Алма-Атаагроспецстрой до начальника ПМК -5 треста Алма-Атапищестрой. С 1993 года занимается предпринимательской деятельностью. Открыл строительную компанию ТОО "ЦЕНТРПЛАСТ", ТОО "Пугасов", где работает по сегодняшний день. - Президентом конгресса "Туран" он был избран в декабре 2003 года, - рассказывает Рубаба Гаджиева. – Он член Ассамблеи народов Казахстана. Кстати, Абулфас Муслимовия, регулярно выезжает в областные центры РК для оказания практической помощи азербайджанским культурным центрам в регионах. В мае 2005 года в составе Правительственной делегации Республики Казахстан во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым он посетил историческую Родину – Азербайджан. - Когда и с какой целью был создан азербайджанский культурный центр? - Он был создан 29 мая 1992 года Минюстом РК в Алматы и зарегистрирован как азербайджанский культурный центр (АКЦ) "Туран". Культурный центр содействует совершенствованию национальных отношений в Республике Казахстан и способствует активному вовлечению азербайджанцев во все сферы общественной и культурной жизни. - Это было началом. А потом они стали создаваться во всех областях Казахстана? - Нет. Не только в Казахстане. Массовость привела к необходимости преобразования АКЦ в конгресс «Туран. Произошло это в 2000 году решением общего собрания Алматинского общества азербайджанцев "Озан", "Ташкентского азербайджанского культурного центра" и "Бишкекского азербайджанского культурного центра". - А на кого опираются председатели АКЦ в своей работе? - На активистов-общественников. Например, председателю АКЦ Алматинской области Асыл апа Осман помогают Г. Мамедов, Г. Тусунова, Х. Алиев, А. Новрузов, Р. Каримов, Д. Мамедова, Ф. Абасов и другие. В Жамбылской области наш АКЦ называется "Азери", в Павлодарской - "Ватан", в Костанайской - "Гейдар", в Мангистауской - "Достлук" и так далее. Чуть позже АКЦ открыли в Атырауской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Северо - Казахстанской, Западно - Казахстанской, Кызылардинской областях. Открыли их также в городах Алматы, Павлодар, Талдыкорган, Тараз, Шымкент... - А если рассуждать чисто исторически, то когда и каким образом в Казахстане появились азербайджанцы? - По историческим фактам, массовое переселение азербайджанцев в Казахстан началось в советское время и имеет три этапа. Первый этап начинается с 1937 года приказом НКВД. Азербайджанцы целыми семьями были выселены с родных и насиженных мест и отправлены эшелонами в разные уголки СССР, в том числе и в Казахстан. - То есть, связано с великим кавказским переселением, кроме грузин и армян, которых Сталин «обошел» своим вниманием? - Да. Вторая волна массового насильственного переселения из Грузинской ССР отмечена в 1944 году. Целые регионы жителей различных национальностей, в том числе и азербайджанцы, были высланы в Казахстан. Наши аксакалы рассказывают, что людей везли, как скот, в душных товарных вагонах более месяца и высаживали на различных станциях. Они с благодарностью вспоминают, как их принимали в казахских аулах, как по-добрососедски жили с казахами, как те делились с ними всем, что было у них самих. Казахи приняли дружески, с пониманием и сочувствием и всех переселенцев. Азербайджанцы рассеянны на всей территории Казахстана, наиболее компактно живут в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской, Кызылординской областях. - Я бы не сказал. Помнится, много азербайджанцев в годы освоения целинных и залежных земель приехало в северные области страны, но в конце 50-х. Что интересно, они хорошо владели казахским языком, а своих детей отдавали учиться только в казахские школы. В конце 60-х многие действительно стали уезжать на юг Казахстана, потому что, наверное, южный народ. - Возможно, поэтому. Получив свободу перемещения, многие остались жить на месте ссылки. Этому способствовал дружелюбный характер казахского народа, его уважение к пришлому человеку независимо от национальности и вероисповедания. - И сколько вас в Казахстане? - По статистическим данным самое большое количество азербайджанцев проживает в Южно-Казахстанской области - 27600 человек, в Алматинской – 17800, Жамбылской –11040, а в г. Алматы - 7706. На сегодняшний день в Казахстане проживает около 90 000 азербайджанцев. Третье массовое, но добровольное поселение азербайджанцев произошло в связи с освоением целинных и залежных земель, распределением специалистов на работу в Казахстан. Казахский народ принял азербайджанцев, как и других переселенцев, с теплым пониманием и доброжелательным отношением. Благодаря великому гуманизму казахского народа азербайджанцы стали обучаться в школах, причем в казахских. Вы сами уже привели пример этого. - Можно утверждать, что азербайджанцы казахоязычный народ? - Конечно. Мои соотечественники высоко ценят казахское гостеприимство и широту души казахского народа. Поэтому азербайджанцы создали на казахской земле родной очаг, наполненный собственными национальными традициями, обрядами и обычаями. Все эти традиции сохраняются на протяжении уже более 60 лет. Азербайджанцы не только не забыли своих традиций, но даже обогатили их. Из уст в уста, от старших к детям, как устный народный эпос, передаются все обряды, обычаи и традиции. Наши родители сумели сохранить в себе тепло и любовь к своему родному языку. Сейчас не встретишь ни одной азербайджанской семьи, в которой бы не говорили на родном языке. Азербайджанский народ благодарен казахскому народу, который в тяжкие годы принял нас, дал надежду на будущее, признал нас равными среди равных. Тепло и радушие согревало наши сердца. Никто не в силах был посеять рознь между двумя родственными народами. Мы на казахской земле обрели свою Родину. - Ваш пафос понятен. Но что именно является как бы стимулом для проживания в Казахстане, тогда как есть своя Родина. - Во-первых, культурные достижения, которых добились азербайджанцы Казахстана, стали возможными благодаря доброте, щедрости, миролюбивому менталитету казахского народа и взвешенной политике президента Нурсултана Назарбаева, направленной на единение всех народов республики. Все казахстанцы живут в дружбе и согласии, в стабильности, а также благодаря усилиям самих азербайджанцев, которые стали гордостью всего нашего народа. Во-вторых, в настоящее время всюду, где компактно проживают азербайджанцы, ежегодно отмечают все праздники, а также и праздники своей новой Родины – Казахстана. В Алматы, Алматинской и Павлодарской области, например, созданы «воскресные школы», в которых изучается не только родной язык и литература, но и история, обычаи, традиции и искусство народа. Длительное проживание азербайджанцев в Казахстане показало их трудолюбивый и миролюбивый характер. Они трудятся во всех сферах жизни республики. Особым уважением среди азербайджанской диаспоры пользуются те труженики, которые используют многие годы свои силы и знания для процветания Казахстана. В развитие науки и культуры, например, внесли свой вклад Т. Кулиев, доктор сельскохозяйственных наук, И. Кулиев, кандидат биологических наук, К. Алиев и Ж. Мамедова, юристы, В. Рахманов, скульптор, И. Амирахов, певец, А. Алазова, хореограф, Л. Кулиев, музыковед, М. Новрузов, культоролог. Среди азербайджанцев много хороших врачей - отец и сын Шакаралиевы, М. Алиев, А. Мамедов и другие. Занесен в Золотую книгу Почета Республики и награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР Н.Г. Мамедов, почетный разведчик недр ССР и Республики Казахстан, Заслуженный геолого-разведчик Казахстана. Я благодарю Рубабу Гаджиеву за помощь и звоню знаменитой Асыл апа ОСМАН, возглавляющей Алматинский областной азербайджанский культурный центр «Гобустан», созданный еще в 1998 году. Она радуется, как ребенок, засыпает меня разными вопросами. Я отвечаю, что в течение двух дней ищу ее в связи с подготовкой статьи об азербайджанцах Казахстана. - Я же не сижу на месте, - отвечает она. – Мотаюсь по всей Алматинской области. Приближается Наурыз мейрамы. Мы уже ведем подготовку. Работы выше головы. – И приводит попутно десятки казахских пословиц и поговорок. Язык у нее то сочный и точный, глубоко образный и народный. Она – кладезь казахской этнографии. Все мероприятия, проводимые ее центром, посвящаются практически всем знаменательным датам, проводимым в Казахстане. Не перестаю восхищаться ее добротой и щедростью души, ее отношением к казахам и казахскому языку. Она с казахами разговаривает только и только на казахском. Как председатель АКЦ, Асыл апа в первую очередь заботится о том, чтобы азербайджанские дети с малых лет усваивали язык титульной нации. Асы лапа - крепкий мост, соединяющий две истории и два языка, две культуры, две традиции и обычаи. - Главную свою цель областной Азербайджанский культурный центр «Гобустан» видит в том, - говорит Асыл Осман, - чтобы в рамках «Закона о языках», согласно Конституции РК, и дальше развивать свой родной язык, свою самобытную культуру, свои народные традиции, а заодно еще глубже вникать и глубже изучать жизнь того народа, среди которого так счастливо живем. Постепенно в разговоре она поднимается до обобщения и сообщает, что при культурных центрах действуют курсы по изучению родного и государственного языков, обычаев, обрядов, традиций, музыки, танцев. Работают семейные народно-инструментальные и фольклорные коллективы "Азербайджан", "Арзу", "Севиндж", "Гариблер", "Озан". Я обрастаю информацией о том, что при Республиканском АКЦ в Доме дружбы в 2001 году создана художественно-литературная студия. В марте 2001 года делегация азербайджанцев из Казахстана участвовала в форуме Общественных объединений азербайджанцев (г.Москва), проживающих в СНГ, Балтии и других странах мира, в сентябре 2001 года – во Всемирном съезде азербайджанцев (г. Москва), в ноябре 2001 года – в первом Всемирном Курултае независимого Азербайджана (г.Баку). Республику Казахстан на курултае представляли десять человек. Обсуждались проблемы и перспективы культурных, общественно-экономических связей со странами мира, где проживают азербайджанцы. Был образован Совет и Президиум Совета всемирного азербайджанского Курултая, куда вошли представители Канады, Великобритании, Франции, России, Казахстана. АКЦ "Туран" принимает активное участие в общественно-культурной жизни Республики Казахстан. Учащиеся воскресной школы не раз становились призерами ежегодных конкурсов на лучшую воскресную школу. Кроме казахстанских праздников, АКЦ ежегодно торжественно отмечает 28 мая - День возрождения Азербайджана, в январе - День жертв (20 января "черный январь"), "Новруз", 31 декабря - День солидарности азербайджанцев всего мира. С 1992 года еженедельно на Казахском радио выходит передача "Азери", рассказывающая о самыъ свежих и последних событиях из жизни этого удивительного народа. И в заключение я спрашиваю ее, почему Азербайджан называют «воротами Востока»? - Потому что, - отвечает Асыл апа, - через наши земли проходят Восток и Запад, Север и Юг. А Казахстан – ворота Евразии, поэтому сердца и души казахов распахнуты как эти ворота. Я знаю ее давно и хорошо. Не перестаю восхищаться ее добротой и щедростью души, ее отношением к казахам и казахскому языку. Она с казахами разговаривает только и только на казахском. Будучи председателем азербайджанского культурного центра Алматинской области, Асыл апа в первую очередь заботится о том, чтобы азербайджанские дети с малых лет усваивали язык титульной нации. Она крепкий мост, соединяющий две истории и два языка. Две культуры и две традиции и обычаи. Главную свою цель областной Азербайджанский культурный центр «Гобустан» видит в том, чтобы в рамках «Закона о языках», согласно Конституции РК, и дальше развивать свой родной язык, свою самобытную культуру, свои народные традиции. Я звоню ей на работу. Она радуется, как ребенок, засыпает меня разными вопросами. Я отвечаю, что в течение двух дней ищу ее в связи с подготовкой статьи об азербайджанцах Казахстана. - Я же не сижу на месте, - отвечает она. – Мотаюсь по всей области. Приближается Наурыз мейрамы. Мы уже ведем подготовку. Работы выше головы. – И приводит попутно десятки казахских пословиц и поговорок. Язык у нее то сочный и точный, глубоко образный и народный. Она – кладезь казахской этнографии. Все мероприятия, проводимые ее центром, посвящаются практически всем знаменательным датам, проводимым в Казахстане. ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА В Казахстане, согласно переписи населения 1999 г., проживают 130 национальностей - 35 ассоциированы в соответствии с Законом РК "Об общественных объединениях" в 365 национально-культурных объединений, из них 31 - члены Ассамблеи народов Казахстана и Совета АНК. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Азербайджанцы, самоназвание – азербайджанылар, азерилер. В некоторых странах, исторической литературе и документах называют тюрки-азери. ххх Термин «азербайджанцы» появился в 1936 году. Азербайджанцы - представители каспийского типа южной ветви европеоидной расы. ххх Язык, на котором говорят азербайджанцы, относится к группе тюрских языков. ххх Историческая территория Азербайджана находится в Восточном Закавказье (северная и западная часть Ирана). Территория Азербайджана составляет 221,6 тыс. км. ххх В ІІІ-V в.в. азербайджанская государственность укрепляется. К началу VІІІ века Азербайджан был завоеван арабами и включен в состав Арабского халифата. Сложились новые традиции и культура, а также религией стал ислам. ххх Туркменчайский договор 1828 года между Россией и Ираном, разделивший Азербайджан и его народ на две части ( северная часть Азербайджана отошла к России, южная часть оказалась в рамках Иранского государства) внес в жизнь азербайджанского народа немало испытаний. ххх На сегодня территория Республики Азербайджан составляет 86,6 тыс. км, с населением 8 млн. человек. ххх Азербайджан - один из древнейших очагов цивилизации, страна с богатой и древней историей. На его территории на протяжений многих тысячелетий создавалось богатое культурное наследие, вошедшее в сокровищницу мировой культуры. На протяжении многих веков народ создавал шедевры литературы и искусства, пронизанные жизненным оптимизмом, духом свободы и независимости. Уникальное наследие азербайджанского народа занимает особое место в мировой культуре, и он народ по праву гордится своим вкладом в мировую науку. ххх Стремительное превращение Баку в нефтяную столицу мира привело к коренным преобразованиям, как в экономике, так и в общественно-политической жизни. ххх 28 мая 1918 года - провозглашение Азербайджанской Демократической Республики. Установление Советской власти. В республике сохранились такие атрибуты азербайджанской государственности, как флаг, гимн, герб и другие. С 1991 года была восстановлена государственная независимость Азербайджана. 12 ноября 1995 года была принята Конституция. ххх Народ хранит верность своим национальным и духовным ценностям, своему языку, религии, традициям, обычаям, развивает экономику, науку, культуру. ххх В республике созданы все условия для развития азербайджанского языка в качестве государственного, его используют во всех сферах жизни азербайджанцев. ххх Национальная особенность - исключительная музыкальность. Азербайджанская земля подарила миру знаменитого композитора Узеира Гаджибекова, многих других композиторов и поэтов. Глубокие корни имеет общепринятое в мире азербайджанское искусство ковроделия, являющееся одной из национальных традиций. ххх Азербайджан является родиной целой плеяды зодчих, создавших шедевры архитектуры во многих странах мусульманского Востока. Народный костюм азербайджанцев на протяжении с ІХ в. и, включая начало ХХ веков, менялся не слишком заметно. Одежда азербайджанцев отличалась разнообразием в зависимости от социальных слоев и этнографических групп. ххх Наиболее традиционна в быту - азербайджанская кухня. Праздничное блюдо – плов. Имеет более 35 наименований. ПРАЗДНИКИ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 1 января - Новый год, 20 января – День памяти жертв политических репрессий, 8 марта –Международный женский день, 21-22 марта - Новруз Байрамы, 9 - мая День Победы, 28 мая – День Республики (День возрождения Азербайджанской Государственности), 9 октября – День Вооруженных сил, 18 октября - День Государственной независимости, 12 ноября - День Конституции, 17 ноября - День Национального возрождения, 31 декабря - День солидарности азербайджанцев всего мира. Мнайдар МЫРЗА-ХОЖА
|