Газета "Наш Мир" br> Академик Национальной Академии Наук Республики Казахстан Гарифолла Есим награжден орденом «Курмет». Наши корреспонденты встретились с ним на факультете философии и политологии Казахского Национального университета имени аль-Фараби, деканом которого он является вот уже пятый год. - Уважаемый Гарифолла Есимович, мы от имени коллектива Издательского Дома «Наш Мир» и от имени наших многочисленных читателей сердечно поздравляем Вас. Орден «Курмет» это очень высокая государственная награда мы рады, что руководство нашей страны по достоинству оценило Ваш труд на благо народа. - Спасибо Вам и Вашей газете. Мне очень приятно вновь встретиться с читателями «НМ». Ваша газета быстро набирает обороты и становится все более популярной в среде национальной интеллигенции. Успехов вам. Кстати, как философ, хочу напомнить, что поздравления – это одна из древних и мудрых традиций человечества. Я всегда говорю людям: поздравляйте друг друга чаще, дарите подарки, оказывайте всем окружающим вас хоть маленькие знаки внимания. По традиции пророка Мухаммада на праздники «Курбан» и «аль-Фитр» мусульмане дарят друг другу подарки. Более того, пророк всегда раздавал подарки не только мусульманам, но и представителям других религий. Потому что в этом мудрость религии. Это один из методов профилактики конфликтов. - При вручении ордена «Курмет» были особо отмечены Ваши заслуги в деле развития науки Республики Казахстан. Вы, как Академик Национальной Академии Наук хорошо знаете сегодняшнее положение отечественной науки. Расскажите о насущных проблемах и первостепенных задачах стоящих перед Национальной Академией Наук? - Как Вы знаете, Академия была преобразована из национальной в общественную. Идет поиск наиболее приемлемых и конструктивных вариантов работы Академии. На мой взгляд, сегодня Академия Наук должна привлекать в свои ряды побольше молодых ученых. Самому молодому академику сегодня за пятьдесят. Помимо мудрости и огромного потенциала ветеранов, сегодня отечественной науке нужны молодые, креативно мыслящие ученые. И нельзя сказать, что таких у нас в стране нет. Молодым ученым необходимо дать возможность раскрыться, надо всячески привлекать их к активной работе. Наиболее трудные времена для отечественной науки уже миновали. Было время, когда зарплаты ученого хватало только на проезд до работы. Многие тогда ушли работать в коммерческие структуры, кто-то даже покинул страну и эмигрировал. Но настоящие ученые-патриоты остались и продолжали трудиться ради будущего своей страны и своего народа, ради науки Казахстана. Теперь многие эмигрировавшие в трудное время возвращаются назад на родину. - Вы затронули очень актуальный вопрос, касающийся эмиграции. После обретения независимости, наша страна широко распахнула двери для репатриантов. Во времена советского лихолетья многие, чтобы выжить, вынуждены были уехать из страны. А кто-то покинул страну и в трудные первые годы независимости. Многие из них сегодня возвращаются в страну увидев положительные перемены и стабильный экономический рост. Осуждаете ли вы тех, кто покинул страну в трудное время? -Нет, ни в коем случае. Мудрые говорят: не суди, да не судимым будешь. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Людей нельзя осуждать за то, что они пытались по мере своих сил и возможностей позаботиться о своей семье, о своих детях. Но, на мой взгляд, возвращающиеся, а также приглашенные нами оралманы должны сначала спросить себя: «Что я сделаю для своей родины?» и только потом ставить вопрос? «А что же даст мне Казахстан?». Это и есть признак патриотизма и любви к своему народу. - Сейчас многие говорят о необходимости создания «Института межнациональных конфликтов», в задачу которого входило бы изучение межэтнических проблем и нахождение способов предотвращения конфликтов. Что Вы думаете об этом? - Мне не нравиться выражение «институт конфликтов». Я думаю не стоит постоянно муссировать это слово. Лучше давайте говорить о диалоге, а не о конфликте. Необходимо искать не различия, а общие, объединяющие людей точки соприкосновения в межнациональных вопросах. Необходимо искать взаимопонимание, а не основываться на политических, религиозных или национальных амбициях. Нам нужно не изучать конфликты, а заниматься их профилактикой. Опасность, на мой взгляд, сегодня кроется не в межнациональных проблемах, и даже не в накопленных ядерных арсеналах. Опасность кроется в душах людей, в той злобе, которую большинство людей вынашивают в своей груди. А зло, как известно, порождает зло. Современный человек стал отходить от своей сути, многие люди переживают тяжелейшие внутренние конфликты. Отсутствие духовности, пропаганда потребительского отношения к жизни, все это приводит к тому, что человек входит в противоречие с самим собой. На самом деле человек создан с любовью, и его внутренняя сущность всегда стремиться к духовности, к Творцу. Вспомните слова нашего Абая, который говорил: «Любите Творца, любите человечество, любите справедливость». Казалось бы простые слова, а сколько в них глубокого философского смысла и мудрости. Любить Творца – значит быть в мире с самим собой. Любить человечество – значит быть в мире с окружающими. Любить справедливость – значит стремиться создать справедливое общество. - Насчет идеи о справедливом обществе. Сегодня наша республика еще находится на стадии выработки общей стратегии, интеллигенция ищет наиболее приемлемую для страны национальную идею. По какому пути пойдет Казахстан в 21 веке? - Как известно, 20-й век был столетием масштабных войн. Нельзя допустить, чтобы 21-й век пошел по этому же пути. При сегодняшнем высочайшем уровне развития оружия массового уничтожения это будет губительно для всего человечества. Меня беспокоит факт, что сегодня, все народы, как на западе так и на востоке, увлекаются возвеличиванием мировых тиранов, завоевателей, прославившихся своим деспотизмом и жестокостью. Возвеличивают Наполеона, Александра Македонского, Чингисхана и других тиранов. Недавно кто-то спровоцировал часть общественности выступить с инициативой воздвигнуть памятник Хромому Тимуру. Мы, академики и историки, выступили против этого и нам удалось остановить этот процесс. В качестве национальной идеи для полиэтнического Казахстана я считаю приемлемой идею своеобразной «Казахстанской цивилизации». Мы всесторонне изучаем опыт и достижения других стран в деле построения независимого суверенного государства. Интересен в этом отношении опыт Малайзии и некоторых арабских стран. По нашей инициативе создана научно-исследовательская группа по разработке темы: «Казахстанская цивилизация в условиях глобализации и поиски путей культурной идентификации». - Многие сегодня обсуждают вопрос о введении в казахстанских вузах предмета «теологии». До сегодняшнего дня студенты изучали только общий предмет «религиоведение». Теперь им будет предложено углубленно изучить теологию как бы изнутри. Насколько необходимо было вводить этот предмет в образовательный стандарт? - Да, действительно, обсуждение вопроса введения предмета теологии в вузах было очень бурным. Обсуждался вопрос даже в Парламенте страны. В этом году мы впервые будем вводить изучение этого предмета в нашем университете. Идет подготовительная работа. Думаю, что все таки, это правильное решение. Выпускники вузов должны быть разносторонне образованными специалистами, должны знать не только основы, но и все тонкости религии и единобожия в частности. Кроме того, изучение этого предмета должно помочь студентам стать более духовно обогащенными людьми, тонко знающими Коран и суть единобожия. Посмотрите сегодня какая сложилась у нас ситуация в религии. Религия находиться в руках толкователей Корана, которые иногда ошибочно трактуют Священное Писание. Многие люди, в поисках «пищи для души» попадают в различные секты и течения. С другой стороны, отсталые «традиционалисты» ставят перед мусульманами кучу различных ограничений, мешают развитию творческой мысли и при этом оправдываются запретами шариата. А ведь ислам – это не религия каких-то отсталых от современности людей. Коран – это вечная Книга, ниспосланная Творцом как руководство для людей. И имея такое Руководство мусульманский мир находиться в таком плачевном состоянии сегодня. Поэтому, чем больше наши молодые люди будут знать о теологии, тем труднее их будет ввести в заблуждения разным сектантам и прорицателям-самозванцам. - Издательство «Наш Мир» и наши периодические издания стремятся постоянно освещать наиболее актуальные вопросы казахстанского общества. В конце нашей беседы хотелось бы еще раз поздравить Вас с получением высокой государственной награды и от лица наших многочисленных читателей пожелать Вам здоровья и дальнейших творческих успехов. - Спасибо. В свою очередь выражаю вашему коллективу огромную признательность за поздравления. Я очень рад, что газета «Наш Мир» все больше набирает обороты, увеличивает тираж и находит своего читателя. Желаю редакции вашей газеты, а также всему коллективу Издательства «Наш Мир» дальнейших успехов в вашем нелегком, но благородном деле. Подготовили: Айдар КАИПОВ, Алишер ХАЛИЛОВ. СПРАВКА «НМ» Гарифолла Есим-доктор философских наук, профессор, академик Национальной Академии Наук Республики Казахстан, Декан факультета философии и политологии Казахского Национального университета имени аль-Фараби. Гарифолла Есим родился 15 апреля 1947г. Павлодарской области Республики Казахстан. В 1970 году, окончил Семипалатинский педагогический институт получив диплом с отличием, стал работать ассистентом на кафедре философии и политэкономии в этом же вузе. После двух лет преподавательской работы отслужил в армии. По увольнении в запас вернулся в вуз, работал преподавателем философии. В 1973 году его направили на должность стажера-исследователя на кафедру философии Московского государственного педагогического института имени Ленина. В 1974-1977 годах учился в аспирантуре на философско -экономическом факультете КазГУ имени С.М.Кирова. С 1978 по 1983 год -декан художественно -графического факультета Семипалатинского педагогического института, 1983-1989 - заведующий кафедрой философии в том же институте, 1989-1991 - старший научный сотрудник Института философии и права Национальной академии наук РК, 1991-2001-доцент, профессор кафедры философии и методологии наук в Алматинском государственном университете имени Абая, 1992-1998-декан художественно-графического факультета, 1998-2001-заведующий кафедрой философии и методологии наук. В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему "Проблема Бога и человека в мировоззрении Абая (герменевтический анализ)" по специальности "09.00.06 -религиоведение, теология". В 2004 году был избран академиком HAH PK. Профессор Гарифолла Есим широко известен в научной общественности своими многочисленными публикациями по проблемам философии культуры, философии политики, философской антропологии, религии, истории философии, особенно казахской философии. В республике его знают как видного абаеведа, активно участвующего в культурной и научной жизни общества, а также как исследователя творчества Шакарима и Яссауи. Его труды отличаются методологической и научной новизной исследования проблем тюркской и казахской философии и культуры. Другое направление философских исканий Гарифоллы Есима - это освоение нового жанра - философской прозы. В этом жанре Гарифоллой Есимом написаны целый ряд философских эссе, новелл, рассказов. Это, прежде всего, сборник рассказов "Прошлое в настоящем (опыт философской прозы)", в Алматы в 2003году, "Фалсафа тарихы (учебная хрестоматия)", 2-издание "Раритет", в 2004 году. Важным объектом исследований Гарифоллы Есима является проблема цивилизации, в частности этнической (национальной) цивилизации. Заслугой Гарифоллы Есима является то, что он впервые в научный оборот вводит понятие "Казахстанской цивилизации". Основываясь на мысли, что нет единой мировой цивилизации, он считает, что важным является не место и роль мировой цивилизации, а выяснение видов цивилизации. Цивилизацию он рассматривает как конкретный способ жизни каждого отдельного этноса. К цивилизованным странам обычно относят общества с высокими технологиями, в то время как цивилизация определяется своеобразными неповторимыми чертами, при таком рассмотрении каждое общество представляет собой уникальную цивилизацию. В качестве национальной идеи для полиэтнического Казахстана наиболее приемлемым Гарифолла Есим считает идею "Казахстанской цивилизации". С 6 декабря 2001 года Гарифолла Есим - декан факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби. В качестве декана факультета, зарекомендовал себя крупным организатором и активным руководителем, отличается оригинальностью и нестандартностью решения производственных вопросов, учебно-воспитательного процесса и направлений научных исследований факультета. Гарифолла Есим - лауреат Премии имени С.Садуакасова Союза журналистов Казахстана (1994), Республиканской Премии фонда Абая (первая премия) (1995) и Премии имени Яссауи Международного Фонда "KATEV" (первая премия) (2000), награжден нагрудным знаком "За заслуги в развитии науки Республики Казахстан" (2003). В этом году награжден орденом «Курмет». Гарифолла Есим со своей супругой Риммой Султановной, врачом по профессии, вырастил и воспитал троих детей. Казбек Гарифоллаевич -кандидат философских наук, сотрудник акимата, Баян Гарифолла-улы юрист, экономист, младшая, Сауле, студентка Медицинского университета имени С.Асфендиярова. Внуки-Бекзат, Тансулу и Аяна.
|