Газета "Наш Мир" br> Наверное, самая популярная позиция современных политиков — это провозглашение своей приверженности к принципам демократии и светскости. Проявление демократичности является частью имиджа и депутатов нижней палаты парламента Республики Казахстан. Но, оказывается, что не все народные избранники правильно понимают суть идеи демократии. Незнание предмета народные избранники продемонстрировали во время дебатов на вопрос: быть или не быть религиозным праздникам выходными? Вот тут то и стало ясно, насколько народные избранники далеки от понимания демократии и её принципов. Понимание демократии одним из депутатов сводилось к тому, что если дать выходной мусульманам в честь религиозных праздников, то могут захотеть того же и представители других религий. На первый взгляд, в этой постановке вопроса существует логика. Но, если учитывать весь арсенал демократического устройства, то сразу же можно обнаружить для себя такое понятие как «принцип большинства». Здесь, будет уместно упомянуть, что слово демократия – это производное греческих слов demos (народ) и kratos (власть), что означает власть народа. В нашем же случае, волеизъявление народа происходит путём голосования, т.е. большинство определяет внутреннюю политику государства и его идеологию. Государство же, со своей стороны, обязуется гарантировать защиту прав всех религиозных групп, в соответствии с Конституцией РК. Согласно всем нормам демократии, государство обеспечивает свободу вероисповедания, но источником своей национальной идеи выбирает желание подавляющего большинства населения. Таковы принципы демократии, которых так необходимо знать тем, кто представляет законодательную ветвь власти. Учитывая официальные статистические данные, доля мусульманского населения в Казахстане колеблется в районе 60 и 70 процентов от общего числа всех граждан, т.е., из этого следует, что мусульмане в Казахстане составляют подавляющее большинство. В этой связи, вполне закономерно, что мусульмане могут претендовать на два выходных во время своих праздников Курбан-айт и Ораза-айт. Что касается представителей других религий, то у них никто не отнимает права выходить своими предложениями в парламент. Если же большинство населения, которых могут представлять депутаты Мажилиса, поддержит их предложение, то, значит быть тому, чего просят представители других религий. Хотя в Казахстане нет такой религиозной группы, кроме мусульман, которая бы составляла более 15 процентов от общего числа всего населения. Тем не менее, представители православной церкви, наряду с мусульманами, получили и свой выходной — в честь праздника Рождества. Есть и другая группа депутатов, которые считают, что религиозным праздникам не место в светском государстве. Опять же, возникает вопрос, что в себя включает понимание светскости? Судя по тому, что об этом говорят политики, то это связано с отсутствием религиозного вмешательства в политический процесс государства. В реалии же, светскость — понятие весьма растяжимое и аморфное. Как бы государство не объявляло себя светским, от этого его народ не станет больше проповедовать атеизм. Даже, США, «оплот» демократии и светскости, на своих денежных купюрах пишет in god we trust (мы верим в Бога). Почти на всех флагах европейских государств изображен крест. Тем не менее, Европа, оставаясь территорией демократии и, так называемого, секуляризма, имеет целую неделю выходных дней на «Рождество Христово». В наследие от советского атеизма мы получили два выходных дня: субботу и воскресенье, но немногие знают, что отдых в субботу напрямую связан с иудейской традицией, а воскресенье — с христианской. Как мы видим, даже воинствующий атеизм СССР не смог или не захотел отказаться от религиозных традиций народов, которые составляли большинство коммунистического государства. А в традициях народов, которые составляют большинство современного Казахстана, есть правило отдыхать в пятницу. К сожалению, любая инициатива, имеющая религиозное обоснование, расценивается некоторыми политиками как отход к теократическому государству. Здесь опять налицо непонимание демократических принципов. Многие политики до сих пор не могут понять, что в демократическом обществе всегда будет присутствовать доминанта подавляющего большинства, в контексте его традиции, культуры, религии и языка, хотя это вовсе не означает, что своих прав будут лишены другие члены общества. Восхищаясь образцами демократического устройства стран Евросоюза, казахстанским политикам до сих пор не удаётся понимание того, что вовсе необязательно копировать культуру европейцев, а достаточно перенять у них политический опыт и примерить его к нашим традициям. Болат Турсынов
|