$IMAGE1$ | В Казахстане проживает около 250 тыс. татар (1,7%). Они представлены во всех 15 областях страны и занимают шестое место по численности. Татарская диаспора в Казахстане, как и все диаспоры в Средней Азии, многослойна как по времени расселения, так и по исходным местам жительства. У нас живут потомки казанских, уфимских и касимовских татар, мишар из бывших Нижегородской и Саратовской губерний. Имеется особая прослойка илийских татар, репатриированных в 50-х годах XX столетия из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР). Все они составляют единую диаспору. Первые сведения о массовых миграциях татар в этот регион относятся к середине ХVIII века. Земля казахов привлекала татар благожелательным отношением коренного населения, близостью его языка, единой верой, сходством социальных и национальных чаяний. Роль и вклад лидеров диаспоры Первоначальной точкой расселения татар во второй половине ХVIII века был Уральск, с 1760 года царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в построенные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. В конце следующего столетия в этих городах существовала развитая сеть татарских кварталов, мечетей, медресе и школ-мектебов. По мере вовлечения татар в социальную жизнь новых территорий в диаспорах выделялись лидеры, состоятельная часть мигрантов. По их инициативе в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Строились и открывались медресе и мечети, светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой — Уральске, Петропавловске, Семипалатинске — издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция. И не только. Заметным явлением было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама. К казахам проникают и идеи мусульманского модернизма, сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Начинается преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы — вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания. Роль татар в утверждении Ислама, особенно в аулах, была настолько высока, что этноним «татарин» стал для казахов синонимом слова «мулла». Стали появляться пословицы и поговорки, отдающие дань уважения братьям-переселенцам, в них признавались достоинства этого народа. Самые характерные поговорки, подчеркивающие грамотность татар, звучали так: «Где татарин, там переводчик не нужен», «Татарин роднее родного свата», «Каждый татарин — мулла», «Татары ближе к Аллаху, чем мы» и так далее. Практически, во всех населенных пунктах все мечети назывались «Татарская мечеть». До сих пор в Алматы с незапамятных времен существует известный всем поколениям горожан населенный пункт «Татарка» и там же символом ортодоксального Ислама является «Татарская мечеть», куда ходят читать намаз и Коран не только татары… В годы установления Советской власти коммунисты уничтожили церкви, мечети и другие храмы Бога, борясь с религией. И только после распада СССР, в годы обретения Казахстаном суверенитета и независимости, татары активизировались вновь. Богатое сословие татар, глубоко почитавшее Аллаха, выделяло большие средства на строительство мечетей и медресе. Особенно, много их строили в крупных населенных пунктах. Царское правительство в лице генерал-губернаторов и их наместников-казахов, ограничивавшее женитьбу татар на казашках, не препятствовало строительству мечетей и медресе, считая это делом второстепенным. Имамами в мечетях, естественно, были татары. Они сами создавали уммы из числа образованных сородичей и активно учили казахов арабской грамоте, сурам, а, постепенно, и чтению Корана. Они растили из числа казахов аульных мулл, а затем и имамов. Формирование татарской диаспоры Как в советское время, так и в современном Казахстане татары активно участвуют во всех сферах строительства казахской государсвенности. Гражданское и сельское строительство, дорожное хозяйство в республике возглавляли Фарид Галимов (ныне — сенатор), Махмут Муслимов и Шамиль Бикбулатов. Еще одним сенатором парламента Казахстана из татар является Рашид Ахметов. Выпечкой хлеба в южной столице долгое время руководил президент акционерного общества «Алматы-Нан» Равиль Хабибуллин. Предприятия торговли и общественного питания открыли в Алмате Фаридун, Наиль, Ильдар, Флюра Батыровы, Даниял Юничев и Турсун Габитов. Одним из основоположников казахской профессиональной музыки является выдающийся татарский композитор Латиф Хамиди, создавший Государственный гимн Республики Казахстан. В оперном искусстве преуспевали Ришад и Муслим Абдуллины, Шамиль Шагалимов. Казахская земля является родиной крупнейших деятелей музыкального искусства Татарстана Назиба Жиганова и Джаляла Садрижиганова, здесь расцвел талант главного дирижера Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и оркестра Большого театра в Москве Фуата Мансурова. Всенародное признание в Казахстане получили писатели Ибрагим Салахов, Тауфик Айди, Гриф Хайруллин, Гаммар Исхаков, Асгадулла Хамидуллин, Мунир Ерзин. Ряд крупных средств массовой информации республики возглавляли видные журналисты Ялкин Вафин и Вали Хуснутдинов. В историю казахской науки и техники вписаны имена бывшего вице-президента Академии наук Республики Казахстан, директора института ядерной физики Шавката Ибрагимова, директора института микробиологии и вирусологии Альфарида Илялетдинова, директора Казахского НИИ офтальмологии Галима Ульданова, биолога Рауфа Гареева, участвовавшего в подготовке полетов человека в космос. Их имена занесены в «Татарский энциклопедический словарь». Идеалы «Иделя» В настоящее время в Казахстане 26 татарских и татаро-башкирских национально-культурных организаций. Татарскими обществами Казахстана проводится значительная работа по сохранению и развитию языка, культуры и традиций татарского народа. Самое крупное национальное объединений татар Казахстана — Ассоциация татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел». Она объединяет 18 национально-культурных центров в 15 областях РК и является одним из соучредителей и полноправным членом Ассамблеи народов Казахстана, председателем которой является Президент РК Нурсултан Назарбаев. Ассоциация «Идел» организует научно-практические конференции по проблемам сохранения татарской культуры, проводит республиканские Сабантуи, ежегодный музыкальный фестиваль «Мелодии Иртыша», который проходит в Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Председателем Ассоциации «Идел» является профессор-онколог, депутат Мажилиса казахстанского парламента Мурад Каримов. В Семипалатинске Татарским общественным центром руководит Габдулхак Ахунзянов — один из основателей фестиваля «Мелодии Иртыша». После ликвидации Семипалатинской области ему удалось перерегистрировать и сохранить единственную в Казахстане иноязычную школу искусств, где обучение ведется на татарском языке. В северных областях Казахстана, где преобладает русскоязычное население, татары продолжают строить мечети и медресе, поддерживать духовность, издавать духовную литературу. Выпускники школы поступают в лучшие учебные музыкальные заведения Казахстана, Москвы, Казани. Национальные центры Петропавловска, Алматы, Павлодара, Усть-Каменогорска, Астаны открыли воскресные школы и классы изучения татарского языка. Интересный опыт использования административных ресурсов для создания татарских классов в рамках государственной программы РК «Воскресная школа «Возрождение» накоплен и в других городах. Сближение двух культур Импульсом для активизации общественной жизни татар явилось проведение Года Казахстана в Российской Федерации и Года России в Казахстане. В Казани состоялись персональные выставки выдающихся татарских художников Казахстана Бахтияра Табиева и Камиля Муллашева, которые стали яркими событиями культурной жизни Татарстана. Полотна казахстанских татар украшают лучшие выставочные залы Парижа, Москвы, Алматы и Казани. Как известно, проходил Год России в РК, а также Дни Татарстана в Казахстане. В рамках официальных мероприятий 28 октября 2004 года в Астане состоялась встреча Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева с представителями татарской диаспоры Казахстана. В ходе встречи лидерами национально-культурных обществ был озвучен ряд проблем национально-культурного развития. В их числе вопросы о включении праздника Сабантуй в число официальных общенациональных праздников Казахстана, открытии школ-лицеев интернатского типа с углубленным изучением татарского языка в городах Алмате, Шымкенте, Караганде, Петропавловке, сохранении и реставрации дома Тухватуллиных в Уральске, организации персональной выставки художника из Астаны Асгата Диникеева в Татарстане, поддержки инициативы татарских предпринимателей о создании Торгового дома «Татарстан» в Алматы. Некоторые из этих предложений в этом году уже успешно решены. Во время памятной встречи президента М. Шаймиева ряд активистов были награждены высшими государственными наградами Татарстана. Среди них — руководитель татаро-башкирского центра «Дуслык» Северо-Казахстанской области Раиса Бикмухаметова. Эта энергичная женщина наладила нужный диалог с представителями республиканских госорганов и добилась исполнения многолетних чаяний земляков — изменения маршрута следования поезда Петропавловск-Москва через Казань. Все национальные организации Казахстана, как отмечает г-н Мурад Каримов, работают в тесном сотрудничестве с Полномочным представительством Татарстана в Республике Казахстан. Благодаря демократическому законодательству Казахстана, толерантным традициям казахского общества, в том числе равному функционированию двух государственных языков (казахский и русский), а также благодаря личной дружбе президентов Татарстана и Казахстана, татары в нашей стране, как особо подчеркнул Мурад Каримов, чувствуют себя комфортно. Мнайдар МУРЗАГУЖИНОВ Справка Татарстан Татарстан — регион России, в котором половина населения принадлежит к мусульманской культуре и почти столько же русских придерживается православных традиций. Несмотря на сложные годы перестройки, которые породили множество конфликтов на постсоветском пространстве, в республике наблюдается мир и согласие. Ислам на территории Татарстана был принят в качестве государственной религии в 922 году, за полвека до официального принятия православия Русью. Таким образом, для России Ислам не является привнесенным элементом. На его распространение серьезное влияние оказала «исламская революция» Узбек-хана 1312 года. Узбек-хан выступил против Свода законов («Ясы») Чингисхана, по которому все конфессии признавались равными, и принял Ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Это была не просто реформа, но революция, потребовавшая подавления сопротивления мурз (дворян). В то же время она не коснулась русских, которые оставались православными. После распада Золотой Орды ислам оставался официальной религией Казанского ханства. После штурма столицы Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году началась серая эпоха христианизации края, которая сопровождалась физическим уничтожением татар, изгнанием их с мест проживания, принуждением к переходу мусульман в православную религию. В XVII в. после целого ряда восстаний, в которых были явно выражены религиозные мотивы, Екатерина II была вынуждена принять Указ о веротерпимости, после чего начинается возрождение Ислама в России. Тем не менее, вплоть до начала XX века для татар сохранялись ограничения на ряд профессий, на право владения собственностью и ведения бизнеса в сфере промышленности, запрещалось открытие светских учебных заведений. Советский период был весьма тяжелым для религии по своим последствиям. Священнослужители уничтожались физически. Система исламского образования была ликвидирована. Религия фактически оказалась под запретом. Во времена «перестройки» началось стремительное возрождение мечетей, медресе, мусульманской прессы. Вместе с тем, в Россию приехало множество просветителей, которые несли традиции своих стран — Саудовской Аравии, Египта, Иордании и т.д. Сегодня Республика Татарстан находится в стадии восстановления системы религиозного образования и поиска формулы веры, адекватной современным условиям. |