|
КАКАЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ ЛУЧШЕ? На сегодняшний день в мире сложилось множество государственных систем. Политический строй одних стран сохраняет конституционную монархию, в других предпочитают, так называемую, власть народа или абсолютную власть одного человека, «теократию» или «партократию». Каждая модель имеет свои методы и подходы к решению государственных вопросов, а также свои нравственные критерии и шкалу ценностей. Политическая карта мира широка и многоцветна. Какая же из существующих ныне моделей наиболее экономически жизнеспособна и совершенна, с точки зрения человеческой морали? Об этом и многом другом мы побеседуем с человеком, имеющим собственное мнение по этому вопросу. Знакомьтесь, гость «НМ» Кайпов Айдар. 35 лет, предприниматель. В 1997 году окончил факультет журналистики Алматинского института международной журналистики. В 2004 году окончил факультет маркетинга и коммерции КазЭУ. — Айдар, какие страны возьмём в качестве сравнения? Давайте, с одной стороны, рассмотрим США и некоторые страны Западной Европы, а с другой — Объединённые Арабские Эмираты и Малайзию. — Бывали в этих странах? Был в Германии, Голландии, Великобритании, Бельгии. Америку посетить не довелось, но об этой стране многое знаю из рассказов моего близкого друга, прожившего в Штатах 12 лет. Удалось побывать в Эмиратах, Малайзии, Саудовской Аравии и даже в Брунее. Так что, уверенно могу сравнивать государственные системы стран Запада и стран исламского мира. — Почему решили поговорить на эту нелёгкую тему? Во-первых, потому, что знаю об этих странах не понаслышке. Во-вторых, я давно размышляю о достоинствах и недостатках той или иной государственной модели и имею на этот счёт свои соображения. И, в-третьих, кто-то должен рассказать о том, что происходит в этих странах на самом деле. Ведь большинство людей знает об этом лишь из телевизора и прессы, а это поверхностные, порой, навязанные знания. Иногда позитивное мнение человека о какой-либо стране складывается только благодаря красочным буклетам или зрелищным телевизионным программам. А негатив формируется теми же средствами информации, но уже с целью лоббирования интересов некоторых политических сил по дискредитации одной общественной формации и возвеличиванию другой. А это вводит людей в заблуждение. — Что сразу бросается в глаза человеку, побывавшему в перечисленных странах? Первое, что увидел на Западе — это типичные социальные проблемы, низкая мораль и отсутствие стыда. Например, в Германии, во Франкфурте, в самом центре города, проходя по улице, я наткнулся на гору использованных шприцев, рядом с которой лежал законченный наркоман. Причём, на всё это задумчиво и равнодушно взирали двое полицейских. Публичные дома там вообще законодательно разрешены и отчисляют средства в бюджет страны. Для полноты ощущений, остаётся добавить, что мэр Берлина — официальный гомосексуалист, а к началу Чемпионата мира по футболу в этой стране было приурочено торжественное открытие самого большого в Европе публичного дома на 800 койкомест (!). В Голландии процветают узаконенные порносалоны и кофе-шопы, легально продающие гашиш. В США, по статистике, каждый пятый мужчина, хотя бы раз в жизни, имел однополую связь. В Шотландии со мной произошёл курьёзный случай. Остановившись в отеле, решил посетить сауну. Сижу, парюсь, вдруг распахивается дверь, и входит солидных лет дама, едва прикрытая полотенцем. Ни капли не стесняясь, преспокойно садится рядом и заводит беседу. Представляете моё состояние? Шок. А в Шотландии это норма. Про нудиские пляжи или гей-парады даже говорить противно. Словом, картина далека от идиллии. Вы же понимаете, что ни в Эмиратах, ни в Малайзии, ни в любой другой стране, где есть мусульманское большинство, подобное просто невозможно. — Напомните мне кратко государственную модель Малайзии и какой-нибудь западноевропейской страны, например, Германии? Я не политолог, но, насколько мне известно, государственный строй Малайзии это — конституционная монархия. Официальная идеология страны провозглашает следующие принципы: вера в Бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, соблюдение законов, достойное поведение и соблюдение норм морали. В этой стране существует свобода вероисповедания, но официальной религией страны является Ислам. Германия по форме государственного устройства является парламентской республикой с демократически-либеральным строем. Доминирующей религией в стране является Христианство, представленное протестантизмом и Римско-католической церковью. Церковь в ФРГ отделена от государства. В этой связи надо сказать, что отделение церкви от государства способствовало развитию идей секуляризма, в результате чего церковь и религия на Западе стали играть номинальную роль и были загнаны в пределы своих храмов. — Какие социальные проблемы существуют в названных странах или странах со схожей политической системой? Что касается некоторых западноевропейских стран, то, как мне кажется, за их внешним благополучием скрываются серьёзнейшие проблемы, связанные, прежде всего, с социальным неравенством и расслоением общества на очень богатых и очень бедных. Видимо, по этой причине там существует многочисленная протестная часть населения, которая недовольна своим положением. А вообще, всё зависит от морали и духовных ценностей, которыми живёт общество. В исламских странах отношение людей к бедности другое. Там бедность не является проблемой первостепенной важности, потому что главным капиталом мусульман является вера в Бога и запас добрых дел. Поэтому среди населения этих стран отсутствует протестная часть и не пылает огонь раздора. А это, согласитесь, весомое преимущество перед западной моделью социума. — Каких успехов во внутренней политике добились страны Запада и названные страны исламского мира? В США и западноевропейских странах особенно заметных успехов, по-моему, добились в области прав и свобод человека. Настолько больших, что кое-где узаконили однополые браки. Представителям секс-меньшинств в этих странах живется настолько вольготно, что одному гомосексуалисту в Америке удалось стать епископом и вести проповеди. У людей в этих странах действительно впечатляющая свобода мыслей и поступков. Но вопрос: отчего они свободны? На мой взгляд, это свобода от морали и нравственности, от обязанностей и принципов. В Америке есть люди, которые очень довольны политикой своего государства. Это богатые и представители вышеназванных меньшинств. Но спросите об этом чернокожих жителей Нового Орлеана или Нью-йоркского «Гарлема». Наверняка, получите отрицательный ответ. Я уже не говорю о латиноамериканской диаспоре. Относительно стран исламского мира скажу следующее. Недавно был в Брунее и специально интересовался настроением людей. Быстро пришёл к выводу, что население этой страны, ну, просто подозрительно, довольно своей жизнью и политикой государства. Никаких демонстраций, никаких забастовок. Все тихо и мирно. В Арабских Эмиратах вообще невозможно найти гражданина, недовольного своим правителем и его политикой. Это факт. — Сопоставим ли уровень жизни в этих странах? Вполне сопоставим, хотя всё относительно. Уровень жизни в Малайзии, Арабских Эмиратах и Брунее достаточно высок. Социальная защищённость граждан этих стран на высоте. В Саудовской Аравии есть бедные люди, но я уже говорил об их отношении к своему положению. Эту проблему там успешно преодолевает исламское мировоззрение. Если для американца бедность — это трагедия, то для мусульманина — это предопределение Всевышнего. И в США, и в западноевропейских странах есть бедность. Просто, богатая элита в этих странах, имеющая доступ к СМИ, преподносит всё в розовом цвете. Я уже говорил об этом выше. — В какой из этих стран человек чувствует себя в большей безопасности? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения светского государства, то в Америке человек гипотетически защищён надёжнее. «Шестым американским флотом», ядерными боеголовками, армией, разбросанной по всему миру и т. д. У мусульман степень защищённости измеряется другими показателями — благими делами. Если человек живёт благочестиво, не нарушая законов Всевышнего, то он находится под Его защитой. Если наоборот, то этому человеку вряд ли стоит надеяться на силу оружия и крепкие двери. Социальная безопасность в моём понимании — это условная вещь. Возьмём Америку. Казалось бы, мощная и защищённая страна, однако, что произошло с ней 11-го сентября, знает весь мир. На мой взгляд, человек находится в большей безопасности не тогда, когда окружает себя каменным забором, а тогда, когда совершает благие дела и поступки. Но если он бесчинствует, грешит и совершает Богомерзкие деяния, то наказание не заставит себя долго ждать, и никакая конституция с армией тут не помогут. Будьте уверены. — Давайте попробуем сравнить уровень преступности, где он выше? В Арабских Эмиратах ещё 10 лет назад преступности не было как таковой, но с развитием туризма в этой стране появились мелкие нарушения общественного порядка, в основном, из-за иностранцев. Это основные клиенты полиции. Недавно из одного российского тур-сайта узнал, что в тюрьмах ОАЭ постоянно находятся 500 россиян. В Малайзии или Саудовской Аравии правонарушения, представляющие серьёзную социальную опасность, такие как: умышленное убийство, изнасилование, воровство, совращение малолетних или торговля наркотиками — крайне редкое явление. А если происходит что-нибудь подобное, то вся мощь шариатского правосудия справедливо обрушивается на голову преступника, и следует суровое наказание, вплоть до смертной казни. И это на фоне того, что в американских тюрьмах ежегодный прирост заключённых увеличивается на 200 тысяч койкомест! Судите сами, где преступность выше и опаснее? — Чем обусловлен высокий уровень преступности в США? Это плоды бездуховности и вседозволенности, которые влекут за собой распущенность и чувство безнаказанности. Это слишком ревностное отношение к правам и свободам человека. Когда у последнего есть только права, но нет обязанностей и ответственности. Опять же, духовное и моральное перерождение, культ силы, материального благополучия и коммерциализация человеческих отношений. — Как решать вопрос профилактики тех или иных правонарушений? Нельзя бороться со следствием, необходимо смотреть на причины. В этом смысле, огромное значение имеет духовно-нравственное воспитание людей, особенно, подрастающего поколения. В западных странах, где религия отделена от государства, профилактика правонарушений осуществляется только силами судебной и полицейской системы, а не через духовность. Растёт преступность, растёт и карательный аппарат, а вместе с этим увеличиваются расходы налогоплательщиков на его содержание. В мусульманских странах проводится огромная работа по духовному и нравственному образованию. Любыми доступными средствами, через телевидение, книги, газеты человеку растолковывается, что такое хорошо и что такое плохо, что за совершенное преступление последует неминуемое наказание в этой жизни и ещё более страшное — в жизни грядущей. О бессмысленности борьбы со злом только силой власти и карательного аппарата, красноречиво говорит пример из американской истории. Конгресс США в 30-е годы принял так называемый «сухой закон», который просуществовал 4 года. За это время в перестрелках с контрабандистами погибли тысячи полицейских, были развязаны кровавые войны между мафиозными кланами, унесшие тысячи и тысячи жизней. Процветало самогоноварение, люди травились суррогатом. Огромные суммы были потрачены правительством на введение этого закона в действие. В результате, могущественные Соединённые Штаты в этой бесплодной борьбе с человеческими страстями потерпели полное фиаско, закон был отменён. Мусульманские страны эту проблему решили много веков назад, без войн и кровопролитий, раз и навсегда. Решили не силой, а верой. Когда Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку (с.а.с.) запрет на вино, а глашатаи разнесли эту весть по Медине, то услышавшие ее люди сказали: «Слушаемся и повинуемся», и, не колеблясь, стали выливать имеющееся у них вино на землю, и потекли по улицам винные ручьи. С тех пор мусульмане не прикасаются к спиртному. — В нашем разговоре нельзя не коснуться темы образования. В США и Западной Европе его уровень традиционно высок. Как с этим обстоят дела в Малайзии и Ара бских Эмиратах? Бесспорно, уровень образования в США и Западной Европе высок, и его плоды мы видим в техническом и интеллектуальном развитии этих стран. Но, глядя на то, как сегодня стремительно развивается экономика Малайзии, а эта страна, в частности, лидирует в экспорте высокотехнологичного оборудования, мы можем говорить о не менее высоком уровне образования в этой стране. Самой почётной и высокооплачиваемой профессией там, является профессия учителя. В Эмиратах, например, высшее, начальное и среднее образование, вообще, является бесплатным для всех граждан страны. В эти учебные заведения привлекаются лучшие профессора и преподаватели, в том числе из Европы и США. Но главным достоинством образовательной системы Малайзии и Арабских Эмиратов является то, что в этих странах, наряду с общими дисциплинами, обязательно преподаётся Ислам. Духовное образование идёт в ногу с образованием светским, а это даёт прекрасные результаты. — Как Ислам может влиять на состояние дел в нашей стране? Только положительно, особенно в том случае, если со стороны государства в этом вопросе будут поддержка и понимание. Сегодня Глава государства ведёт мудрую и правильную политику в этом отношении. К счастью, Ислам в нашей стране не притесняется и не загоняется в подполье. Если так будет и впредь, то постепенно мы искореним пороки и изъяны, увы, всё ещё присутствующие в нашем обществе. Иного пути нет. — Итак, какая же из существующих ныне государственных моделей экономически более жизнеспособна и совершенна с точки зрения морали? На мой взгляд, Малазийская государственная модель. С её конституционной монархией и исламской системой нравственных ценностей, которые гарантируют стабильность, а также процветание идеологических и финансовых сфер государства.
Таир Адилов |