Газета "Наш Мир" br> Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, он будет заступником в Судный День за своих асхабов (сподвижников, т.е. тех, кто читает, запоминает и применяет его)».{2} Этот хадис указывает на достоинства чтения Корана, величие его награды, и что он будет ходатайствовать за своих приверженцев в Судный День, чтобы они вошли в рай. Ан-Навас ибн Сама’ан (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коран будет приведен в Судный День вместе с людьми, которые действовали на его основе. Затем суры Аль-Бакара и Али ‘Имран приблизятся к ним». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уподобил их трем примерам, которые я не забуду никогда. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как будто они два облака или два темных, черных навеса со светом между ними, или как два скопища птиц, распростерших свои крылья в воздухе, моля за тех, кто читал их».{3} Абдулла ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост и Коран будут ходатайствовать о рабе в Судный День. Пост скажет: «О, мой Господь! Я удерживал его от пищи и питья, так позволь мне ходатайствовать за него». И Коран скажет: «Я отстранил его ото сна ночью, так позволь мне ходатайствовать за него». Им будет дозволено заступничество».{4} Поэтому постящемуся человеку насущно необходимо много читать Коран во время этих благословенных дней и благородных ночей в месяце Рамадан. Потому что в продолжительном чтении в эти дни есть особенное достоинство, которое невозможно найти в любом другом месяце. Человек должен воспользоваться преимуществом благодатного месяца, в котором Аллах ниспослал Коран. Чтение Корана в ночи Рамадана имеют особую цену. Потому что ночь кладет конец повседневным заботам, просыпается воодушевление, а сердце открывается размышлению. И у Аллаха мы ищем помощи в этом! Сообщается, что Джибриль каждую ночь Рамадана приходил к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и они вместе изучали Коран.{5} Если бы зикр (поминание Аллаха) был бы лучше чтения Корана или равен ему в эти ночи, то они в своих постоянных собраниях совершали бы зикр, все время или хотя бы часть его. Таким образом, этот хадис показывает преимущество изучения Корана во время Рамадана и собрания для этого, а также преимущество обращения к тому, кто более всего продвинулся в заучивании Корана. Предшественники этой Уммы постоянно читали Коран во время Рамадана. И когда они постились, то сидели в мечети и говорили: «Мы будем хранить наш пост и не злословить ни на кого». Они читали Коран в своей молитве и вне ее. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана за один день. А часть праведных предшественников завершала чтение во время кыйама в течение Рамадана, в каждые три ночи. Некоторые из них делали это в каждые семь дней, а другие — в каждые десять дней. Аш-Шафи’и прочитывал Коран шестьдесят раз во время Рамадана, читая его вне молитвы. Аль-Асвад прочитывал Коран каждые две ночи Рамадана. Катада обычно завершал чтение Корана в каждые семь дней а во время Рамадана — в каждые три дня, и в течение последних десяти дней, он прочитывал Коран за ночь. Сообщения об этом — широко известны. Аль-хафиз ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Запрещение прочтения Корана за менее чем три дня (установленное в хадисе) было упомянуто только в отношении случая, когда это делают в обычное время. Что же касается определенных периодов времени, являющихся особо благодатными, таких как месяц Рамадан и особенно ночи, в которых пребывает ночь Аль-Кадр, или определенных мест, являющихся особо благодатными, таких как Мекка, для того, кто не проживает в ней, то в таких местах и в такие периоды времени, желательно, увеличить чтение Корана, достигая преимуществ, связанных с их временем и местом. Это мнение Ахмада, Абу Исхака и других ученых. А действия других указывают на то, что было упомянуто ранее».{6} Человек, читающий Коран, должен соблюдать надлежащий этикет чтения. Некоторые из его правил состоят в том, что: • человек делает свое намерение искренним ради Аллаха, • он читает Коран, находясь в состоянии чистоты, • он использует сиуак (палочка для чистки зубов) • и он читает, размышляя о смысле Корана, концентрируя все свое внимание на этом. Аллах говорит: «Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка». (38:29, пер. Крачковского{7}) Также из этикета чтения то, что человек не прерывает свое чтение, чтобы поговорить с кем-либо. Поистине, когда люди сидят, читая Коран, а рядом с ними находятся другие люди, некоторые, зачастую, прерывают чтение и беседуют с соседями. Это — ненадлежащее поведение, так как это отвращает от чтения без весомой причины. Тому, кто читает Коран и действует на его основе, дозволяя то, что дозволено в нем и запрещая то, что запрещено в нем, Коран станет доводом за него в Судный День и будет ходатайствовать о том, чтобы он вошел в сады блаженства. ------------------------------------ {1} Выдержки из Ахадис Ас-Сыйам ахкам уа адаб (с. 63-65) {2} Сахих Муслим {3} Сахих Муслим, № 804 {4} Сахих Муслим {5} Аль-Бухари, 1/30, и Муслим, № 2308 {6} Лята’ифу-ль-ма’ариф, с. 102-103 {7} В переводе Османова: «[Это Коран] — благословенное писание, Мы ниспослали его тебе, чтобы [люди] размышляли над его аятами, а умные запомнили бы [как наставление]», а в переводе Кулиева: «Мы ниспослали тебе благословенную Книгу, дабы [люди] размышляли над ее аятами и дабы уразумели обладающие разумом».
|