$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
В 9 номере нашей газеты мы поднимали вопрос стандартизации халяль-продукции и указали на серьезные нарушения со стороны отдельных производителей. С целью повлиять на состояние дел в этой отрасли, а также понимая всю важность и актуальность этой темы для наших читателей, мы продолжаем ее обзор на страницах «НМ».
О проблемах и успехах халяль-индустрии Казахстана, о положительном воздействии дозволенного Шариатом питания на физическое и морально-психологическое здоровье человека мы побеседуем с Сарсенбаевым Маратом Агибаевичем, председателем Казахстанской ассоциации хаджи и председателем технического комитета №57 по стандартизации «Халяль». Марат-кажы, как общественный деятель, ведет большую работу по контролю за качеством производимой в стране продукции с маркой «Халяль», а, как медик, изучает вопросы зависимости здоровья человека от того, чем он питается.
— В каком состоянии сегодня пребывает халяль-индустрия в Казахстане, есть ли у нее развитие?
— В Казахстане люди стали понимать, что такое халяль-индустрия и что это, в частности, разрешенная для употребления пища. Конечно, ее надо развивать, но халяль-индустрия до сих пор не поставлена на научную основу. Мы в частном порядке разработали стандарты и утвердили, индустрия заработала. Сегодня около 20 предприятий в стране зарегистрированы как производители халяль-продукции. Есть даже крупные магнаты, производящие тоннами мясную, хлебо-булочную, кондитерскую продукцию. Когда тщательно начал изучать мировой опыт, то оказалось, что существует глобальная сеть халяль-индустрии. Это пищевая и легкая промышленность, парфюмерная и фармакологическая промышленность. Для нормального развития халяль-индустрии надо включить сюда систему образования, культуры и здравоохранения. У нас это сводится к выпуску халяльной колбасы. Задачи стоят до такой степени сложные, что дел хватит надолго.
— Осуществляется ли надлежащий контроль за качеством, скажем, пищевой халяль-продукции и какие нарушения в этой связи удалось выявить?
— Это глобальный вопрос. Когда только начали развивать халяль-индустрию, бизнесмены сразу уловили выгоду и, пытаясь извлечь ее как можно быстро, ринулись в ее пучину. Они не поняли главного, что стандарты халяль — это, в первую очередь, соответствие канонам Шариата. А они заключены в отдельных сурах Корана, например, 173-м аяте суры Бакара: «Он запретил нам в пищу только мертвечину, кровь и свинину, и всякую живую тварь, что с именем других, а не Аллаха была заколота (для пищи). Но кто принужден будет к этой пище без нечестивости и своевольного непослушанья, на том греха не будет, — Аллах ведь всепрощающ, милосерд!»
— Наверное, началась реализация фальсифицированной продукции?
— В том-то и дело. Убедившись, что халяль-продукция раскупается потребителями быстро, бизнесмены начали реализовывать харам-продукцию под маркой «Мусульманская», «Уйгурская», «Дунганская», «Казахская», «Татарская, «Наурыз» и так далее. Народ клюнул. А качество-то не соответствует требованиям халяль. Посыпались жалобы. Мы стали проверять и убедились в правомерности жалоб.
— А какие меры к ним вы можете применять, если уличили в подделке продукции халяль?
— Магазинов и точек реализации продукции по стране тысячи, а потому трудно установить фирму и уличить в обмане. Но мы находим. Предупреждаем их, что будем наказывать. Пока обходимся своими силами. Нас поддер¬живают организации, с которыми мы заключили договора — это санэпидемслужбы, ветеринарный надзор, Минсельхоз, Минздрав, Министерство индустрии и торговли, Госстандарт РК. В конце концов, есть органы правопорядка, суды… На базарах, например, в каждой лавке торгуют курами, забитыми, якобы, по требованиям халяль. Но нам не показывают, где они это делают, потому что боятся нас.
— Действенность достигается?
— В некотором смысле, да. Мы решили меньше карать и больше просвещать такие организации, открывать им глаза на то, что такое халяль продукция и какие выгоды она сулит не с точки зрения сиюминутной выгоды, а с точки зрения соблюдения канонов Шариата. Аллаха нельзя обмануть. Это самообман. Обман — страшный грех перед Господом. При рыночных отношениях быть честным выгодно. Но многие предприниматели этого не поняли до сих пор. В них сидит жажда быстрой наживы. Но это рано или поздно всегда плохо кончается: ложь наказуема Богом. Наша организация является гарантом соблюдения и обеспечения качества для потребителей, и они об этом знают. Мы начали своеобразную воспитательную работу, чтобы поставить заслон хараму.
— В этом плане для действенной борьбы с реализацией харам-продукции необходимо, наверное, подвести какую-то идеологическую базу.
— Правильная и своевременная идея. Такой подход назрел, и он продиктован требованиями времени, то есть ситуа¬цией, складывающейся сегодня как среди производителей продукции, так и на потребительском рынке. Претензии сторон взаимообусловлены. В Казахстане функционирует самое крупное предприятие «Самрук». Мы договорились с его руководством о том, чтобы открыть здесь должность заместителя генерального директора по идеологии, который будет курировать вопросы халяль-индустрии. Есть человек с соответствующим высшим образованием и специальностью, он знает законы Шариата, вопросы, связанные с международными стандартами и технологиями. Как, например, начинали в Японии создание халяль-индустрии? Начинали с открытия на всех предприятиях кружков качества, кружков халяль. Там этими кружковцами отслеживалась вся технологическая цепочка от простого к сложному, от производства до потребления. А у нас до сих пор многие понимают халяль только как отсутствие свинины в колбасе. Это же примитивизм.
— Какие основные требования к производителям халяль-продукции предъявляет Шариат и ваша организация?
— Я предварительно ознакомился с мировым опытом. Изучал его в Москве, Татарстане, Турции, Саудовской Аравии, Малайзии… Потом узнал, что халяль-индустрия развита даже в Бразилии. Я думал, что это характерно только для мусульман. Только после этого мы разработали специальные стандарты и утвердили их. Сюда вошли порядок организации, производства, торговли, осуществление контроля над производством и торговлей продуктом, разрешенной к потреблению пищей, то есть халяль-стандарт. А это десятки, если не сотни требований. Например, требования к подготовке забоя и сам забой, подготовка персонала и производственных помещений, требования к оборудованию, к маркировке продукции, соблюдению норм Шариата, требования к магазинам, к их складам, прилавкам, к предприятиям общественного питания, подготовке различных документов и так далее. Перечислять можно очень долго.
— То есть требования к соблюдению норм халяль-продукции одновременно являются требованиями исключить харам, то есть запрет на производство некачественной продукции?
— Абсолютно правильно, потому что халяль категорически исключает наличие даже мелких нарушений в технологической цепочке подготовки и реализации качественной продукции.
— Например?
— Например, халяльная колбаса не должна даже лежать рядом с харам-колбасой, в которой есть свинина. Ну, уж если такое случилось, то продавец перед продажей ее покупателю обязан эту колбасу помыть в чистой воде.
— То есть в этом деле не должно быть места никакой мелочи? Стоит только хоть один раз сделать исключение, как это может стать правилом?
— Суть именно в этом. К сожалению, такие факты иногда допускаются. Нашим ведомством, нашими предписаниями и нашими стандартами предусмотрены тысячи мелочей. Но это мелочи только кажущиеся, на взгляд дилетанта.
— Что такое харам-продукция?
— Прежде всего — неправильный забой скота. Сегодня массовый забой на мясокомбинатах или забойных цехах производится двумя способами: электрическим током или ударом молота по голове животного. Происходит убийство животного. Не успеют после этого прирезать и пустить кровь, а она уже внутри тела свернулась. Это самое страшное нарушение забоя. Это уже не мясо, а мертвечина. Нельзя есть желчный и мочевой пузырь, гениталии, железы внутренней секреции. В мясе сохраняется информация о насильственной смерти через адреналин и гормоны стресса. Что такое остаточная кровь вообще? Это гемокультура.
Мгновенно образуются трупные микробы, начинают происходить гнилостные процессы, то есть образуется мощная инфекционная среда. Кроме того, когда животное насильственно умирает, то оно образует яд. Все токсические вещества выходят наружу. От страха перед смертью оно выделяет гормоны страха — адреналин и так далее. А они обладают еще и канцерогенными свойствами, ракообразующими способностями. Вот вам и ответ на вопрос. Установлено, что гнилостные бактерии обладают спорообразующими способностями. Эти споры выдерживаются в организме 20 — 30 лет при благоприятных условиях и не поддаются термообработке. Это и есть харам-продукция, запрещенная к употреблению.
— Как тогда правильно забивать животных?
— Человек, забивающий животное, должен быть совершеннолетним, в здравом уме, чистым. Животному завязываются ноги, и перед разрезанием горла человек должен сказать: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар!», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!». При таком забое полностью уходит кровь, микрофлора очищается, там не создаются условия для харама. Мясо сочного красного цвета. Нет гормонов страха, адреналина, страшных нерастворимых спор. То есть продукт здоровый.
— Значит меняется качество продукции?
— Вот именно. Я много раз проверял и каждый раз убеждался в высоком качестве халяльной продукции. Почему? Потому что действует хорошая информация, хорошее стремление, образуется прекрасная духовная среда. Вот где сила Аллаха материализуется. Неужели это надо доказывать? Халяльная пища — это лечащее организм человека лекарство. И наоборот, от харамной продукции идут болезни.
— В чем же все-таки секрет благотворного влияния халяль-продукции на человека и, наоборот, харама?
— В Коране все четко расписано. Все, что Аллах разрешает — полезно для человека, и все, что он запрещает, вредно. Например, Коран строго запрещает есть мертвечину, свинину, пить кровь, есть мясо животных, забитых неправильно, запрещает есть мясо хищных животных — тигра, льва, волка; хищных птиц — орла, сокола, ястреба. Почему? Потому что они сами едят мертвечину и несут в себе эту информацию. Доказано, что харам-продукция даже отрицательно влияет на поведение человека. Он ведет себя грубо, агрессивно, неадекватно. Не хочу обижать никого, но очень вредно и даже опасно мясо свиньи. Это грязное животное, которое ест все подряд, даже собственные испражнения, мышей, крыс, мелких животных, а когда голодное, то и собственных детенышей. Это настоящий каннибализм, известный факт. Халяль — это здоровье, это счастье, это торжество Аллаха.
— Если я правильно понял, то халяль — это целое искусство.
— Еще какое! Я немного разобрался и теперь этому искусству обучаю своих учеников, сотрудников. Мы только в начале пути. Например, даже пастбища животных и дальше вся цепочка от выращивания до забоя, от сбыта до потребления должна быть халяль. Для этого надо выучить и воспитать ветеринаров, зоотехников, технологов, экспертов-аудиторов, организовать систему надзора и контроля, а потом надо будет открывать колледжи, институты, специализированные школы, которые будут готовить специалистов и узкого и широкого профиля по производству халяль-продукции. Даже средние школы и детские садики должны быть халяльными.
— Послушал вас и пришел к убеждению, что люди страдают от элементарного невежества, незнания, как правильно надо питаться, какую продукцию надо употреблять в пищу. Может быть халяль надо активно продвигать и позиционировать не только как дозволенное для мусульман, а как систему здорового питания для каждого человека, независимо от вероисповедания.
— Правильно. Надо посещать производства, заводы, цеха, разъяснять, убеждать, открывать глаза на явное и очевидное. Новое всегда дается с большим трудом. Человек по своей природе консервативен, его надо уметь убедить, причем не только словами, сколько практикой. Недавно нас наградили Почетной грамотой Республики Казахстан за вклад в развитие халяль-индустрии. Халяль-продукцию сейчас раскупают люди других религий, немусульмане. Они сами прозрели, своим умом и сердцем дошли до понятия халяль и его пользы не только для здоровья, но и пересмотра образа жизни. Недавно я выступал в правительстве с докладом о халяль-индустрии и меня правильно поняли представители других национальностей и другого вероисповедания. Это я к вашему вопросу о безотносительности к вероисповеданию. Недавно узнал, что Министерство обороны США ввело у себя халяльный комитет. Так же поступили в Австралии. Халяльные учреждения открывают миллиардная Индия, католические Англия и Франция. Халяль завоевывает весь мир.
Таир АДИЛОВ |