$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
Странно устроен человек: даже вечные истины, прописанные Аллахом тысячелетия назад, приходится усваивать только на практике. Ведь сказано: «Сделай навстречу Аллаху один шаг, Он тебе навстречу сделает десять шагов». В этом убедился в минувший понедельник, всего лишь за один день познакомившись с тремя мусульманами, каждый из которых на своем рабочем месте ежедневно творит добро, не тыча себя в грудь, воздавая хвалу Всевышнему. Кто они, что это за люди?
ЭКЗАМЕН… НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Проводит отец казахской халяль-индустрии Марат-кажы САРСЕНБАЕВ.
В понедельник мне на работу позвонил Абдулмомонов Саутжан, представившийся, экспертом технического комитета №57 по стандартизации продукции «Халяль» и предложил во вторник поехать в «Алматы Кус», которое переводит производство продукции птицы на рельсы халяль-индустрии. Утром мы познакомились и направились в его автомобиле в «Алматы Кус», но по дороге оттуда последовал звонок с просьбой наш приезд к ним на несколько дней отложить ввиду некоторых обстоятельств. Набожный С. Абдулмомонов в этом увидел особый знак: «Аллаху угодно, чтобы я сперва познакомил вас с председателем Казахстанской ассоциации хаджи и председателем технического комитета №57 по стандартизации «Халяль» Маратом Агибаевичесм Сарсенбаевым, а затем вместе познакомимся с генеральным директором фирмы «Халал Султан» Бинали Бадаловым».
Всего за четверть часа езды до офиса, Саутжан сумел столько поведать мне о своем шефе, специфике его работы, что я невольно почувствовал глубокое уважение к Марат-кажы Сарсенбаеву, ведущему настоящий подвижнический образ жизни и внутренне назвал его «отцом казахской (не казахстанской) халяль-индустрии. Такое же уважение испытал и к самому Абдулмомонову Саутжану, который во всем видел знаки особой божьей помощи.
К Марат-кажы Агибаевичу приехали весьма кстати: он принимал экзамены у будущих экспертов халяль-продукции, приехавших в Алматы со всех областей Казахстана и в течение установленного времени проходивших курсы подготовки в южной столице.
Меня он принял очень радушно, тепло и сердечно, быстро и коротко рассказал об учебе и подготовке будущих экспертов халяль-индустрии и проводимых экзаменах, после которых успешно сдавшим будут вручены сертификаты на право работы в новой отрасли. Все прибывшие имеют высшее образование, некоторые даже профильную специальность: зоотехническую и ветеринарную.
Ербол Муратулы из Кызылординской области и особенно Бахтияр Кулгельдинов из Алматы отвечали на самые сложные вопросы грамотно, обнаруживая довольно глубокие знания, не путаясь и не сбиваясь, причем четко выдерживали в ответах последовательность в технологической цепочке. Оказалось, что именно такой подход очень важен будущим экспертам в их практической деятельности. Любая путаница на производстве могла привести к грубому нарушению норм Ислама и выпуску «харам» продукции. Что характерно, экзаменатор при всей своей внешне кажущейся доброжелательности, был тверд и непоколебим в оценке ответов. Он направлял рассказ будущих экспертов в нужное русло не открытыми а опосредованными, подсказками, заставляя экзаменующихся думать, отвечать не механически, а творчески переосмысливать полученные знания. Здесь шло не только закрепление заний, но и осознание высочайшей ответственности перед мусульманским обществом потребителей халяльной продукции. Слово «ответственность», многократно прозвучавшее в тот день из уст наставника Марата-кажы Сарсенбаева, звучало для всех синонимом слова «Священно». И это прекрасно понимали его ученики, соотнося с известной поговоркой «Повторение — мать учения».
Каждый понимал, что завтра, на практике, будет в тысячу раз сложнее. И это не скрывал Марат-кажы, отмечая, что лучшая наука — жизнь, но к ней надо тщательно подготовиться теоретически. Население Казахстана, по его глубокому убеждению, еще не совсем готово к восприятию нового подхода. Надо подготовить сознание человека, его восприятие, осознание важности халяль продукции как для собственного здоровья, так и для здоровья потомства. Ученые всего мира доказали, что регулярное употребление свинины вызывает у человека агрессию, которая приводит к самым негативным последствиям. Отсюда пьянство, разборки, драки, убийства, тюрьмы, а в семьях ревность и разводы. Истые мусульмане не пьют и не курят, в таких семьях практически нет разводов, дети счастливы и растут в гармонии с миром. И на самом деле, за годы Советской власти наш народ забыл не только слово халяль, но и сам факт такого образа жизни. И сегодня для многих мусульман, например, халяльная колбаса означает его производство без свиного сала. Такой вот примитивизм. А ведь именно казахи, в частности, даже в годы коммунистического режима, прежде чем прирезать животное на согым или айт, произносили: «Бисмилляхи, Аллаху акбар! У тебя нет вины, у меня нет еды».
Своеобразный экзамен на халяль проходил и я. За пару часов присутствия на экзаменах, словно окончил подготовительные курсы академии халяль-индустрии — настолько велико было учительское обаяние Марата-кажы Сарсенбаева. Он в буквальном смысле источал энергию знаний, энергию добра, создавая территорию любви к окружающему миру, на глазах обихоживал это пространство духом созидания и здоровья. Это словами не передать, это надо не просто видеть, это «время» с ним надо прожить глубоко и стремительно. И не удивлюсь, если за короткое время Наставник Марат-кажы сумеет помочь миллионам людей осмыслить настоятельную необходимость создавать халяль территорию в собственном консервативном сознании и одновременно осваивать ее в физическом и технологическом измерении. Только так, изменив себя, можно сдать экзамен на здоровый образ жизни и изменить мир вокруг себя. Другого не дано. Так отозвался и Ванлосан Идрис-кажы, приехавший сюда по делам из Масанчи, где он представляет технический комитет по стандартизации в качестве эксперта по халяльной продукции.
ЕСТЬ ЛИ ТАКИЕ ПРИМЕРЫ? ЕСТЬ!
Продукция фирмы «Халал Султан» — знак высшего качества и полного соответствия нормам Ислама.
От Марат-кажы Сарсенбаева мы с Саутжаном Абдулмомоновым поехали к Бинали Бадалову, фирма которого размещалась совсем рядом с аэропортом. Вход в обширное владение Бадалова украшал крупный фирменный знак в виде небесного купола с изображением головы коровы, красного полумесяца и указанием предприятия — «Халал Султан».
Здесь нас встретил молодой голубоглазый мужчина, пригласил в просторный кабинет, в котором размещались и другие служащие фирмы.
— На казахском или на русском языке будем вести разговор? — вежливо осведомился хозяин частной фирмы.
— На русском, — предложили я, внимательно разглядывая Бинали Бадалова, так похожего на русского.
— Фирму «Халал Султан» мы основали в 2000 году, — рассказывает хозяин предприятия. — Мы начали специализироваться на выпуске колбасных изделий. Партнер, с которым мы начили идею, нас не устроил, мы отделились и вот уже три года мы работаем самостоятельно в сфере халяль-индустрии. Первое время было не просто тяжело, а очень тяжело. Мы ходили по всем магазинам и предлагали халяль продукцию. Продавцы брали лишь мизерное количество колбас, поскольку потребители вообще не понимали, что такое халяль колбасы и в прямом и в переносном смысле не знали «с чем их едят». То есть казахстанцы были лишены элементарной информации о том, что в мусульманском мире давным-давно существует выпуск продукции высшего качества, благословенного самим Аллахом в Коране.
Мой собеседник ссылается на 173-й аят суры Корова и цитирует на чисто арабском, а затем приводит перевод на русском: «Он запретил нам в пищу только мертвечину, кровь и свинину и всякую живую тварь, что с именем других, а не Аллаха была заколота (для пищи). Но кто принужден будет к этой пище без нечестивости и своевольного непослушания, на том греха не будет, — Аллах всепрощающ, милосерд!»
«Как минимум владеет четырьмя языками, — мысленно отмечаю я. — И не удивлюсь, если этот молодой перспективный бизнесмен владеет еще и английским и даже китайским». Но уточнять не решаюсь.
— На первых порах мы выпускали всего сто — стопятьдесят килограммов колбас, — продолжает Бинали. — Люди, привыкшие столько лет есть колбасу, начиненную свиным салом, не понимали вкуса наших изделий, говоря, что колбаса сухая, твердая, невкусная. Мы учитывали даже такие претензии и постоянно работали над повышением вкусовых свойств наших колбасных изделий. Главное — мы стали выстраивать новую идеологию — идеологию халяль. Мы прекрасно понимали, что все связано с сознанием человека, его мироустройством и мироощущением, с консерватизмом мышления. Эти стереотипы предстояло разрушать и создавать новые ценности — исламские. Эту работу мы вели параллельно и активно, разъясняя людям, что халяль, прежде всего — это здоровье, здоровье и здоровье. Мы говорили не просто, а научным языком, научной литературой, сурами Корана доказывали жизненность наших утверждений и необходимость повышение качества своей продукции. Открыли сеть своих магазинов, тщательно подбирали продавцов, которые ненавязчиво объясняли потребителям, что такое халяль продукция. Мы выстраивали все технологическое звено, от пастбищ животных, методов их содержания, до забоя и потребления здорового продукта, оздоравливающего организм человека. Наши психологи и технологи оздоравливали, если можно так сказать, сознание человека. И только после этого многие покупатели пришли к пониманию, у них открывались глаза на халяль. То есть душа и сознание человека прояснялись, расширялись и люди приходили к истине, излагаемой Кораном — правдиво и священно.
То есть наша терпеливая и кропотливая работа с населением Казахстана и не только дала хорошие плоды, главное, мы сумели победить стереотипы и менталитет мусульман объяснив, что колбаса может быть намного вкуснее и без свиного сала.
Я полностью разделяю мысли Бинали Бадалова. Сколько раз в прошлом году замечал: в мясном отделе халяль магазина, что рядом с центральной мечетью, всегда стоит длинная очередь. Внутри и снаружи в очереди одни немусульмане. Дело дошло до того, что в специализированных халяль магазинах халяль продукцию стали первыми раскупать именно они. До мусульман это доходило туго. И когда они увидели длинные очереди за говяжьим мясом представителей разных вероисповеданий, только тогда потянулись в магазины. Сегодня халяль продукция раскупается в считанные часы. Люди на практике убедились не только в высоком качестве продукции, но и в ее оздоравливающем свойстве и душа. Во-первых, человек к хорошему привыкает быстро, во-вторых, он начинает понимать, что болеет-то не тело, а болит сознание. Чем темнее сознание, тем оно больше нуждается в свете, вот и тянутся люди к халялу. Если меньше становится в людях агрессии, злости, ненависти, обид и больше человечности, доброжелательности, чуткости, внимания, то тогда, человек отходит от харама, то есть греховности в своих делах и помыслах.
— Дела обстоят именно так, — поддерживает мои рассуждения Бинали Бадалов. — Почему Священный Коран категорически запрещает мусульманам употреблять свинину? Это животное — каннибал, оно поедает своих детенышей, питается собственными испражнениями, в его сале содержатся свиной цепень и тяжелые металлы, очень вредные для здоровья. Сегодня это научно доказанный факт. Употребление свинины начинает сокращаться, а потому цены на эту продукцию падают. Главный потребитель и поставщик свинины — Китай. Более 70 процентов продукции в этой стране составляет свинина. Зато на халяль продукцию активно переходят в США, Англии, Франции, Бразилии, Австралии… Постепенно ареал распространения халяль расширяется, что свидетельствует о победном шествии исламского халяла. Правда, огорчает то, что во многих торговых точках продавцы торгуют нехаляльными продуктами, именуемыми «мусульманской», «диетической», «диабетической», «казахской» и так далее. Поставщики такой продукции обманывают доверчивых людей, но ведь Аллаха не обманешь. Обман — непростительный грех. И все это делается ради наживы, ради быстрой реализации своей продукции под маркой халяль, которая сегодня действительно пользуется у потребителей высоким спросом. Мы ездим по этим торговым точкам и разъясняем покупателям, что колбасные халяль изделия маркируются логотипом «Халал Султан». Если такой маркировки нет, то это фальсифицированная колбаса.
Я соглашаюсь с ним. Католические Англия, Франция, США, Австралия и многонациональная Россия стали признавать халяльную продукцию и товары широкого потребления от верхней одежды, обуви и парфюмерии до медицинских препаратов… Такие мусульманские державы как Индонезия, Малайзия, Турция, арабский восток почти полностью перешли на халяль. Теперь этот позитивный опыт начинает перенимать миллиардная Индия. И только Китай потчует себя свининой, видимо, уповая на свою несметную численность, которую не сможет уменьшить даже харам продукция. Ну что же, Китай большой, ему видней. А нам, малым народам, сам Аллах велел выживать через халяль как через осознанный фактор мусульманской цивилизации.
И цивилизация эта держится на таких китах, в частности, как фирма «Халяль Султан», которой руководит примерный мусульманин Бинали Бадалов. Он чист и честен, доброжелателен и благороден, прекрасный организатор производства и… духовник, лечащий и тело, и дух человека не только словами своими, но и делами праведными. Говорю это с полным правом и основанием. Я, Саутжан и Бинали прочитали зухр намаз в специально отведенной им для работающих мусульман просторной и светлой молельной комнате. Перед намазом Бинали переоделся в чистую красивую длиннополую одежду. Он был похож на благочестивого имама с благородными чертами красивого лица. Мы расставались как настоящие братья-мусульмане, которым дороги идеалы Ислама и всего мусульманского мира.
Я благодарил Аллаха, который через моего нового знакомого Саутжана познакомил с такими людьми-созидателями, как Марат-кажы Сарсенбаев и Бинали Бадалов.
Мнайдар МЫРЗА-ХОЖА |