Газета "Наш Мир" br> Семьдесят лет нашей страной правил советский режим. Коммунисты крайне отрицательно относились к религии, всячески насаждая воинствующий атеизм. Советская атеистическая идеология охватила все сферы общественной жизни. Естественно, что в таких условиях историческая наука находилась под давлением антирелигиозных взглядов. В декабре 1991 года Казахстан получил независимость. Восстановление древней и славной казахской государственности способствовало возрождению Ислама. Отечественные мусульмане получили возможность беспрепятственно развиваться и исповедовать свою веру. Высокая мусульманская культура стала утверждаться в среде казахстанцев, а гуманистические и созидательные принципы Ислама, изложенные в священном тексте Корана и переданные через Пророка Мухаммада , стали овладевать сознанием людей. Подъем Ислама в Казахстане сопровождался укреплением духовности и нравственным возрождением общества, мусульмане обрели уверенность в себе и активнее вовлекались в социально-политические процессы. К сожалению, это нашло и своих недоброжелателей. Враждебно воспринимающие мусульманские традиции группы, пытались и пытаются ограничить и сдерживать поступательное движение вероучения Пророка Мухаммада . В качестве одного из методов сдерживания исламского роста его противники используют неоязычество, взяв на вооружение шаманизм, тенгрианство и другие примитивнейшие языческие культы. С помощью отсталого языческого мировоззрения они стараются внедрить в сознание граждан нелепые мысли о том, что Ислам не имеет глубоких корней в Казахстане, и что казахам свойственно язычество и идолопоклонство. Ошибочность и пагубность подобных позиций очевидна и бесспорна. Чтобы достойно и компетентно ответить оппонентам, необходимо сформировать новый взгляд на исламскую историю Казахстана, это должен быть совершенно новаторский метод оценки событий прошлого и настоящего. Данная научная дисциплина предполагает анализ достоверных исторических фактов, через призму исламских представлений. Такой подход позволит создать достоверную исламскую историографию нашей страны. Существуют реальные предпосылки для образования исламской истории Казахстана. Более 12 столетий у нас утверждались мусульманские ценности и традиции. Первое упоминание о проникновении Ислама на наши земли датируется восьмым веком. В 751 году на реке Талас, там, где ныне располагается Жамбылская область, произошла битва между мусульманами и каракитайцами. Мусульманские войска одержали блестящую победу над иноверцами, и с этого момента началось триумфальное шествие Ислама по нашим землям. Примечательно, что распространение Ислама носило сугубо позитивный характер. Местное население принимало вероучение Пророка Мухаммада добровольно и не отторгало его. Ни в одном историческом документе не зафиксированы случаи неприятия Ислама. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что мусульманская религия у нас была воспринята исключительно положительно и благожелательно. Деятельность мусульманских проповедников, распространяющих Ислам, разительно отличалась от свершений христианских миссионеров, которые «огнем и мечом» крестили многие народы Африки, Америки и даже отдельных регионов Европы, как в период раннего средневековья, так и в эпоху Нового Времени. Не принуждением и насилием, а добром и убедительной проповедью прививались нам основы Ислама, что выразилось в первой волне распространения этой религии в Казахстане. Следующая, вторая по счету волна, обрела размах в 14 веке. В 1313 году хан Узбек, правивший в Золотой орде, в состав которой входили и наши земли, обьявил Ислам государственной религией. С этого момента грандиозная Золотоордынская империя, являвшаяся самым могущественным государством на планете, превратилась в часть территории Ислама, которую называют Дар-Аль-Ислам. В более поздние времена мусульманское наследие завоевало еще более сильные позиции и превратилось не только в фактор культуры, но и стало повседневной практикой наших предков. В период царской колонизации и последовавшей за ней советской эпохой, отечественное мусульманство испытало тяжелый гнет и притеснения. Однако казахстанские приверженцы Ислама не отреклись от веры, но даже смогли ее сохранить. После обретения нашей страной независимости, казахстанские мусульмане получили долгожданную свободу. Отныне никто и ничто не могли повернуть вспять процесс духовного ренессанса. Третья волна интеллектуального возрождения Ислама в Казахстане, вызванная обретением нашей страной суверенитета, приобрела самый значительный масштаб. Пользуясь сравнительно-историческим методом, можно наглядно убедиться в прогрессивной динамике развития казахстанского мусульманства на сегодняшний день. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века в стране функционировало лишь около пятидесяти мечетей. За короткий срок суверенитета их численность существенно увеличилась. Как отметил в своем выступлении верховный муфтий Казахстана Абсаттар кажи Дербисали на 2006 год в Казахстане зарегистрировано более 1800 мечетей. Бурный подъем строительства мечетей в Казахстане обусловлен духовной потребностью народа. Особое внимание и гордость при этом вызывает демографический аспект. Среди людей, совершающих намаз и регулярно посещающих мечети, преобладает молодежь. На сегодняшний день в крупнейшем городе республики Алматы действуют 24 мечети. Но и этого недостаточно. Например, Центральная мечеть, построенная в 1999 году, рассчитанная на 7000 мест, являясь духовным центром мусульман Казахстана, не в состоянии вместить всех желающих. Во время Жума-Намаза, Ораза Айта и Курбан Айта верующие заполняют не только саму мечеть, но и все прилегающие к ней территории. Активная жизненная позиция мусульман Казахстана и их высокий энтузиазм обеспечивают успех духовного возрождения нашей страны. Анализируя сложившуюся ситуацию и выражаясь образно, можно сделать вывод — духовное возрождение Казахстана напрямую связано с укреплением позиций образованного, интеллектуального Ислама. Кому же надлежит стать надежной опорой суверенного Казахстана? Посетителям ночных клубов и многочисленных игровых залов и казино или высоконравственной, патриотичной и духовно развитой исламской молодежи? Ахмет Мурзабулатов
|