Всем известен русский сказочный образ «молочных рек», но мало кто догадывается, что возможно он восходит к райскому источнику упомянутому в Священном Коране: «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется …»(Сура «Мухаммад» аят 15). Всем известно русское выражение «быть на седьмом небе от счастья», но мало кто знает, что оно отсылает к мусульманскому учению о семи сотворенных Аллахом небесах: «Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель…» (Сура 65 «Развод» аят 12). Всем известен русский обычай плевать через левое плечо, но мало кто знает его значение. По мусульманскому преданию Бог приставил к каждому человеку двух ангелов — доброго и злого, которые стоят соответственно за правым и левым плечами. Первый записывает хорошие поступки, а второй плохие. Примеров можно привести много, но особенно интересен случай с былинными богатырями. В русской гуманитарной науке этот образ начал активно разрабатываться со второй половины XIX в. Русские историки и фольклористы были отнюдь не объективны. Официальный заказ и новомодные веяния привели к тому, что в образе богатырей мы видим скорее стереотипы XIX в, чем реальных прототипов былин. Богатыри оказываются то верноподданными пограничниками (известная картина Васнецова «Три богатыря»), то романтическими героями. Но обратимся к текстам былин. Слова «богатырь» и «казак» в них используются как синонимы. Оба термина позаимствованы из тюркского лексикона («батыр» и «казах»). Действия былин происходят не в лесах, где обычно селились славяне (не случайно их язык передает различные смысловые оттенки слова «лес» — роща, чаща, бор, дебри), а в евразийских степях. Известный богатырь Илья (Ильяс) рождается в селении с характерно неславянским названием Карачарово. В тюркских языках «кара» указывает на черный цвет (Каракумы —черные пески, Карадаг — черная гора). Однако не будем злоупотреблять поисками истоков богатырского движения в той или иной этнической среде. Попытаемся ответить на вопрос: что богатыря делает богатырем? Все они воители: Ильяс из Карачарова, Алеша Попович (возможно ибн Мулла) и Добрыня Никитич. Они сражаются с погаными. Кто такие поганые? Слово это не славянское, тогда его истоки следует искать в других языках. В английском «pagan» обозначает язычника. Но истоки этого слова следует искать не в германских языках, а в латыни, где paganus имеет значение сельского жителя. Нет противоречия в предположении, что слово «поганый» попало в славянские и германские языки из латыни подобно другим. Почему оно приобрело откровенно негативный смысл? Очевидно в то время, когда распространялось Евангелие ниспосланного пророку Иисусу Христу (мир ему!), языческие заблуждения дольше всего держались в консервативной сельской среде. Тогда слово «поганый» является синонимом слова неверный, а «погань» — неверие. В таком случае, былинные богатыри были участниками священной войны с неверием. Значит, по существу они были моджахедами. В самом деле, что говорит Ильяс Добрыне в былине «Михайло Потык»: «А едь-ко ты, Добрыня, за сине море, кори-тко ты языки там неверные», т.е. сражайся с неверными. Конечно, фиксаторы и интерпретаторы былин были ведомы славянофильской и народнической (как официальной, так и альтернативной) идеологиями, поэтому в былинах мы видим много противоречащего истинной вере. Однако факт остается фактом, несмотря на все замутнения, подлинной сутью богатыря был война с неверием. В завершение приведу два идентичных отрывка из былины и Священного Корана. «Как два русских-де борются, надо разговаривать, а и русский с неверным, дак надо помощь дать, а два же нерусских, дак надо прочь ехать» (Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем). «И если бы два отряда правоверных сражаются, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха» (Сура 49 «Комнаты» аят 9). Русские богатыри были моджахедами. По крайней мере, эта версия не встречает противоречий в историко-культурном контексте и объясняет многие неясные факты. Алексей Иваненко |