Газета "Наш Мир" br> Из концепций-идей создается система мировоззрения. Мы знаем о существовании множества разновидностей мировоззрений. Античная эллинистическая философия положила начало цивилизации Европы, дальневосточная традиция создала конфуцианство, дзен-буддизм и ведантизм, зороастрийский митраизм оказал решающее воздействие на формирование христианства. Ислам — это тоже мировоззрение или точнее школа мысли и действия. Однако Ислам заявляет о своей уникальности по отношению к остальным религиям, философиям и идеологиям. Ислам имеет в основе совершенно особую школу мысли. Источник этой школы претендует на внемировое происхождение и несотворенную природу. Коран утверждает, что остальные мировоззрения и религии являются продуктом человеческой деятельности. Это не значит, что Ислам выступает против материи или призывает к духовной аскезе. Отличие Ислама в целеполагании. Коран твердо стоит на позициях финализма, конечности бытия, как основы мировоззрения. Ни одна доктрина (за исключением трех мировых религий монотеизма) не строит свое мировоззрение на идее конца истории. Напротив, подавляющее большинство религиозных концепций основано на идее вечности и непреложности бытия. Миропорядок представляется в качестве оптимального и самодостаточного, не имеющего Творца и не нуждающегося в Нем. Так называемые боги или первопричины в этих религиях и философиях представлены в качестве сил природы, принципов, законов и являются всего лишь ЧАСТЬЮ миропорядка и подчинены внутреннему ходу событий. Отсутствие начала и финала у мира отменяет существование трансцендентного Творца и конечного смысла бытия. Не таков Ислам, твердо стоящий на позициях абсолютного Единобожия во всех областях человеческого понимания, мышления и действия. Ислам утверждает, что существование мира и человека имеет смысл. Было абсолютное начало всего и будет абсолютный конец всему, положенные Всевышним. Он является Творцом всего и вся и Законодателем смыслов. Любой смысл любой вещи рационален только с позиций соответствия целям и законам Единого Бога. Так в чем же заключается суть бытия человека? Священный Коран утверждает: Я создал джиннов и людей лишь для того, чтоб Мне они служили. — Рассеивающие: 56. Что значит служить Аллаху. Из Корана ясно, что служение Аллаху означает, прежде всего, отказ от служения идолам, Тагуту. Термины Тагут и Шайтан используются в Коране в качестве синонимов и указывают на систему, выступающую против Бога и принципа справедливости. В противоположность Тагуту в Коране упоминается система Аллаха, построенная на принципе справедливости и баланса — это и есть Ислам. Ислам регулирует и практическую и духовную сторону жизни человека и является целостной школой мысли и поступков. К сожалению, сегодня Ислам представляется большинству людей в качестве набора ритуальных положений и теологической догматики. Ассоциации, которые вызывает слово Ислам - бородатые мужчина, закутанные женщины, автомат «Калашникова», чалма, сказки из «Тысяча и одной ночи». Такой поверхностный подход, очень часто поддерживается и пропагандируется самими мусульманами. На самом деле Ислам это альтернативный интеллектуальный метод освоения мира. Альтернативный, например, идеализму Гегеля, диалектическому материализму Маркса или безысходному экзистенциализму Сартра. Ислам - это целостное интеллектуальное движение, особое понимание мира, человека, истории. Исламское Единобожие представляет собой связанный единым принципом набор философских концепций, духовных убеждений, этических ценностей и практических методов. Исламская школа мысли и действия - это целая галактика, в которой все чувства, идеи, поведение вращаются вокруг единого центра - принципа коранического Единобожия. Ядром исламской школы мысли и действия выступает единобожное мировоззрение, охватывающее четыре основных идейных концепта: мира, человека, общества и истории. Мир в исламе представляется в качестве процесса или поля событий, имеющего начало и конец. Сотворенного согласно желанию Творца и подчиняющегося воле Создателя в каждом отдельном миге и частице бытия. Материальная Вселенная есть тварная стихия пространства, времени, материи и энергии. Человек есть часть сотворенного мира в своей материальной, телесной части. Эта часть охватывает его тело, душу, личность, сознание, чувства. Эти аспекты человека материальны, по сути, и, соответственно, подчиняются физическим законам бытия. Они проявляются в материальном пространстве и должны быть гармонично развиты и использованы человеком. Исламская жизненная дисциплина учитывает все сферы материальной составляющей человека и регулирует его деятельность на основе соблюдения интересов каждой из этих сфер. Однако человеческая сущность слагается из еще одного основания — духа от Аллаха. Дух Аллаха не есть нечто материальное и не является частью мира. Его нельзя измерить, он не проявляется в физическом бытии и не подчиняется его законам. Дух проявляется, только в том случае если человек выполняет приказ Бога и участвует в истории на стороне Бога. Иными словами на стороне справедливости и добра. Подчинение материальной составляющей человека целям и воле Всевышнего делает сына Адама халифом — агентом Творца в мире. Таково исламское понимание человека. Общество или община — есть добровольное объединение людей, признающих Единобожие в качестве основного принципа бытия. Если отдельный мусульманин выступает в качестве агента Аллаха на уровне отношений между людьми, то исламская община является агентом Аллаха на уровне отношений между народами. Община — это субъект истории. Исламское понимание истории основывается на видении исторических процессов в качестве площадки взаимодействия между общинами-агентами Аллаха и Тагута, системами веры и неверия, Единобожия и многобожия. Таково исламское понимание общества и истории. История в исламском понимании не есть результат межклассовой борьбы как утверждал Маркс, она также не является площадкой где сталкиваются цивилизации, этносы или расы, как заявляют Самюэль Хантингтон, Лев Гумилев или Адольф Гитлер. История - это арена противостояния двух фундаментальных принципов или моделей сознания: духовного принципа Единобожия и материалистической антисистемы Неверия. С интересными докладами выступили профессор Нагима Байтенова, профессорТ.Х. Габитов, профессор К.У. Биекенов, профессор М.С. Садырова, кандидаты наук А.Т. Кулсариева, Б.К. Бейсенов, Сейтнур Жарас и другие. К сожалению, на страницах газеты не представляется возможным подробно рассказать обо всех подробностях этого мероприятия. Возможно, при поддержке Издателького Дома «Наш Мир», все материалы круглого стола, а также подробные научные разработки политологов и социологов, будут собраны в одну книги и изданы уже в ближайшее время. Алишер ХАЛИЛОВ
|