Так же великолепно дублировал в этом фильме американских актеров Марка Дакаскоса и Джейсона Скотта Ли. Свое уникальное мастерство и талант наш земляк сумел показать и в российском фильме Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». В картине есть уникальный эпизод: лошадь Тамерлана несется впереди войска как вихрь, пробивает глухую стену крепости, и за ним все остальные ошалевшие воины стремительно влетают в город. Мы теперь знаем, что это Жайдарбек на своей легендарной лошади на полном скаку пробил стену, а завороженные зрители видели, как падают кирпичи, и пыль стоит столбом… До этого он успешно снялся в российском блокбастере «Волкодав». А, буквально, на днях молодой каскадер вернулся из Китая, где три месяца снимался в новой картине кинорежиссера Сергея Бодрова (старшего) — «Монгол»: дублировал японского актера Асано-сан, игравшего роль главного героя фильма — Темуджина… Профессия каскадера таит в себе немало опасностей и… немало интересного… К примеру, откуда взялась у Жайдарбека такая фантастическая лошадь, и достаточно ли одного упорства, чтобы стать каскадером, или это тоже некий Божий дар. И еще непростой факт: застраховать жизнь каскадеров не спешит… ни одна страховая компания... Начало пути Родился Жайдарбек в далеком небольшом ауле бывшей Семипалатинской области. В их семье было 12 детей. На первый взгляд, это была обычная многодетная казахская семья… На наш вопрос: «как вы росли и как попали в цирк?», рассказывает Жайдарбек: — Рос я в большой семье, нас семеро братьев и пять сестер. Я у родителей был одиннадцатым ребенком, среди сыновей самым младшим. Правда, отец умер, когда мне исполнилось 14 лет. Четыре года спустя умерла мать. Мы росли в ауле, как я уже сказал, домашние животные нам не в диковинку. И с лошадьми у нас давняя дружба. Два моих старших брата в то время не первый год работали в Московском цирке. С гастролями они побывали в Бельгии, в Африке. Я тоже увлекся конной акробатикой и в 1991 году присоединился к братьям. Мне тогда шел 21-й год. Работали втроем вместе. Однако через три месяца Союз распался. Мы вернулись на родину. Решили втроем начать новое дело здесь. Вскоре звонят московские коллеги, говорят, если можете, забирайте своих лошадей, потому что средств нет, дальше не можем их содержать, а то нам придется их зарезать и отдать на корм зверям в зоопарк. Мы выкупили своих лошадей и стали постепенно налаживать свое дело. Сейчас наш конно-акробатический цирковой номер «Джигитовка», где на манеж выходят сразу 12 всадников, имеет успех у зрителей. — Откуда взялась ваша фантастическая лошадь, ваш необыкновенный Мадрид? — Года два назад мне позвонили москвичи и сказали, что они ищут для фильма «Дневной дозор» лошадь, которая могла бы пробить глухую стену. А режиссер Бекмамбетов признался, что в России такой лошади не нашли, что, в общем-то, это его фантазия… Тут я вспомнил про своего Мадрида и сказал, что попробую ему помочь, может что-нибудь и получится. А у Мадрида, знаете, своя особенная история. Как-то мне позвонили знакомые конники и предложили купить лошадь. Я приехал посмотреть на нее в зоопарк. Лошадь стояла в загоне на привязи, как собака. Вид такой настороженный, агрессивный. Мне говорят, видимо, у лошади сломанная психика, кидается на хозяина, никого к себе не подпускает, кусается, может лягнуть ногами. Было ясно, что лошадь эту били, и, возможно, не один раз. Хозяев было несколько, каждый купив, тут же старался продать… А я всегда ищу лошадей неординарных, горячих, экстремальных. Вот и купил тогда Мадрида. В первые дни у нас в цирке дал Мадриду просто отдохнуть, успокоиться. Потом сам стал заходить в загон, постепенно с рук подкармливать. Через некоторое время мы с ним окончательно подружились. Я сам ухаживал за ним. Мне нравились в Мадриде — горячность, дерзость и бесстрашие, горделивая природная грациозность. Я догадывался, что в табуне он был лидером. Вот и стал тренировать Мадрида, чтобы он мог достичь кондиции — «пробить» стену. Хотя, скажу честно, для меня это тоже был первый опыт в подобном уникальном эксперименте. — Тем не менее, как животное может лбом прошибить стену-крепость? — Вы правы, инстинкты у животных высоко развиты. Если чувствуют опасность, их не заставишь сделать то, что нам необходимо. Поэтому Мадрида я учил брать барьеры постепенно. Вначале стена была возведена из твердого картона. И высота стены была для лошади по грудь. Дальше больше, планку высоты поднимал выше и выше. Горячий Мадрид смело крушил на скаку их каждый раз. — Все равно, лошади ведь не объяснишь, что впереди стоит стена поролоновая, а не кирпичная?! — Да, разумеется. Тут важна вера лошади в хозяина… Во время съемки я чувствовал, как волнуется Мадрид, как он остро реагирует на шум, свет, музыку, движение камер, чего не происходило на обычных тренировках… Здесь хозяин должен быть спокойным, сосредоточенным, главное — уверенным. Лошадь безошибочно чувствует все это. И мы с Мадридом пробили стену! Все кадры снимались вживую. А ведь вначале предлагались компьюторные зарисовки… В «Кочевнике» снимались 32 каскадера. Режиссером-постановщиком трюков был профессионал своего дела Владимир Орлов, я выступил его ассистентом. Альфия и Темирхан В цирковом номере «Джигитовка» присутствует одна единствення женщина. Кто она? Жайдарбек: — Это моя жена Альфия. Она выпускница Алматинского циркового училища, воздушная гимнастка, выступала перед зрителями как воздушная гимнастка в собственной программе «Корде порель». Однако, будучи студенткой училища, часто приходила к нам на репетиции. Ухаживала за лошадьми, кормила их. Ради этого вставала спозаранку, приезжала в цирк за час-два раньше до начала занятий. Она — горожанка, но тем не менее очень любит лошадей. Позже стала работать в группе «джигитовки».У нее блестящий фрагмент в этой программе: два выезда на манеж в галопе. Первый трюк называется «обрыв», одной ногой цепляется за стремя, опускается вниз головой, и на скорости забирает 4 платочка с четырех точек. Другой трюк называется «дамский», на полном скаку, не отрываясь от лошади, ложится перпендикулярно сначала на шею лошади, а затем и на седло, продолжая скачки. Интересный трюк у Альфии был и в «Кочевнике». Помните, как ночью лихо вскакивает на коня, во весь опор скачет и перепрыгивает через овраг, удаляясь от врагов-преследователей, главная героиня Гаухар? Это за Аянат Есмагамбетову выполняла Альфия. А в фильме «Волкодав», который снимался в Словакии, она за героиню «тонула» в холодном горном озере, а также, выбегая с маленьким ребенком с охваченной огнем избы, выполняла трюк «горение». Трюк — трюком, но у нее самым настоящим образом полыхала огнем спина… — В трюках участвует и ваш восьмилетний сын? — Да, он с момента рождения везде с нами гастролирует. С двух лет на лошади. Выполнял трюки в картине «Махамбет», «Монгол». Съемки в Китае Известно, что первоначальные съемки фильма «Монгол» Сергей Бодров вел близ Алматы, в Уш-Коныре. Жайдарбек: — Для фильма нужна была зима. Снег. Поэтому несколько дней съемки шли зимой, в горной местности Карасайского района. Маленького Тимуджина дублировал Темирхан. Сцена не из легких: лошадь скачет,а он висит вниз головой… Основные бои — летние баталии — снимались три месяца в Китае. В этом фильме я выступил как полноправный постановщик трюковых сцен. Приняли участие 19 наших каскадеров, 12 наших лошадей.Для участия в сцене третьего боя были приглашены 30 человек из местного населеия со своими лошадьми. Это, в основном, были казахи, проживающие в данной местности. Их надо было тоже обучать правилам боя. Ассистент режиссера Чан Сяу Янг великолепно организовал массовку, они вступают как настоящая армия. Я бы каждой картине пожелал такой массовки. Съемки шли от рассвета до заката. Ночная битва, в горах — требовали максимум концентрации, больших усилий, огромного терпения. Погода менялась не по нашему графику. Вначале было жарко. В последние дни сентября в горах выпал снег, стало холодно. Мы брали пластиковые бутылки с горячей водой и в перерывах грелись. Потом, наши трюковые лошади не боятся камеры, слушают команду, умело скачут по воде (переходят речки), не скользят по камням, а местные лошади были менее выносливы, не понимают команды, боятся камер. В бою приходится скакать без поводьев, наши кони знают куда скакать, а местные чаще путаются. Одним словом, бои и трюки — дело весьма сложное и рискованное. Вот в этом бою, где-то в самом конце, наш каскадер Нурлан Алтаев получил серьезную травму: перелом ноги в трех местах и сложный вывих. Правда, операция в Китае прошла успешно, теперь его называем каскадер «с железками». Но ребята у нас крепкие, трудности их не пугают. Команда у нас как одна большая дружная семья, ведет здоровый образ жизни. К примеру, Бауржан Абишев пришел к нам лет пять назад, после окончания циркового колледжа. Он мой ассистент, исключительно дисциплинированный, никогда не опаздывает на работу, сказал — сделал. А Герман Галуаев, осетин, профессионал, считается одним из лучших каскадеров в Азии, воспитывает троих сыновей. Бурханов Мурат — татарин, ветеран, уже 17 лет в кино, человек сильный, уравновешанный. Да вообще, о каждом из команды можно было бы сказать много хороших и теплых слов. Они своими способностями, талантом и умением создают имидж каскадеров нашей страны. В 2002 году В Китае проходил Всемирный фестиваль циркового искусства, где приняли участие профессионалы из 72 страны. А конную акробатику выставила только наша страна… Опасность — это судьба Все трюки так или иначе связаны с опасностью. К примеру, есть « французское падение», где лошадь на скорости падает вперед, а человек назад. Или есть «завал со свечей» — лошадь встает на задние ноги и падает назад со всадником, человек за доли секунды должен успеть отскочить в безопасное место. А, по сценарию картины, каскадер с лошадью должен упасть туда, куда указал режиссер! Бывает, один и тот же эпизод надо повторять несколько раз. Значит падать и вставать нужно столько же… Всех трюков вообще не счесть. И ни к чему. Вот так, каждый раз рискуя здоровьем, иногда и жизнью, живут некоторые люди (как Жайдарбек, Альфия, его ребята) в искусстве, в работе. И почти всегда остаются в тени. Не это ли самая большая любовь к жизни, к своей профессии, к своим ближним? Камила КУДАБАЕВА |