Глядя на это все, хочется крикнуть: «Остановитесь!» Поймите: чем старше ваш ребенок, тем тяжелее воспринимает он все новое. Мама для него — островок стабильности в таком изменчивом и неприветливом мире. С него довольно уже того, что вы так сильно изменились за последнее время. Дайте ему привыкнуть. Особенно, если ваше сокровище пребывает в подростковом возрасте. Не испытывайте его психику. Постепенно ваш ребенок привыкнет к новому в вас. Хорошо, если вы постепенно и понемногу начнете ему рассказывать о том новом, что вы открыли для себя. Помните, что внутри вас эти изменения начались уже давно. Постепенно, если вы не будете перегружать ваше чадо информацией, свойственное возрасту любопытство возьмет верх и оно само начнет задавать вопросы. Вам тоже нужно время, чтобы подготовить ответы на них. Ведь вы сами недавно приняли ислам, ваши знания еще далеко неполны... Полезно будет для вас ходить в гости к мусульманкам, у которых тоже есть дети. Посещать общественные мероприятия. Пусть ваш ребенок подружится с мусульманскими детьми — через них он сам станет ближе к исламу. Это родит у него новые вопросы. Он сам спросит вас, почему Амина носит платок, почему Умар читает намаз вместе со всеми и в какую такую школу ходит Салим, умеющий читать и говорить по-арабски. А вот когда ислам станет уже привычным явлением для вашего ребенка, тогда и настанет время воспользоваться советами для первой группы, которые будут опубликованы ниже. К сожалению, приходится встречать семьи, где родительские ошибки, сделанные в самом начале, привели к потере контакта с ребенком и, как следствие, к вырабатыванию у него отрицательного отношения к религии. Это сложно преодолеть впоследствии, поэтому будем мудры и терпеливы. Но не забывайте: стоять на месте тоже непростительно, обязательно надо прививать ребенку нормы и культуру ислама, не стоит оправдывать свое бездействие. Мудрости вам и терпения! Однако вернемся к первой группе. Ваш ребенок еще не зачат, а вы уже мусульманка. Когда стоит начинать религиозное воспитание в таком случае? Большинство книг и успешных мам советуют начинать уже с утробы. Многие женщины, будучи беременными, ставят кассеты с Кораном и сами читают вслух для своего животика. И это дает свои позитивные плоды. Есть мнение, что если классическая музыка в этот период развивает интеллект и творческие задатки, то прослушивание Корана развивает душу малыша, а она у него есть уже после 40-го дня в утробе. Разумеется, продолжать религиозную практику следует и после рождения, ибо она — начало религиозного воспитания вашего ребенка. Вот советы некоторых мам, которые активно занимаются проблемой детского воспитания. Лейла. Начав с утробы воспитывать своего сына, я не прекращала делать это после его рождения. Я ставила ему кассеты с записями Корана. Но чаще читала сама, так как мой голос для него приятен и привычен. Совершая ежедневную пятикратную молитву (намаз), я клала его рядом на специальном коврике для намаза, и он наблюдал за моими действиями. Вскоре он стал пытаться повторять за мной основные движения. Тогда же я начала ему объяснять, что мы делаем намаз ради Аллаха, сейчас ты кувыркнулся лицом в коврик — это называется суджуд. Постепенно я стала совершать намаз вслух, чтобы он мог увидеть, что я не просто шевелю губами, но и говорю определенные фразы. Дуа (обращение ко Всевышнему с просьбами) после намаза я тоже читала вслух и не только на арабском, но и на русском языке. Также он наблюдал религиозную практику отца. Постепенно ему был выделен личный коврик для намаза. Сейчас нашему сыну три года. Он активно изображает привычные движения на коврике для намаза каждый раз, когда слышит азан или видит, что мы встали на молитву. Старается делать это в коллективе. После еды мы вместе читаем дуа, и если вдруг забудем это сделать, наша кроха напомнит нам. Однажды во время рамадана, заметив, что мы прислушиваемся, есть ли азан, и потом читаем дуа, он запомнил, что при азане следует поступать именно так. Теперь каждый раз, услышав азан, он читает дуа и требует этого от других. Когда мы сидим в гостях, мой сын часто вбегает в комнату с криками: «Азан, азан, мама, читай намаз». Все мои друзья знают, что нам надо давать два коврика для намаза: один мне, второй сынишке. Он часто видит, как я читаю Коран, при нем я делаю это вслух. Он тоже берет его, садится рядом и шевелит губами, водя пальчиком по строчкам. Я никогда не прогоняла сына со своего коврика, даже если он мешал, ведь ребенок не нарушает намаза. Я хотела, чтобы его впечатления о маме, совершающей намаз, были положительные. Помимо прочего, я посещаю с ним детские мероприятия для мусульман. Он еще мало что понимает там, но я делаю это, чтобы он привык к такому обществу и к такому отдыху. Я не знаю, кем станет мой малыш, это ведомо только Аллаху, но я убеждена, что ислам для него — образ жизни, а это хорошее начало религиозного воспитания. И, разумеется, я знаю, что только Аллах может вырастить моего сына мусульманином, я же только создаю причины. Поэтому я не забываю просить Его за религиозное будущее для моего ребенка. Саида (этническая мусульманка). Наша мама всегда совершала намаз. Но, будучи детьми, мы не знали, что она делает. Она прибегала с работы, брала коврик и выгоняла нас из комнаты, чтобы не мешали. Она исполняла и другие предписания ислама, отмечала мусульманские праздники. Но нам никогда не объясняли смысла этих мероприятий. Я слышала, как мама произносит слова молитвы, но пока не выросла, не знала, что они означают. Так и получилось, что росла я вроде при исламе, в мусульманской семье, но ислам до сих пор связан у меня с воспоминаниями о маме и детстве, ислам все еще далек от меня. Я не знаю его, для меня он чужой. Еще одна сестра-мусульманка, пожелавшая не называть своего имени. У нее трое детей, к воспитанию которых она подходит со всей ответственностью. Она не работает, но при этом принимает активное участие в жизни общины. Духовное воспитание детей в этой соблюдающей предписания своей веры семье тоже началось с рождения. Поэтому ислам для детей — образ жизни. Каждый день детям рассказывается про Аллаха, читаются детские книги на религиозные темы. Для каждого ребенка своя программа — ведь все они разновозрастные. Младшие видят, как входит в жизнь старших религиозная практика, и тоже стремятся стать большими и начать совершать намаз. С каждым ребенком мать индивидуально занимается чтением Корана. Чтобы освободить время для домашних дел, моя собеседница придумала записывать на кассету небольшие уроки для своих детей, и когда она занята приготовлением пищи или уборкой, дети слушают эти записи. Также они посещают различные мероприятия и общаются с детьми других мусульман. Постепенно, где-то с шести-семи лет, намазы становятся обязательными для детей. Дети моей знакомой начинали с совершения одного намаза и потом постепенно добавляли по одному, доходя таким образом до пяти. После намаза все: и мама, и дети читают вслух дуа на русском языке. Это сближает семью. Слышать, о чем просят Аллаха твои дети, и поучительно, и помогает понять, насколько хорошо они понимают религию, веру в Аллаха... При всем этом важно, что мама не забывает, что дети будут жить в обществе немусульман, и прикладывает усилия, чтобы они были частью и этого общества. Она водит их в кружки, дружит с родителями в школе, строит позитивные отношения с классными руководителями. Конечно, как и все мусульманские родители, она мечтает о детских садах и школах для мусульман, потому что вопросы халяльного питания и позитивного примера сверстников важны в воспитании детей. Разумеется, ей тоже больно и неприятно видеть, как часто школа и улица прививают детям совсем не те жизненные принципы, которые полезны для них. Но моя собеседница не сдается, ведь она знает, что на все воля Аллаха и надеется на Его помощь. Фатима. Ее дочери сейчас 18. Мать не старалась очень уж активно растить из дочери религиозно практикующую мусульманку. Она считала, вырастет — сама найдет себя в религии. Не настаивала на платке и длинных юбках, разрешала проводить время на шумных подростковых вечеринках. Она очень боялась потерять контакт с дочерью, боялась, что дочери будет тяжело быть не такой, как все. Она была лояльной мамой. Иногда ей удавалось уговорить дочь пойти вместе в мечеть. Иногда они читали вместе намаз. Но у девушки не было подруг-мусульманок. Круг ее общения был ограничен школой. А там царят совсем другие правила, отличные от общества мусульман. Постепенно дочь стала смотреть на маму как на чудачку, далекую от жизни фанатичку. Так учило ее то окружение, в котором она вращалась. Ислам и мусульмане далеки от нее сейчас. Хотя, конечно, есть надежда, что семена веры, которые удалось все-таки посеять материнской руке, когда-нибудь прорастут по воле Аллаха, но сейчас этой маме тяжело видеть, каким путем идет ее единственная дочь. Вот лишь несколько историй и советов. Разумеется, в одной статье сложно ответить на архисложный вопрос: как вырастить мусульманина в немусульманском обществе? Здесь не существует универсального рецепта. Я лишь поделилась опытом своих знакомых. Хотелось бы услышать ваши истории, как решаете эту проблему вы сами и ваши подруги. Ибо, обмениваясь советами и пожеланиями, мы постепенно набираемся опыта и мудрости. Наталья БАХАДОРИ |