| Первый кадр — сумерки и крест в две трети экрана — атака символом на зрительское сознание. Тотчас мы видим рядом с крестом тело женщины- самоубийцы, ушедшей из мира вслед за своим ребенком, запеленатое в белый саван. Ветер отгибает кусок ткани, обнажая мертвое лицо. Ее муж, отчаявшийся оружейник Балиан, присоединяется к отряду крестоносцев своего отца. В одной из битв отец, получив тяжелую рану, перед смертью посвящает сына в рыцари, и Балиан клянется в верности королю Иерусалима. Познакомившись с сестрой короля Сибиллой, юноша приобретает смертельного врага в лице ее мужа и магистра ордена тамплиеров Гая де Лузиньяна. Гай провоцирует войну с огромной армией султана Салахуддина. Умирающий король вместе с преданным Балианом выводит полки на бой. Вслед за этой битвой юного воителя ждет множество сражений, унижений и испытаний, пока от крепостей Святой Земли до дворцов владык Франции распространится известие о рыцаре Балиане — крестоносце из Иерусалима... Режиссер сумел снять отличное кино, насыщенное не только кровавыми боями, но и несущее определенную эмоциональную и смысловую нагрузку. Кино по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. В финальных сценах фильма священник-крестоносец заявляет, что Церковь — это «толпа фанатиков, рвущихся исполнять Божью волю», патриарх же Иерусалимский, столкнувшись с мусульманами, мудро предлагает всем принять ислам и покаяться. |
В середине 1187 года армия франков и тамплиеров под командованием Гая де Лузиньяна выступила против армии султана Салахуддина. Хаттинская битва завершилась сокрушительным поражением христиан: мусульмане блокировали противника, не допуская к источникам воды, и это предопределило исход сражения. Де Лузиньян и барон Рено де Шатийон попали в плен: первого приняли с почестями и отправили в Дамаск, второго Салахуддин считал врагом мусульман и лично пронзил мечом. Арьергардом армии де Лузиньяна руководил Балиан д’Ибелин, который оказался одним из тех, кому удалось вырваться из окружения и спастись. Именно он организовал защиту Иерусалима в сентябре того же года, когда Салахуддин, после победы при Хаттине взявший без боя еще несколько крепостей, осадил Святой город. Отстаивать Иерусалим было некому: все рыцари либо погибли, либо были захвачены в плен в ходе Хаттинской битвы. На каждого взрослого мужчину приходилось по пятьдесят женщин и детей, но христиане не хотели уступать без борьбы: д’Ибелин посвятил в рыцари шестьдесят горожан и юных аристократов и отказался от капитуляции, которую предложил Салахуддин. Осада началась в сентябре 1187 года: поначалу султан не хотел нападать на город, но, встретив жестокий отпор, решил предпринять более суровые меры. В отчаянии д’Ибелин отправился к Салахуддину просить милости, но султан был непреклонен и потребовал безоговорочной капитуляции. Тогда д’Ибелин произнес речь, записанную историком Салахуддина Ибн аль-Атиром. Он заявил, что горожане сожгут все богатства, убьют всех мусульман, находящихся в тюрьмах, уничтожат все мечети, но ничего не оставят мусульманам: «За одного убитого жителя Иерусалима многие из вас погибнут. Мы предпочитаем умереть свободными…». Салахуддин пытался найти способ, который помог бы ему избежать кровопролития и при этом захватить Священный город. Его условия были жесткими, но благоприятными для христиан: город должен был безоговорочно капитулировать, но людям позволили выкупить свою свободу. Семь тысяч бедняков были освобождены за сумму в тридцать тысяч динаров. Осада закончилась 1 октября 1187 года, на следующий день Салахуддин вошел в город, освободил остальных бедняков, вернул пленных рыцарей их женам, а вдовам выплатил огромную сумму за павших в сражении мужей. Как ни странно, в истории Голливуда до сих пор не было ни одного фильма, который напрямую касался бы событий, положенных в основу «Царства небесного». Если тема Крестовых походов и затрагивалась, то главным героем, как правило, становился король Ричард Львиное Сердце, тогда как султан Салахуддин, не говоря уже о менее раскрученных исторических личностях, оставался на заднем плане или вообще за кадром. Сюжет «Царства небесного» разворачивается в конце 80-х годов XII века, еще до начала противостояния Ричарда и Салахуддина. Салахуддин (Хасан Массуд), также известный как Салах ад-Дин — по-арабски это имя означает «обладатель праведной веры». Армянский курд по происхождению, знаменитый завоеватель, султан Египта и Сирии, Салахуддин хочет сохранить Иерусалим и Святую Землю за мусульманами; безжалостное отношение к врагам ислама уживается в нем с великодушием благородного воина. Эту роль сыграл один из самых популярных актеров Сирии Хасан Массуд. Английские кинокритики посчитали, что «Царство небесное» поддерживает культ Салахуддина, среди сторонников которого были покойный Саддам Хусейн и бывший президент Сирии Хафез Ассад. Ригли Скотт не согласился: для него Салахуддин был просветленным мусульманином, которому пришлось делать выбор между правильными поступками и моделью поведения, диктуемой ему его религией: «Салахуддин был прагматичным, сильным, логичным лидером, он практически изобрел благородство». Айдар КАИПОВ |