- В ряду важнейших событий прошлого года находится также празднование Священного праздника Курбан-айт. Впервые в новейшей истории Казахстана великий и созидательный праздник получил достойный статус. Указом Президента Н.А. Назарбаева это мусульманское торжество стало выходным днём для всех граждан республики. Мудрое и глубокомысленное решение Главы нашего суверенного государства открывает новую эпоху в развитии казахстанского общества. Отныне более 11 миллионов мусульман, проживающих в нашей стране, смогут в полной мере совершать религиозные обряды в этот праздничный день. Бесспорно, что все правоверные с огромной радостью и энтузиазмом восприняли данные перемены. Придание Курбан-айту статуса выходного дня, благотворно скажется на ситуации в обществе. В качестве самого свежего примера хочу привести информацию, опубликованную 4 января 2007 года в ряде республиканских СМИ. В них были переданы слова руководителей столичных органов внутренних дел, касающиеся прошедшего Нового года, совпавшего с Курбан-айтом. Заместитель начальника астанинского департамента внутренних дел заявил, что в отличие от предыдущих празднований Нового года, нынешние торжества отмечались необычайно низким уровнем криминальных проявлений. Безусловно, это произошло за счет благотворного влияния исламской культуры. Ислам, отрицающий насилие и потребление алкоголя, оказал сильнейшее воздействие на настроение сограждан, и они стали совершать меньше правонарушений. Упомянутые факты свидетельствуют о том, что гуманистическая идея и светлая исламская традиция положительно влияет на поведение, как отдельных соотечественников, так и всего общества в целом. Нурсултаном Абишевич Назарбаев в первый день Курбан-айта также как и большинство правоверных, посетил Центральную Мечеть Алматы. Наш лидер от всей души поприветствовал мусульман и поздравил их с этим великим днем, а Духовному Управлению мусульман Казахстана преподнес в дар ценное издание Священного Корана. Безусловно, что одним из самых значимых событий 2006 года стало вступление в должность Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева на новый срок! Церемония иннагурации ознаменовала собой начало следующего этапа развития суверенного Казахстана. Данная знаковая акция укрепила надежды и уверенность в том, что страна движется по правильному пути. Тот факт, что на предыдущих выборах за Президента проголосовало более 91 процента избирателей, говорит о том, что курс Главы нашего Государства поддерживает абсолютное большинство населения Республики. - В последние годы часто говорят о религиозном экстремизме. В чем причина этого негативного явления? - Экстремизм и радикализм не свойственен Исламской традиции. Во всемирной истории наблюдалось множество фактов, когда отдельные адепты искажали первичные сущности собственных религий. Нельзя не сказать о том, что сами по себе традиционные религии никогда не несли в себе разрушительные начала. Наоборот, все религии единобожия такие как ислам, христианство и иудаизм основываются на сугубо миролюбивых установках. Но Ислам, конечно, в самой большей степени генерирует созидательные идеалы. Каждая сура Священного Корана, являющегося для всех правоверных «светом и руководством» начинается со слов — Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Именно милосердие и милость вменяются в обязанность каждого последователя исламской религии, постулаты которой переданы через Величайшего Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), и изложены в Священном Коране. Ислам, как таковой, требует от мусульман всеобъемлющей доброты. Эти требования тщательно и подробно регламентированы в сурах Священного Корана и изречениях пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует). Человек, обладающий элементарными познаниями в области Ислама скажет вам, что этой религии не присущ экстремизм. Наоборот, Исламские богословы в своих фетвах (религиозных заключениях) осуждают любые проявления экстремизма и нетерпимости. Объективный взгляд на мусульманскую культуру позволяет делать вывод, о том, что экстремизм совершенно чужд идеалам Ислама. К сожалению, каждое явление имеет свои издержки и каждому процессу сопутствуют побочные явления. Подобную картину можно увидеть и в развитии любой другой религии. Люди не достаточно глубоко постигшие религиозные истины, а также индивидуумы, намеренно искажающие сакральные тексты ради собственной выгоды становятся отступниками от подлинных принципов веры. Они то и превращаются во вдохновителей экстремистской религиозной идеологии. Бороться с религиозным экстремизмом необходимо всеми средствами. Самым эффективным методом является образование. Ведь человек, обладающий высоким уровнем знаний, способен отличать правду от лжи. Воспринимающий не только букву но и дух религиозного учения такой человек не впадет в грех ненависти и нетерпимости, которые питают религиозный радикализм. Поэтому бороться нужно не только со следствиями, представленными сектантскими или террористическими организациями, а с причинами этого зла. Корни зла - невежество и необразованность. Обучая людей и приобщая их к подлинным, а не мнимым религиозном ценностям, можно, выражаясь образно, выкорчевать такое безусловное зло как религиозный экстремизм. Духовное Управление Мусульман Казахстана ведет планомерную работу против религиозного радикализма и экстремизма. Сотрудниками нашей организации разработаны специальные программы и методики, способствующие недопущению упомянутых негативных тенденций. Доказательством продуктивности работы ДУМКа в этом направлении может служить тот факт, что в Казахстане не происходили негативные явления на религиозной почве. Стабильность и безопасность общества в значительной степени связаны с результативной деятельностью муфтията, пресекающего любые попытки возникновения радикализма религиозного характера. - Недавно отмечалось сто лет со дня первого съезда мусульман Семиречья. Какие направления разрабатывает ДУМК в настоящее время? - Летом 2006 года ДУМК проводил конференцию, посвященную 100-летию первого съезда мусульман Семиречья. В Алматинском Доме Дружбы, где заседает Ассамблея народов Казахстана, собрались представители исламского духовенства из Республики, а также из братских мусульманских стран Центральной Азии и России. Кроме того, с докладами выступили корифеи отечественной науки. Заслуженные академики и именитые ученые выразили свой взгляд на важное исторические значение первого съезда мусульман Семиреченского региона. — Исламская религия не прибегала к принуждению и обструкционизму. Исламские миссионеры в своей деятельности руководствовались словами Священного Корана, в котором сказано: «Нет принуждения в религии» (2:256). Примечательно, что в казахском эпосе и в исторических материалах, не было зафиксировано фактов отторжения Ислама. Наши предки на протяжении многих столетий совершенно добровольно шли по пути Всевышнего Аллаха Милостивого и Милосердного. Более того, казахи не были лишь пассивными религиозными адептами. На нашей благодатной земле выросла целая плеяда замечательных ученых. К их числу относились Абу Наср аль-Фараби, которого по праву называли Аристотелем Востока. Будучи уроженцем города Отрара, ныне находящегося в Южно-Казахстанской области, аль-Фараби внес выдающийся вклад в формирование Исламской мысли и всей мировой философской науки. На основании скрупулезных исторических изысканий можно с полной уверенностью сказать, что наши предки во многом способствовали росту Ислама не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Помимо великих ученых, из Казахстана также вышли выдающиеся государственные деятели. Знаменитый султан Бейбарс правивший в Египте разгромил полчища крестоносцев и завершил эпоху крестовых походов. Его выдающиеся военные заслуги были признаны во всем мире, а в некоторых арабских странах он стал национальном героем. Такой великий исторический персонаж как Мухаммад Захир ад-Дин Бабур (1483-1530), по материнской линии был связан с Казахстаном. Вместе со своим двоюродном братом Мухаммедом Хайдаром происходившим из казахского рода Дулат, полководец Бабур основал в Индии собственное государство. Их держава получила название «империя великих моголов», и стала сильнейшим государством на планете. Могущество империи моголов в значительной степени усилила исламское сообщество, и обеспечило ему доминирующие положение. Обращая взгляд в прошлое, мы приходим к удивительным открытиям. Предки современных казахов не только обращались к духовности, но и сами стали двигателями Исламского прогресса. Поступательное продвижения Ислама в Казахстане замедлилось в период советской власти. Богоборческая атеистическая идеология коммунистов, отрицающая всякую религию, крайне негативно отразилась на отечественном мусульманстве. Мечети и медресе закрывались, религиозная литература изымалась, а имамы подвергались репрессиям. В таких неблагоприятных условиях последователи ислама, проживающие в нашей стране, смогли не только выжить, но и сохранить собственную идентичность. Пережив 70 лет атеистического мракобесия казахстанские приверженцы Ислама, смогли встать на путь возрождения. Подлинное возрождение отечественной религиозности была связано с восстановлением независимости Казахстана. Зимой 1991 года Н.А.Назарбаев провозгласил наш суверенитет. Свободный Казахстан стал полноправным членом международного сообщества и получил возможность беспрепятственно развивать исламскую культуру — неотъемлемую часть истории Казахстана. Опыт 15-ти лет независимости Казахстана показывает, какое положительное воздействие оказывает Ислам на умонастроения наших граждан. Подлинная, а не мнимая духовность, классическая нравственность и совершенная система культурных ценностей питается за счет Исламского влияния. Трансформация общественного сознания в большей степени соотносится с гуманистической мусульманской духовностью. Подъем отечественного мусульманства имеет количественные и качественные аспекты. В настоящее время в республике действует более 1850 мечетей. Большая часть мечетей прошла регистрацию, и все они соответствуют нашим стандартам. Имамы, в ведении которых находятся культовые сооружения, обладают познаниями в области теологии и имеют мировоззрение адекватное современной эпохе. Именно таким требованиям и должны соответствовать имамы Казахстана. Конечно же, впереди еще много работы, пока мы не достигли безупречности. Тем не менее, ДУМК прикладывает все усилия, чтобы исламские традиции в Казахстане были свободны от всяческих искажений. Сотрудники муфтията находятся в постоянном творческом поиске. Они пытаются найти новые способы оптимизации своей работы. Привлекая к сотрудничеству недавних выпускников ВУЗов получивших не только религиозное, но и светское образование, мы намереваемся, с помощью Всевышнего Аллаха, достичь значительного продвижения вперед. Мы со всей ясностью отдаем себе отчет, в том, что общество предъявляет к нам определенные требования. Эти требования касаются не только нашей традиционной деятельности, связанной с отправлением религиозного культа. В последнее время иногда возникает вопрос о религиозном экстремизме. Это очень актуальная социальная проблема. Социальные аспекты бытия мы не можем игнорировать. В меру своих возможностей мы трудимся и стараемся вносить вклад в укрепление и поддержаниие стабильности общества, в частности проводим целенаправленные работы по недопущению источников возникновения экстремизма и радикализма религиозного оттенка. Очевидно, что идеология религиозного экстремизма заносится к нам извне. Все проявления религиозного радикализма проникают к нам из-за рубежа. Иностранные эмиссары используют методики миссионерства. Их изощренная и искусная пропаганда, апеллирующая к социальной проблематике, в условиях идеологического вакуума, установившегося после краха СССР адресована как правило к молодежным возрастным группам. Нужно отметить, что определенная часть молодежи попадает в сети религиозных экстремистов. Такое положение вещей является следствием недостаточной воспитательной работы и слабой социальной грамотности. ДУМК старается бороться не только со следствием, а с причинами религиозного экстремизма. Поэтому наша деятельность сосредотачивается на воспитании и в оказании помощи социального характера. Нами разработаны системные программы, направленные на повышение уровня воспитательной работы и усиление социальной образованности населения. В этой области предполагается формирование при мечетях пунктов социальной консультации. Юристы, медики, специалисты в области трудовых ресурсов, эксперты в сфере образования будут помогать консультациями молодым людям. Такая помощь привьет им позитивное отношение к правилам общественного поведения, к законодательству, а также просветит людей в отношении вредоносности наркомании и алкоголизма. Подобными инструментами можно достичь одновременно двух целей. С одной стороны мы занимаемся повышением уровня социальной грамотности, что несомненно связано с нашими общественными обязанностями. С другой стороны мы перехватим инициативу у заезжих миссионеров, и не позволим им рекрутировать молодежь в свои ряды. Сочетание воспитательной работы с оказанием услуг социального консалтинга позволит превратить мечети, не только в культовые учреждения, но и сформировать некий духовный и культурный центр, притягивающий население. Мы понимаем, что нельзя работать по старинке, мы должны идти в ногу со временем. Поэтому мы стараемся адаптироваться к вызовам современности и соответствовать нынешнему, постоянно прогрессирующему процессу социальной модернизации, о необходимости которой в своей многочисленных выступлениях говорит Н.Назарбаев. Совершенствуя собственную работу мы будем находить более рациональные средства реализации наших планов. Откликаясь на потребности населения и осуществляя традиционную деятельность касающуюся религии. Наши сотрудники и наша организация будет удовлетворять социальным запросам и ожиданиям соотечественников. Впервые в нашей стране появилось Интернет издание, (www.muftyat.kz), то есть сайт ДУМКа, отражающий основные направления деятельности отечественных мусульман. Надеемся, что с помощью этого сайта о наших мусульманах узнают не только в Казахстане, но и за рубежом. Все наши помыслы и старания направлены на то, чтобы великая Исламская культура в полной мере проявилась в нашей замечательной стране, да поможет нам в этом Всевышний Аллах! Ахмет Мырзабулатов |