Происходит своего рода «религиозный ренессанс». Готовы ли мы к росту религиозности в массовом сознании? На сегодняшний день для возвращения к духовным истокам необходимо правильно истолковывать роль религии. Благодаря религиозному возрождению, нашедшему одобрение со стороны государства, внутри страны были построены сотни мечетей. Открылась возможность для молодежи нашей страны получать знания в известных центрах исламской культуры. Тем не менее, атеистическая политика, проводившаяся в течении семидесяти лет, дала свои плоды. К примеру, если взять профессорско-преподавательский состав, работающий в высших учебных заведениях страны, то мы не можем сказать, что они воспитаны в особенном национально-религиозном духе. Основанная метрополией тоталитарная система образовала группу ученых, состоящих в номенклатурном списке, лишенных таких понятий как «обал», «сауап», «тауба», «шарапат», которые являются плодами национального мышления, духовного начала. Если одна часть ученых является интеллектуалами, приверженцами европейской культуры, лишенными родного языка и восточной основы (памяти), то их вторая часть — это представители постсоветского периода, наполовину ассимилированные, не преданные своей религии, своим национальным традициям люди. Известно, что для казахского народа ислам является одним из значимых звеньев в познании своей этнической природы. Опорой для национального сплочения казахов является общность религии, то есть религиозная сплоченность. Как показывает история, образование Казахского ханства сопровождалось формированием мусульманского самосознания, влияющего не только на духовность, но и на процесс образования казахского народа. Поэтому мы не можем оторвать ислам от казахского этноса. В процессе формирования мусульманской идентичности личность проходит ряд этапов от недифференцированной, диффузной веры до универсализованной веры. На этой высшей стадии человек воплощает в жизнь принципы своей веры, его убеждения пронизывают все его существование. Зарубежная психология религии уже давно пыталась создать социально-психологическую типологию религиозных личностей. Особенно активно занимался этим американский психолог Г. Оллпорт. В ряде своих работ 60-х годов ХХ в. Оллпорт выдвинул концепцию, согласно которой существует два основных типа религиозных личностей. К первому типу он относит людей, для которых религия — лишь способ для достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие является для них средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни. Для некоторых верующих этого типа религия является ценностью, поскольку дает утешение, обеспечивает душевный комфорт, способствует преодолению отрицательных переживаний. Хочу отметить, что мусульманская идентичность казахского этноса формировалась в процессе исторического развития и она, в целом, свою принципиальность и верность Исламу сохранила. Садырова Мансия Сапаргалиевна, доктор социологических наук, профессор. Проблему, которую мы сегодня поднимаем, я понимаю как вклад интеллигенции в развитие казахстанского общества. Если говорить об интеллигенции, то интеллигенция является, в какое бы ни было время, просветителем того самого общества, внедряющего прогрессирующие изменения программирующей группой нового будущего. В данный момент признаки интеллигенции изменились: сейчас она занимается не только интеллектуальной деятельностью, но и обладает высокой квалификацией, вместе с тем формирует идеологию в общественном сознании, быстро адаптируется к новым тенденциям, а также является создателем новостей. На развитие интеллигенции влияют различные факторы, происходящие в обществе. К примеру, вопрос о мусульманской интеллигенции возник в результате изменения религиозной политики, а также роста числа верующих среди людей с высшим образованием. Термин «мусульманская интеллигенция» пока еще требует обсуждения. Если мы назовем интеллигенцию «мусульманской», то должны будем признать еще и «христианскую интеллигенцию», «буддийскую интеллигенцию» и так далее. А не приведет ли это деление общества к образованию еще одного вида (слоя)? Если говорить о казахстанской интеллигенции, то мы можем дать характеристику представителям интеллигенции разных национальностей, проживающих в Казахстане. Мусульманским интеллигентом можно назвать человека, грамотным путем распространяющего религиозные догмы. А если мы их не будем называть «мусульманской интеллигенцией», а, скажем, «религиозной интеллигенцией», то это приобретает другое качество и будет звучать в другом ракурсе. На сегодняшний день взаимоотношение науки и религии изменилось. Религия оказывает большое влияние на формирование человеческой личности, на ее воспитание. Мы учим студентов в научном виде анализировать влияние Корана и Библии на человека и на взаимоотношения между людьми. Религия оказывает огромное влияние на духовное развитие человека. Понятие «мусульманская интеллигенция» еще требует тщательного обсуждения, а пока можем указывать лишь на ее признаки различия. Для внедрения данного термина в научный оборот мы должны прийти к твердому заключению. Турсын Хафизович Габитов, профессор. Сегодня я вижу, что мусульманская интеллигенция пересеклась в направлении науки и бизнеса; если глубоко призадуматься, этот факт имеет свою особенность. Если будем рассуждать понятиями, то понятие «мусульманская интеллигенция» очень верное. Раньше люди смеялись над понятием «казахская философия». А сегодня мы доказали ее уместность. На Западе понятие «интеллигенция» воспринимают совсем иначе. Интеллигенция для них означает интеллектуалов. Потому что общая западная культура направлена на рациональный прагматизм. Но мы цивилизацию и интеллигенцию не должны измерять только умственными параметрами. В обязательном порядке интеллигенция включает в себя гуманизм, богобоязненность и милосердие. В истории Казахстана были эпохи великолепного сочетания науки с религией. Оно раскрыто в произведении аль-Фараби «Отношение философии к религии». Впоследствии наука отделилась от религии. В данное время мы — люди постсоветского атеистического мировоззрения. После обретения независимости, пытаясь заполнить опустошенную атеизмом нишу, к нам ринулись разнообразные миссионерские движения. Мухаммед Абдуллах Вахаби, основавший «исламское очищение», мечтавший очистить ислам от ширка, был неправильно истолкован. Наша задача в том, чтобы основы исламской религии грамотно сочетать с национальными ценностями, сформировавшимися в течение многих веков. Багдат Бейсенов, доцент, кандидат философских наук. Как известно, без знания прошлого нет светлого будущего. Хочу обратить внимание на то, что современная мусульманская интеллигенция имеет богатое наследие. Прежде всего, это казахская элита второй половины ХІХ века и начала ХХ века. Среди них Акмолла Мухамедияров, который во главу своих произведений всегда ставил идею просвещения. Он считал, что для того, чтобы идти в ногу со временем и достичь цивилизованности, необходима повсеместная образованность народа. В глубоких философских произведениях поэт размышляет о Создателе вселенной, о человеке и окружающем его мире, о воспитании и о проблемах молодого поколения. Он считал, что истинное достоинство человека — это красота внутреннего мира и его духовное богатство. Особое значение поэт придавал развитию моральных качеств, а также утверждал, что обучение и воспитание неразлучны. Один из представителей религиозно-просветительского течения Макаш Калтайулы всю свою сознательную жизнь посвятил пропаганде науки, образования, исламской религии. С юных лет, получив образование в медресе, он, наряду с преподаванием, занимался писательской деятельностью. В своих книгах: «Казактын айнасы» (Казань, 1910), «Тура жол» (Казань, 1910), «Бак окига» (Казань, 1913) он поднимал животрепещущие проблемы казахского общества того времени. В творческом наследии Аубакра Кердери основная тема также посвящена религии, образованию, судьбе народа, вероубеждению. Поэт исламской религии уделял особое внимание, призывая свой народ к вероучению и благонравию. Отмечал рещающую роль ислама в воспитании детей. По его религиозно-этическим понятиям, человек может постичь настоящий смысл жизни только через усовершенствование внутреннего мира. В своих стихах он возвеличивал Аллаха — Создателя всей вселенной. Своими стихами он пробуждал любовь человека к Создателю, призывал к благонравию, к поклонению Всевышнему. В произведениях известного поэта, историка Машхура Жусуп Копеева, дастаны и сказания основаны на преданиях исламской религии, его истории перекликаются с историями из Корана. Оказавший особое предпочтение мусульманству, религиозный мыслитель в своих различных сочинениях поднимает вопросы политического, социального, культурного, просветительского, научно-познавательного характера. Шади Жангирулы в совершенстве владел восточными языками. Был знаком с мусульманской восточной литературой, с философией Ислама, имел разносторонние знания. В дастане «Назым сияр Шариф» он описывает жизнедеятельность пророка Мухаммада . В своем произведении поэт пропагандирует религиозные ценности, стремится поднять дух угнетенного, страдающего народа, призывает к вере и почитанию традиций. Гаипов Зулфикар Султанович, кандидат политических наук. У нас мусульманская интеллигенция существует со времен Мухаммада Хайдар Дулати, Абая, Алихана Бокейханова, Мустафы Шокая. Все они получили образование в медресе. Единственное их отличие от нынешних интеллигентов то, что любое дело они начинали именем Аллаха. В их произведениях обязательно присутствовало поклонение Создателю. По мнению Карла Ясприста, на бурное развитие Запада повлияла исламская цивилизация. Для успешной конкуренции с западной бездуховностью, мы должны особое внимание уделить проблемам образования молодежи. Биекенов Кенес Умбетжанович, доктор социологических наук, профессор. Я думаю, что на данном этапе интеллигенции нужна экономическая культура. Демократическое правовое государство невозможно без развитой открытой экономики. Экономическая культура интеллигенции предполагает видение принципов, приоритетов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы. Поэтому овладение этими механизмами — одна из особенностей экономической культуры человека. Экономическая культура личности интеллигента зависит во многом от богатства экономической культуры государства и общества. Совершенствование экономической культуры человека в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в экономической жизни страны и созданию широких возможностей экономической социализации кадров, эффективной подготовке выпускников школ и вузов к освоению программ профессионального образования. Экономическая культура интеллигента включает в себя не только знание экономической теории, концепции и парадигм, методологии и методики реализации, но и умения анализировать практику, ориентироваться в направлениях, сроках и этапах рыночных реформ. Экономическая культура человека предполагает умение переживать и волноваться за экономические процессы, происходящие в мире и стране, четко представлять себе экономические особенности развития страны, модели функционирования экономики, понимание задач и методов формирования социально-ориентированной экономики, факторов ее стабилизации, повышения рейтинга экономической свободы РК. А рейтинг ее экономической свободы за 2005 год поднялся на 17 пунктов. По этому показателю Казахстан занял 113 место, опередив Россию (122) и другие страны СНГ. Кальбинур Хошназарова
|