Патриарх Алексий II: Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая их общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются. Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения нашей культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это — демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решение которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная — помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие. Но в то же время, нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для многих наших соотечественников временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом. Жизнь приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой и облекшись в правду. Часто людские души разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию — надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми через покаяние, смирение, добрые дела. Созерцая мир вокруг, мы все же далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ — прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность. Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество низкого качества изданий и программ ориентировано прежде всего на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества. К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова — как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично наше будущее, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан. РГ: — Когда же, наконец, духовная жизнь действительно станет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать? Патриарх Алексий II: С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на религию уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет. Экзотикой духовную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, кто не имеет опыта обращения к Богу, кто не интересуется историей и культурой своей страны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях об этом является тот факт, что религия в нашей стране отделена от государства. Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что вера как некий целостный организм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделить от народа, оградить, загнать в рамки гетто — в прямом и переносном смысле. Для того, чтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужно приложить усилия к этому. А верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть. Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество. С нами Бог! Будем помнить об этом, не отчаиваться при виде трудностей, радоваться, что помощь Божия даруется каждому, кто жаждет ее. Сегодня все мы — вместе: верующие, государственное руководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленники и предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничивалась праздниками. Ведь духовное возрождение нации, служение благу людей конкретными делами — это задача и наша, и власти, и всего народа. |