Все больше этнических англичан становятся мусульманами. Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Алексей Громыко говорит: «Британский политический истеблишмент готовится к тому, что через 10-30 лет мусульмане будут играть гораздо более значимую роль в Великобритании, чем сейчас. Лондон признал: сдерживать мусульманский фактор в дальнейшем нет смысла. Британские мусульмане уже представлены во всех ветвях власти». Четверть принявших ислам в США — новообращенные, причем они сделали это после 11 сентября 2001 года. Эксперты связывают это с муссированием исламской темы в СМИ. Сегодня в Америке около 6 млн. мусульман. Одна из новообращенных, Эллисон Поль, рассказала в интервью, показанному по каналу CNN, что пятикратная молитва удерживает ее от неблаговидных поступков. Эллисон прежде причисляла себя к баптистам и в ислам пришла, по ее признанию, «в поисках истинной веры». Вот и в СНГ происходит примерно то же самое. Хотя до сих пор большинство «русских мусульман» составляли жены граждан исламских государств, среднеазиатских стран, а также тех регионов России, где компактное проживание мусульман исчисляется столетиями, в последние годы в ислам все чаще приходят молодые люди, ищущие нравственные ориентиры в жизни. Любопытная деталь: независимый информационный интернет-канал «Ислам.Ru» предлагает посетителям стать мусульманами в режиме онлайн. Для этого необходимо, не выходя из сети, произнести слова главного исламского свидетельства шахады на арабском или на любом другом языке. На сегодня ислам в Интернете приняли 2049 россиян, причем самостоятельно, без чьего-либо влияния — 939. Надо полагать, эти реалии учитывал Владимир Путин, когда летом прошлого года, встречаясь с иностранными журналистами, отверг предположение одного из них, будто бы «террористам куда проще завербовать русских мусульман». Президент с легким раздражением заявил, что «мусульмане в России — не чуждая часть общества и не мигранты, а полноправные русские, граждане страны, живущие на своей родной земле». Справка "НМ" В Москве живут не менее двух миллионов мусульман. Однако история Ислама в российской столице до недавнего времени практически не была изучена. Два года назад вышла книга арабиста, руководителя отдела науки Совета муфтиев России Фарида Асадуллина «Москва мусульманская». 25 января прошла презентация ее перевода на арабский язык. Издание будет распространяться за рубежом, чтобы способствовать взаимопониманию между народами. «Знаете ли вы, что российский мусульманин слышит о себе в первую очередь, приезжая в Саудовскую Аравию? «Чеченец!» — говорят ему. Жизнь мусульман в России представляется только как война, которая продолжается с древнейших времен и до сих пор, — поделился наблюдениями ведущий презентации — культуролог Сергей Маркус. — Люди должны помнить, что ислам — не религия гастарбайтеров, а неотъемлемая часть культуры москвичей с момента основания города». За примерами, как оказалось, не надо ходить дальше Садового кольца. Балчуг, Ордынка, Арбат — все эти названия имеют арабское или тюркское происхождение. Ислам — не религия гастарбайтеров, а неотъемлемая часть культуры москвичей. «Карамзин сказал: «Москва обязана своим величием ханам», — заметил посол по особым поручениям МИД России Вениамин Попов. — Мы же сегодня говорим, что столица, как и вся Россия, обязана своим величием многонациональному народу. То, насколько крепка историческая и культурная связь между Россией и странами Востока, понимаем не только мы, но и наши арабские коллеги. Инициатором перевода «Москвы мусульманской» стал Центр исламских исследований имени короля Фейсала в Эр-Рияде. Сейчас книга уже лежит на прилавках крупнейших книжных магазинов в Саудовской Аравии, Сирии и Объединенных Арабских Эмиратах». По мнению Попова, немаловажно и то, что выход книги состоялся практически накануне визита президента РФ в Саудовскую Аравию, который запланирован на 11 февраля. «Москва мусульманская» — первая российская книга, которая будет номинирована на Всемирную премию президента Туниса в области исламских исследований. Но как признается сам автор, арабское издание нуждается в обширных комментариях. «Жителям восточных стран будут непонятны многие российские реалии; имена историков, чьи труды я продолжаю, окажутся незнакомы. Но в любом случае, интерес к культурному общению между Россией и странами Востока не может не радовать. Мы не должны позволять, чтобы понятия «чужой народ» и «чужая религия» оставались оружием борьбы против жителей наших стран». |