| Спасительный путь детей-сирот Кто-то изрек: дети – цветы жизни. Добавим: на клумбе тризны. Жизнь жестока и гуманна. Скоротечна и вечна… в своем развитии. Мы в эволюции медленны, а потому тленны. Мы ранимы, но Богом хранимы. И в этом наше утешение. Мы защищены только Им. И людьми, которых Аллах щедро одарил милосердием. Такие личности становятся радетелями тех, кто рано потерял родителей. Все эти годы спонсорами интернатов были представители Общества Красного Полумесяца (ОКП) ОАЭ. А в позапрошлом году в Алматы открылся такой же интернат под эгидой Кооперативного фонда «Кәусар», который возглавляет Ералы Байназаров. В этом году капчагайский и каскеленский интернаты, которыми в прошлые годы руководил Салем Шихеб, были переданы от ОКП ОАЭ фонду «Кәусар». Отныне благотворительная поддержка фонда включает в себя оплату коммунальных услуг, питание, одежду для детей, содержание персонала интернатов. В течение дня мы побывали сразу во всех трех интернатах, включая и алматинский. Трудно передать чувства, которые охватывают при знакомстве с детьми. Они живут в прекрасных условиях, в прекрасных комнатах, где условия получше, чем у некоторых даже состоятельных каскеленцев и капшагайцев. А какие здесь воспитатели! В каскеленском интернате методист Айнаш Тымбаева, например, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Она прекрасный организатор всех дел, умеет создавать хорошую психологическую атмосферу. В капшагайском интернате – прекрасно справляются со своей сложной работой директор Жасулан Бекназаров и его заместитель Марат Бектазинов, а в Алматинском интернате – директор Меруерт Абугазина. Главное направление – дисциплина, воспитание и отличная учеба в школе, занятия в различных кружках, в том числе и спортивных. |
Но, что характерно, все дети изучают иностранные языки: английский и арабский. Многие свободно владеют арабским, читают Коран и совершают намаз. Во всех трех интернатах мальчики и девочки под руководством своих педагогов готовят праздничные концерты, делятся своими достижениями и знаниями. Девочки и мальчики читают стихи, поют песни, показывают интересные сценки из школьной и повседневной жизни. Девушки, красиво наряженные, с шарами в руках создают прекрасное настроение. На частые праздники приезжают гости из разных школ, друзья и выпускники интерната. Главными принципами педагогической деятельности являются чуткое и внимательное отношение к проблемам детей, поддержка каждого ребенка и другие важные принципы. — Основные цели воспитательной деятельности, — рассказывают работники интернатов, — формирование гражданско-патриотического сознания, национального самосознания, развитие чувства сопричастности к судьбам отечества, формирование нравственной позиции. В том числе развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности. Девочки и мальчики в своих интернатах участвуют в различных спектаклях и постановках, читают стихи вдохновенно, песни исполняют словно певицы, роли исполняют как настоящие актеры и актрисы. Они настолько раскованные, что им не терпится показать себя и в роли врача, и в роли хозяйки столовой, и в том, что они умеют читать намаз, Коран, с английского языка легко переключаются на арабский, казахский, а некоторые и на русский. Например, Меруерт, Загипа, Актоты, Камиля, Мариям, Кунсулу и другие девочки рассказали о том, что живут они дружно, помогают друг другу в учебе. В интернатах педиатр, медсестра и воспитатели ведут жесткий контроль за здоровьем детей. Ну, а мальчишки есть мальчишки. У них почетное место — стенд с грамотами и наградами в различных соревнованиях: по шашкам, шахматам и другим видам спорта. В интернате проживает пока мало детей. Когда-то их было более ста человек. Ребята говорят, что здесь им нравится, особенно учителя. Они добрые и отзывчивые. В интернате мальчишки изучают английский язык, играют, читают намаз и Коран, посещают мечети. В интернате проводится профилактическая работа по охране здоровья детей: делаются прививки от туберкулеза, болезни Боткина, измеряется температура, выдаются необходимые лекарства. Самое любимое место мальчишек, впрочем, как и девочек старшеклассниц в Каскелене, — читальный зал. Здесь играют в шахматы, шашки, нарды. «А шутка ли в шахматы играть? Шахматы — занятие мужское»,— считают мальчишки. Вот и завершилось наше небольшое путешествие в мир, полный сострадания и любви к нуждающимся людям, мир людей, который становится счастливей и радостней оттого, что их любят и заботятся. Да будет так всегда! Пусть всегда в наших душах будет солнце, свет и дети наши всегда улыбаются! Находясь в столовой, в которой детей кормят такими блюдами, какими и в иных ресторанах не кормят на широкий выбор, сделал парадоксальный вывод: в таких интернатах не только можно жить, но и даже надо жить. Конечно, в родительских семьях вроде бы лучше жить, чем в радетельских, но все познается в сравнении. Есть такие семьи, откуда детей срочно надо взять на попечение. Почему? Ответ на этот нелегкий вопрос дает президент фонда «Кәусар» Ералы Байназаров. — Многое зависит от психологической атмосферы в семье. Есть такая поговорка: «Каждая семья счастлива и несчастлива по-своему». Конечно, плохо, когда в семье умирает мужчина, отец, воспитатель, кормилец. На все воля Аллаха. Мать, оставшись одна, сталкивается с наступившей дисгармонией. Весь груз содержания и воспитания детей падает на хрупкие женские плечи. Кто-то потихоньку справляется, старается сохранить в доме порядок и дисциплину, восполнить утерянное, дать детям то, чего они лишились. Но не все матери так сильны характером и духом. Они теряют контроль и над собой, и над детьми. Пускают все на самотек. Дети не успевают адаптироваться в новых условиях, и происходит так называемый надлом. Малыши, предоставленные самим себе, начинают чувствовать волю, делают, что хотят, перестают слушаться мать, заводят сомнительные знакомства, начинают потихоньку приобщаться к табаку. Это начало. И если мать упустит время, не обратит внимание на «мелкие» детские шалости, приходит расплата. Нет мужчины — нет дисциплины. Материальный недостаток приводит мать к комплексу неполноценности, ей становится не до воспитания ребенка. В конце концов, дело кончается тем, что детей надо устраивать в интернаты или, как раньше говорили, детские дома. Я считаю, что это своего рода спасение наших детей из плена безысходности. Наш фонд помогает в этом детям-сиротам Алматинской области и не только. Мы считаем, что «класс-комплект» должен быть не менее ста детей в каждом интернате, а то и более. Тогда будет достигнут количественный оптимум и воспитательный эффект. Детей-сирот в Казахстане немало, и искренне хочется помочь им стать полноценными гражданами страны. Мы ждем их в наших интернатах. Я слушал его и искренне радовался, что человек искренне желает помочь попавшим в беду детям-сиротам, из которой им самим выбраться тяжело. Когда-то, на излете революционного безвременья, Макаренко и Сухомлинский из тысяч российских беспризорных вырастили неплохих граждан СССР. Хвала Аллаху, Казахстан выходит из крутого пике. Не без потерь, учитываемых беспристрастной статистикой. И чем больше в Казахстане будет Ералы Байназаровых, тем меньше будет детей без призора. Общество состоит из семей. Семья – это отряд, малыши в семье – бойцы. И не должно быть как в известной революционной песне: «Отряд не заметил потери бойца». Надо не только замечать, но и стараться меньше терять. Хорошо, что есть на свете такие люди. Да воздастся им от Аллаха Всемогущего! Мнайдар МЫРЗА-ХОЖА |