Аллах открыто завещал нам и приказал в своей священной Книге хорошо обращаться с матерью. В суре Марйам, в 30-32-ых аятах, рассказывая об Исе (да прибудет над ним мир), он сказал: «Я — раб (Всевышнего) Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И благословил меня, где бы я не был, и заповедовал мне молитву и милостыню, покуда я буду жив, и благость к моей матери, и не сделал меня притеснителем, восстающим». Также в 14-ом аяте суры Лукман сказано: «И завещали Мы человеку (добро к) его родителям. Мать носит его со слабостью поверх слабости». В этом аяте говорится только о матери. Сообщается, что кто-то спросил Пророка : «О, Посланник Аллаха! Кому мне надо делать добро прежде всего? — Матери твоей» — ответил Пророк . «Потом кому? — Матери твоей». В третий раз спросил я и снова Пророк ответил: «Матери твоей». Потом кому? — спросил я. «Отцу твоему и по очередности к родственникам твоим». Также сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Добро к матери в два раза ценнее, чем добро к отцу». Один человек спросил нашего Пророка : «О, Посланник Божий! Мать у меня состарилась и от старости потеряла разум. Я кормлю и пою ее своими руками. Забочусь обо всех ее нуждах, а также таскаю ее на своей спине. В таком случае считаюсь ли я отплатившим долг свой по отношению к ней? — Нет, ибо ты даже не исполнил и одной сотой части твоего долга к матери твоей». «Почему это так?» — спросил человек. «Потому что она заботилась о тебе, желая жизни твоей, когда ты был немощен. Ты же заботишься о ней, ожидая смерти ее. Тем не менее, ты сделал ей много добра, (за что и будешь награжден)». В притче рассказывается, что Моисей (да прибудет над ним мир) сказал: «О, Господь мой! Покажи мне человека, который будет мне товарищем в Раю!» Всевышний Аллах ответил: «Следуй в такой-то город, на такой-то базар. Там есть один мясник, что торгует мясом», затем, описав его внешний вид, сказал: «Это и есть твой товарищ в Раю». Моисей (да прибудет над ним мир) отправился в указанную ему лавку и остался у этой лавки с ним до конца вечера. Как только наступила темнота, мясник, взяв один кусок мяса, положил его за пазуху. Моисей (да прибудет над ним мир) сказал: «О, молодой человек! Есть ли у тебя что-нибудь поесть для гостя? — «Да, есть», — ответил тот, и они вместе отправились в дом. Дома молодой парень с этим мясом приготовил вкусную кашу. Потом вытащил из угла комнаты корыто. В нем была очень старая, дряхлая старуха, вялый образ которой напоминал замученного воробья. Он вытащил ее из корыта и досыта накормил с ложки. Потом помыл ее одежду, высушил ее и одел ее на нее. Затем снова положил ее в корыто. В это время губы женщины беззвучно зашевелились. Потом парень, взяв корыто, положил его в углу стены. Внимательно наблюдавший за всем этим Моисей (да прибудет над ним мир) в конце концов спросил: «Что это ты делаешь?» — Это моя мать. Она сильно состарилась и совсем потеряла силы. Она даже не может сидеть. Как только я прихожу с базара, я не беру в рот ни крошки, пока не напою и не накормлю ее». Тогда Моисей (да прибудет над ним мир) сказал, что видел, как губы его матери шевелились, что-то приговаривая. Парень ответил: «Каждый раз, когда я ее напою и накормлю, затем переодену, она произносит дуа: «О, мой Господь! Сделай моего сына другом Моисея в Раю!» Долгом человека к его родителям является проявление почтительности по отношению к ним, забота о них, пока они живы и достижение их довольства. Ведь сказано в Коране: «Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам…» (Аль-Бакара, 215 аят). Говорят, что Ибн Аббас сказал: «Обращайся к своим родителям так, как обращается слабый и униженный раб со своим строгим хозяином». Сообщается, что Пророк Мухаммад однажды выразился: «Да провалится он сквозь землю! Ей-богу, да провалится он сквозь землю!» — «О, Посланник Аллаха, о ком это вы?» — спросили его окружающие. Он же ответил: «Я говорю о том, кто не сможет попасть в Рай после того, как один из его родителей или же оба состарятся у него на руках». То есть Пророк говорил о человеке, не проявившем должного внимания к состарившимся родителям и не попавшем после этого в Рай. Также в Исламе запрещается обращаться к родителям с выражениями, пусть даже незначительными, которые могут обидеть их. Было сказано: Если возникает ситуация, когда невозможно одновременно угодить обоим родителям, то надо поступать следующим образом: если необходимо совершить действие, связанное с проявлением уважения, то предпочтение надо отдать отцу. Так как каждый берет родословную от своего отца. В случаях же, где нужно совершить действие, связанное с проявлением заботы и ласки, надо в первую очередь сделать это для матери, потом для отца. Скажем, если отец с матерью заходят в комнату, то следует встать из-за уважения к отцу. Однако, если они что-нибудь попросят, то надо преподносить, начиная с матери. Во время разговора с родителями нельзя повышать голос или же обращаться к ним на высоких тонах. Следует разговаривать с ними почтительно, умеренным тоном и доброжелательно. Родителей следует слушаться, пусть даже они будут неверующими. Имам Газали сказал: «По мнению большинства ученых, неподчинение родителям в отношении сомнительных в исламе вещей считается надлежащим (ваджиб). Так как избегание сомнительных вещей — это проявление богобоязненности перед Всевышним. Достижение же довольства родителей по иным религиозным установкам является обязательным (фарзом). Потому что, довольство Создателя заключается в довольстве родителей». В Священном Коране упоминается: «Никого не приобщайте к Нему (Аллаху) в сотоварищи и делайте добро родителям» (Аль-Анам, 151 аят). В хадисе от Абдуллах ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передается, что наш Пророк изрек: «Довольство Аллаха заключается в довольстве родителей. Гнев Аллаха же пробуждается от гнева родителей». Строго запрещается обращаться к родителям с упреком в их адрес: «Они не мои родители, или я не их сын или дочь». Проклят был устами Пророка тот, кто произнесет сие выражение. В хадисе было сказано: «Да пребудет проклятие Всевышнего Аллаха, всех ангелов и людей на того, кто говорит: «они не мои родители». Также необходимо расходовать деньги и средства на благо своих родителей. Потому что за все, что было потрачено на родителей, не будет спроса. Хусейн ибн Али (да будет доволен им Аллах) из-за страха не суметь оказать должного почтения к своим родителям за столом, избегал садиться вместе с ними за еду. Родители же соответственно тоже не должны плохо обращаться и обижать ребенка, открывая ему двери неповиновения по отношению к ним. Наоборот, они должны помогать ребенку в подчинении им. Пророк сказал: «Да помилует Аллах отца, дающего возможность своему ребенку быть послушным и творить добро к своим родителям». То есть, родители не должны плохо обращаться с ребенком и заставлять его ослушиваться их. Сыну или дочери следует глядеть на своих родителей с лаской, милосердием и любовью. За каждый такой взгляд ребенку даруется большая награда. Передано, что Пророк сказал: «Ребенку, взглянувшему с любовью и милостью на своих родителей, даруется награда». Сподвижники спросили: «Если же ребенок будет смотреть таким образом тысячу раз в день, то за каждый взгляд будет получать воздаяние?» Пророк ответил: «Да, даже если будет смотреть так тысячу раз в день». |