Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: СТАТУС НАУКИ И ЗНАНИЯ
Газета "Наш Мир"

$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»

   Образование — один из важнейших признаков любой цивилизации. Как показывает история человечества, благополучие цивилизаций, государств, их жизнестойкость и способность конкурировать с другими цивилизациями зависит от сферы образования, и, в целом, от интеллектуального потенциала народа. Современная культурология доказала, что в развитии любой цивилизации чередуются периоды взлета и упадка (кризиса); на протяжении многовекового сосуществования цивилизациям приходится принимать так называемые «вызовы» цивилизаций-соперников и давать им достойный «ответ» (в противном случае их ждет аккультурация и гибель). Однако, достойное отражение «вызова», духовный «ответ» нельзя понимать как враждебность и абсолютное неприятие наступающей культуры. Мудрость в том, чтобы защищая свое духовное кредо, свои фундаментальные принципы, одновременно в процессе борьбы с чужой цивилизацией обогатиться, взять полезный опыт, то есть те знания и ценности, которые не подрывают изначальные принципы собственной культуры.

    Ислам, который прежде всего является морально-этическим, религиозным учением, вместе с тем, санкционировал и дал тщательную разработку уникальной образовательной системы и своеобразной концепции развития естественных и гуманитарных наук. Все мировые религии давали толчок цивилизационному развитию и обновлению. И все же именно Ислам в силу, во-первых, своей тотальности, интегральности, т.е. положения, когда нет искусственного разрыва между светским и духовным, во-вторых, характерного для данной религии выраженного и всесторонне обоснованного культа знаний и науки обладал особым культуросозидающим потенциалом. Речь идет о центральных понятиях «илм» или «магрифат» (то есть знание, наука, просвещение), «фикр» или «тафаккур» (размышление, опора на разум), о хадисах Проро­ка , призывающих к интеллектуальному джихаду: об обязательности поиска знания и наук не только для мужчины, но даже для женщины, необходимости учебы «от рождения до погребения» и др.

    В отличие от Христианства с ее классической триадой ценностей «надежда, вера и любовь» (Библия), Ислам изначально подразумевал, что мусульманин — человек не только «верующий», но и «знающий» (вера подкрепляется знанием). Отсюда — динамичное сознание, активная жизненная позиция, непрерывное самосовершенствование личности, неутомимый поиск знаний о «двух мирах» (потустороннем и посюстороннем), странствия по миру для встречи с мудрецами, для познания тайн природы и т.д.

    Важно отметить, что зарождение и повсеместное распространение в средневековом мире мусульманских школ-медресе происходило на фоне глубокой деградации сферы просвещения в старых центрах цивилизации, как Китай, Индия или христианская Европа. Поэтому приобщение многих народов мира к культуре Ислама имело исключительно прогрессивное значение. О влиянии исламской науки и культуры на средневековую Европу ученым известно давно. Однако в обыденном сознании до сих пор бытуют предрассудки европоцентризма и христианоцентризма. Между тем, например, высшие школы Западной Европы возникли не без влияния мусульманских высших медресе. Хорошо известный нам из современной вузовской системы термин «бакалавр» (от лат. «baccalaureus») в действительности является искаженным арабским словом («бихакки ал риуайа» — буквально: «по праву предания») и был заимствован из исламской традиции, из терминов, распространенных в исламских школах Египта, Сирии и мусульманской Испании.

    Это было действительно «исламское чудо», когда разрозненные отсталые племена Аравии за короткий срок превратились в монолитную развитую нацию и выдвинули из своей среды множество гениев философии, литературы, искусства, создали непревзойденную систему науки и образования. Была создана Академия наук — Бейт ул хикма (букв. «Дом мудрости»), в ее богатой библиотеке хранилось свыше 400 тысяч книг на разных языках. Багдад и другие крупные города халифата стали центрами притяжения для ученых умов и мудрецов со всех сторон света…

    Пытаясь проникнуть в секрет такого цивилизационного скачка, мы прежде всего должны сказать о великой роли этики Корана, исламского монотеизма (единобожия), духовно-преобразующей силе проповедей Пророка Мухаммада . Второй фактор или слагаемое успеха — это то обстоятельство, что раннеисламская цивилизация в своем становлении не пренебрегала (в вопросах науки и образования) достижениями культур-предшественников, активно перерабатывала и бережно относилась к осколкам знаний, сохранившимся у христиан-сирийцев (от древнегреческого наследия), индусов, китайцев, персов и др. «Ищи науку, даже если придется ехать в Китай» — гласит одно из высказываний, относимое к Пророку Мухаммаду .

    Гении, строившие великую цивилизацию Ислама, не имели тех предрассудков, которыми грешили их поздние последователи. Например, ряд мусульманских ученых учились у христианских знатоков греческого наследия. Знаменитый наш земляк, основатель арабской философии и ученый-энциклопедист Абунаср аль-Фараби брал уроки по светским наукам и языкам у Абу Бишр Матта (Матвей) ибн Юниса, христианина. И, наоборот, среди учеников мусульманина Абу Закарии Яхьи ибн Ади (Х век) были христиане (официально носившие арабские имена): Иса ибн Зура, Ибн аль Хаммар и др. Среди мусульман эпохи халифата было широко распространено знание греческого и сирийского языков (древний семитский язык, на котором была создана большая научная литература). Ряд исламских ученых в совершенстве овладели даже санскритом (например, великий ученый из Бухары Абу Рейхан аль-Бируни).

    Исламский патриотизм, твердая убежденность в Божественной силе своей религии, преданность идеалам Ислама не мешали, однако, первым поколениям мусульман быть поликультурными, уважать иные религии и языки, считать похвальным умножать свой интеллектуальный потенциал из духовных сокровищниц других народов, обогащать и синтезировать различные науки. Межкультурный диалог, толерантность и гуманизм были характерными чертами классической (средневековой) исламской цивилизации.

Категория: Исламские новости | Просмотров: 1394 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Февраль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана