Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Образование — один
из важнейших признаков любой цивилизации. Как показывает история человечества,
благополучие цивилизаций, государств, их жизнестойкость и способность
конкурировать с другими цивилизациями зависит от сферы образования, и, в целом,
от интеллектуального потенциала народа. Современная культурология доказала, что
в развитии любой цивилизации чередуются периоды взлета и упадка (кризиса); на
протяжении многовекового сосуществования цивилизациям приходится принимать так
называемые «вызовы» цивилизаций-соперников и давать им достойный «ответ» (в
противном случае их ждет аккультурация и гибель). Однако, достойное отражение
«вызова», духовный «ответ» нельзя понимать как враждебность и абсолютное
неприятие наступающей культуры. Мудрость в том, чтобы защищая свое духовное
кредо, свои фундаментальные принципы, одновременно в процессе борьбы с чужой
цивилизацией обогатиться, взять полезный опыт, то есть те знания и ценности,
которые не подрывают изначальные принципы собственной культуры.
Ислам, который
прежде всего является морально-этическим, религиозным учением, вместе с тем,
санкционировал и дал тщательную разработку уникальной образовательной системы и
своеобразной концепции развития естественных и гуманитарных наук. Все мировые
религии давали толчок цивилизационному развитию и обновлению. И все же именно
Ислам в силу, во-первых, своей тотальности, интегральности, т.е. положения,
когда нет искусственного разрыва между светским и духовным, во-вторых,
характерного для данной религии выраженного и всесторонне обоснованного культа
знаний и науки обладал особым культуросозидающим потенциалом. Речь идет о
центральных понятиях «илм» или «магрифат» (то есть знание, наука, просвещение),
«фикр» или «тафаккур» (размышление, опора на разум), о хадисах Пророка ,
призывающих к интеллектуальному джихаду: об обязательности поиска знания и наук
не только для мужчины, но даже для женщины, необходимости учебы «от рождения до
погребения» и др.
В отличие от Христианства
с ее классической триадой ценностей «надежда, вера и любовь» (Библия), Ислам
изначально подразумевал, что мусульманин — человек не только «верующий», но и
«знающий» (вера подкрепляется знанием). Отсюда — динамичное сознание, активная
жизненная позиция, непрерывное самосовершенствование личности, неутомимый поиск
знаний о «двух мирах» (потустороннем и посюстороннем), странствия по миру для
встречи с мудрецами, для познания тайн природы и т.д.
Важно отметить,
что зарождение и повсеместное распространение в средневековом мире
мусульманских школ-медресе происходило на фоне глубокой деградации сферы
просвещения в старых центрах цивилизации, как Китай, Индия или христианская
Европа. Поэтому приобщение многих народов мира к культуре Ислама имело
исключительно прогрессивное значение. О влиянии исламской науки и культуры на
средневековую Европу ученым известно давно. Однако в обыденном сознании до сих
пор бытуют предрассудки европоцентризма и христианоцентризма. Между тем,
например, высшие школы Западной Европы возникли не без влияния мусульманских
высших медресе. Хорошо известный нам из современной вузовской системы термин
«бакалавр» (от лат. «baccalaureus») в действительности является искаженным
арабским словом («бихакки ал риуайа» — буквально: «по праву предания») и был
заимствован из исламской традиции, из терминов, распространенных в исламских
школах Египта, Сирии и мусульманской Испании.
Это было
действительно «исламское чудо», когда разрозненные отсталые племена Аравии за
короткий срок превратились в монолитную развитую нацию и выдвинули из своей
среды множество гениев философии, литературы, искусства, создали
непревзойденную систему науки и образования. Была создана Академия наук — Бейт
ул хикма (букв. «Дом мудрости»), в ее богатой библиотеке хранилось свыше 400
тысяч книг на разных языках. Багдад и другие крупные города халифата стали
центрами притяжения для ученых умов и мудрецов со всех сторон света…
Пытаясь проникнуть
в секрет такого цивилизационного скачка, мы прежде всего должны сказать о
великой роли этики Корана, исламского монотеизма (единобожия),
духовно-преобразующей силе проповедей Пророка Мухаммада . Второй фактор или
слагаемое успеха — это то обстоятельство, что раннеисламская цивилизация в
своем становлении не пренебрегала (в вопросах науки и образования) достижениями
культур-предшественников, активно перерабатывала и бережно относилась к
осколкам знаний, сохранившимся у христиан-сирийцев (от древнегреческого
наследия), индусов, китайцев, персов и др. «Ищи науку, даже если придется ехать
в Китай» — гласит одно из высказываний, относимое к Пророку Мухаммаду .
Гении, строившие
великую цивилизацию Ислама, не имели тех предрассудков, которыми грешили их
поздние последователи. Например, ряд мусульманских ученых учились у
христианских знатоков греческого наследия. Знаменитый наш земляк, основатель
арабской философии и ученый-энциклопедист Абунаср аль-Фараби брал уроки по
светским наукам и языкам у Абу Бишр Матта (Матвей) ибн Юниса, христианина. И,
наоборот, среди учеников мусульманина Абу Закарии Яхьи ибн Ади (Х век) были
христиане (официально носившие арабские имена): Иса ибн Зура, Ибн аль Хаммар и
др. Среди мусульман эпохи халифата было широко распространено знание греческого
и сирийского языков (древний семитский язык, на котором была создана большая
научная литература). Ряд исламских ученых в совершенстве овладели даже
санскритом (например, великий ученый из Бухары Абу Рейхан аль-Бируни).
Исламский
патриотизм, твердая убежденность в Божественной силе своей религии, преданность
идеалам Ислама не мешали, однако, первым поколениям мусульман быть
поликультурными, уважать иные религии и языки, считать похвальным умножать свой
интеллектуальный потенциал из духовных сокровищниц других народов, обогащать и
синтезировать различные науки. Межкультурный диалог, толерантность и гуманизм
были характерными чертами классической (средневековой) исламской цивилизации.