«Во имя добра!», а мелодия из бандитской саги «Бумер» раздаётся из сотового телефона государственного чиновника.
Чтобы представить себе масштабы и природу такого явления, как массовая унифицированная культура, необходимо ясно осознавать, что этот феномен неразрывно связан с идеологией глобализации и является его функциональной частью. Активно проецируемая средствами планетарных СМИ массовая культура совершает с коллективными бессознательным и сознательным то, что международные финансовые и политические институты делают с национальными экономиками и границами. Происходит, прежде всего, планомерное и стремительное размывание исторически сложившихся традиций и мировоззрений, на место которых устанавливается суррогатная модель мышления, прочно закрепляемая яркими образами голливудских сценариев и особой атмосферой реалити-шоу. В результате, удается внедрить во все уровни сознания человека специальный механизм принятия решений, поведенческий код, нужный хозяевам глобализационного процесса: инстинкты вместо разума, потребление вместо производства, мода вместо необходимости, разнузданность низменных желаний вместо нравственного самоконтроля и т.д. Люди, особенно, молодежь, попавшая под такое ментальное перепрограммирование, находятся под постоянным прессингом со стороны искусственно сформированной теле- или киносредой желаний и потребностей. Контроль над массами переходит к тем структурам, которые, во-первых, занимаются производством медиа-контента (информационного содержания) и, во-вторых, имеют возможность донести информацию до потребителя. Сегодня эти две функции почти всегда находятся под единым управлением в рамках одной корпоративной структуры. На западе эти технологии давно отработаны до совершенства и применяются уже, по меньшей мере, полвека. Другими словами, сознание и подсознание человека современного «развитого» общества полностью и искусственно сформировано и управляемо. В модернизированных до предела социумах Северной Америки, Западной Европы, Японии, Израиля коллективное сознание людей, а точнее, способ осмысления мира подчинены жестким интеллектуальным тенденциям эпохи постмодернизма. Для наглядности приведу пример недалекого прошлого. США, первая половина 20-го века. Какой человек ходил по той Америке? Кто возводил заводы-гиганты в Детройте? Работал на машиностроительных концернах Форда, добывал сталь в Индиане, воевал на «летающих крепостях» с асами из Люфтваффе? Освоил гигантские просторы североамериканских прерий и создал могучую технократическую цивилизацию? Это был сильный духом и телом человек, красочно описанный Джеком Лондоном, Теодором Драйзером и Скотом Фицджеральдом. Бесстрашный, крепкий, смекалистый, обладающий твердой протестантской моралью, бросающий вызов стихиям и врагам. Человек-пионер, фермер, индустриал, носитель железобетонного топоса — культурного кода традиций и веры и пламенного духа освоения. Те американцы даже рожали по шесть-семь детей в среднем — стране нужны были ученые, инженеры, рабочие, солдаты. Что же произошло? Почему американские герои сегодня — это преступники-мафиози, гомосексуалисты, проститутки и наркоманы? Образ смелого летчика и офицера заменил типаж «бивиса и батхеда» или наемного убийцы-наркомана Винсента Вега. Как удалось переучить целую цивилизацию и перевернуть с ног на голову все ценности и оценки? Сегодня моду во вкусах задают бесполые (или всеполые) существа, права которых защищены конституционно. Книги и фильмы переполнены гротескными формами насилия, секса, безумия. «Оскара» получает картина, прославляющая физическое совокупление двух мужчин-ковбоев, как глумление над ценностями консервативной Америки, а на сцене ошалевшая от каббалистической воды старая развратница исполняет пошлую песню, находясь на сверкающем кресте в образе распятого Иисуса. На самом деле, достаточно легко проследить историю «переучивания» Америки к 60-70-м годам ХХ века. Тогда была проведена самая эффективная революция всех времен и народов — так называемая «сексуальная революция», хотя, точнее было назвать ее «нарко-музыкально-сексуальной». Предтечами глобального падения традиционной христианской цивилизации, рухнувшей под ударами галлюциногенов, рок-н-ролла и «свободной любви» стали философы так называемой «франкфуртской школы» — Макс Хоркхаймер, Вильгельм Райх, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, ставшие идейными вождями молодежного движения в 60-х годах. Вот что пишет Райх в своей книге «Озеленение Америки»: «Грядет революция! Она будет отличаться от всех революций прошлого. Она обратится к человеку, а не к классам, и затронет культуру, а изменение политической структуры произойдет лишь на последней стадии. Она не нуждается в насилии для своего успеха, и подавить ее насилием также не удастся. Она распространяется с удивительной скоростью, и уже наши законы, наши институты и социальная структура меняются под ее влиянием... Такова революция нового поколения!». Идеологи новой революции пропагандировали полную свободу личности, в том числе свободу от всякого рода морали и нравственности, от семейных и общественных норм и ограничений. В молодежных массах активно внедрялись идейные установки тотального промискуитета (разврата) и терпимости к любой форме выражения сексуальности (современная волна педофилии и феномен серийных убийц — всего лишь логическое продолжение этой философии). Подобная пропаганда закладывала основы новой американской идентичности и преподавалась вполне официально и при поддержке американского истеблишмента в престижных университетах Америки: Беркли, Стэнфорде, Йеле. Послевоенное поколение американцев, впитавшее взгляды «франкфуртских» философов, взорвало общественную ткань в 60-е годы и устроило обещанную Райхом революцию, революцию наркотических оргий и разнузданного разврата, которую частично смог приостановить только СПИД. Еще одним инструментом разрушения американского консервативного сознания стали наркотики. Нацистские исследования ЛСД и эффектов его воздействия на сознание человека были перенесены за океан — в США, где секретные лаборатории под прикрытием спецслужб начали активные изучения таких веществ, как мескалин, каннабинол, ЛСД, псилобицин, разного рода амфетаминов и др. Синтез и производство этих химикатов на начальном этапе жестко контролировались именно спецслужбами (корпорации «Сандоз», «Элли Лили»). Есть прямые указания на то, что глобальная сеть производства, трафика и торговли химическими стимуляторами была налажена именно при участии секретных служб, например, использование ЦРУ известного мафиози Лаки Луччиано во время Второй Мировой войны, или истории никарагуанских «контрас» и «черных операций» в Юго-Восточной Азии, которые самофинансировались за счет продажи южноамериканского кокаина и азиатского героина соответственно. Но это о предложении, спрос же на наркотики формировался совсем в другом месте. В 1957 году в сверхпопулярном тогда американском журнале «Лайф» (Жизнь) выходит обширная статья о галлюциногенных грибах и их роли в развитии человечества. Вот строки из этой статьи: «В прошлом человечества, когда оно ощупью двигалось во тьме веков, должен был наступить такой момент, когда человек открыл тайну вызывающего галлюцинации гриба. Влияние этих грибов было весьма глубоким. Это был детонатор новых представлений, ибо грибы открыли человеку миры за пределами известного ему горизонта, как во времени, так и в пространстве, а также миры в ином измерении, небеса и, возможно, ад. Для доверчивого примитивного разума грибы мощно укрепили представление о чудесном. Человек разделяет с животными многие чувства, но благоговейное почтение и страх перед Богом свойственны только человеку. Ощущая блаженное состояние благоговения и экстаза, порожденное божественными грибами, человек хочет спросить: не грибы ли вселили в него саму идею Бога?». Другим пропагандистом наркотиков стал известный писатель Олдос Хаксли, описавший в своих работах чудесные путешествия в прекрасные миры под воздействием галлюциногенов. Книги сделали Хаксли первым кумиром западной образованной молодежи, через контакт с которой он «обрабатывал» сознание среднего класса англосаксонского общества Америки, сумев придать психоделии статус образа восприятия мира. Еще одним строителем наркоцивилизации был Тимоти Лири, приобретший статус пророка новой эпохи ЛСД и других «изменителей сознания». Опытный психолог, Лири создает культ наркотиков в среде западной молодежи, преследуя одну цель: формирование в людях убеждения, что окружающая реальность — всего лишь иллюзия, фантом, истинную действительность можно увидеть лишь с помощью наркотиков. В 1962 году эпидемия ЛСД охватывает десятки миллионов молодых людей, подготавливая коллективное сознание Америки к очередному хирургическому вмешательству. В том же нацистском Рейхе проводились исследования воздействия музыки на человеческую психику. Было экспериментально установлено, что определенные ритмичные комбинации звуков способны оказывать гипнотическое воздействие на поведение человека. Были просчитаны модуляции звуковых колебаний, которые снижают порог критического восприятия действительности, ослабляют контроль над поступками. Оказалось, что музыка может стать оружием. И это оружие применили. С 1950-х по 1970-е годы популярная музыка претерпевает колоссальную эволюцию, от ритмичного «бита» и «твиста» до хаотических какафоний и грохота тяжелого металла. Были отработаны все возможные варианты контроля над поведением масс под воздействием наркотиков и рок-истерии. Рок-музыканты становились, в прямом смысле, богами и кумирами молодежи. Звезды с разрушенной химикатами и извращениями психикой и сознанием и соответствующим психопатическим поведением были «образцами» для десятков, а то и сотен миллионов человек. Джон Леннон как-то сказал: «Религия обречена… Мы популярнее Иисуса…». Глобальная наркотическая, сексуальная и музыкальная вакханалия шестидесятых стала строительным материалом для возведения современной коммерческой поп-индустрии. В то время были заложены основы сегодняшних медиа-империй и промышленности развлечений: теле- и киностудии, компании звукозаписи и модные журналы, продюсерские центры и рекламные агентства. Это был четко спланированный, организованный процесс, за которым стояли большие деньги, сильные организационные структуры и профессионалы высокого уровня. Все, что мы сегодня называем массовой культурой, МТВ с «бивисом-батхедом» и Саус-Парком, голливудские блокбастеры и Квентин Тарантино, Дом-2 и «Остров искушений», поколение Пепси и высокая мода, надоевшая реклама пива и прокладок — все это логическое развитие идей «франкфуртской» школы и опыта американской сексуальной революции, когда удалось в течении двух-трех десятилетий изменить культурные и религиозные ориентиры целой нации и, шире, цивилизации. На нас отрабатываются отточенные до совершенства технологии и механизмы воздействия. Сегодня мы живем в насквозь управляемом мире программируемых иллюзий и виртуальных пространств.
— Какая категория людей в нашей стране по возрастному и социальному признаку больше всего подвержена вредному влиянию пришлой эрзац культуры?
Как и сорок лет назад, основным объектом виртуальной агрессии становится молодежь, возрастной минимум которой отодвинут до предела, хотя атаке подвержены все возрасты и все слои населения. Можно сказать, что степень влияния масскультуры определяется количеством прямого или косвенного контакта с медиа-средой: ТВ, печатными изданиями, интернетом, вплоть до смс-чатов.
— Не кажется ли Вам, что уже потеряно целое поколение детей и подростков? Ведь эта, с позволения сказать, «культура» хозяйничает в их неокрепших умах уже много лет. За это время успели сформироваться вкусы и привычки, и что хуже, устоялось искривлённое мировоззрение. Что мы получим в будущем? Не поздно ли хвататься за голову?
Сознание человека имеет высокую степень устойчивости и развития. Ложные установки, искусственно внедренные в сознание или в подсознание, при правильной корректировке фундаментальных принципов восприятия и анализа реальности на основе природного здравого смысла и рациональности, могут быть достаточно легко исправлены и компенсированы. Все дело в целостной методологии осмысления и освоения реальности. На мой взгляд, подобной методологией может быть только целостный интеллектуальный метод, основанный на принципах строгого Единобожия. Хвататься за голову не поздно, пока еще есть голова, надо просто работать над собой, повышать свой уровень осведомленности, воспитывать в себе критичное осмысление происходящего.
— Кто навязывает и прививает нам свои низкопробные стандарты, с какой целью, и можно ли назвать это духовной диверсией?
Любое действие, явление, процесс должен оцениваться по произведенному эффекту. Даже если кто-то на словах желает тебе добра и протягивает конфету в яркой упаковке, то это еще не значит, что от этой конфеты у тебя не начнется аллергическая реакция. Я считаю, что проецирование искусственно синтезированного информационного материала на сознание нашего казахстанского человека в виде пресловутой массовой культуры вызывает в нашем обществе необратимые изменения, связанные с потерей остатков традиционной, патриархальной культурно-цивилизационной матрицы. Поток медиа-товара с постиндустриального Запада, прошедшего долгий путь индустриального развития и обеспечившего устойчивый уровень технической организации и материального благополучия, пагубно и, даже, убийственно воздействует на наше неразвитое в техническом плане общество. Проще говоря, там люди сидят в уютных офисах, окруженные передовой техногенной средой, работающей как часы и обеспечивающей стабильный и сытый уровень жизни. Эти люди могут как угодно извращаться в своем потреблении — технологии и отлаженные общественные институты обеспечат им затянутое во времени, но наполненное удовольствиями угасание (именно угасание: в среднем, на Западе сокращение населения идет в темпе 1–1.5% в год). Мы же не можем себе позволить превратиться в стадо бездумных потребителей — надо страну отстраивать, промышленность поднимать, дороги строить, детей рожать, высокие технологии перенимать и развивать. Для этого нам нужны специалисты, инженеры, конструкторы, профессиональные рабочие, программисты, патриоты с горящими глазами и пуританской моралью, пассионарии, готовые жертвовать во имя великой цели. И если телевидение, заменившее собой родительское и религиозное воспитание, превращает наших детей в хронических потребителей-эгоистов, с искаженными нравственными установками и атрофированной моралью, то мы просто обязаны воспринимать подобную пропаганду в качестве диверсии и, шире, террора. Иначе, может быть слишком поздно. История знает множество примеров, когда нации, не сумевшие вовремя мобилизоваться против агрессии чужой культуры и позволившие изменить свой естественный цивилизационный код, были уничтожены или доведены до жалкого состояния полужизни: южные и северные американские индейцы, народы экваториальной Африки, полярные народы, малые евразийские народы, аборигены Австралии и Полинезии. И это произошло несмотря на то, что многие из этих этносов создали мощные цивилизации и, даже, континентальные империи и находились на очень высоком уровне развития. — Приведите примеры самых «популярных» в нашем обществе образчиков западной масскультуры. Если информационное содержание материала пробуждает в человеке желание что-то потребить, то есть повод говорить о манипулировании сознанием. К этой категории относится абсолютное большинство медиа-потока в виртуальном пространстве. МТВ и созданные по его образцу каналы-клоны, рекламное наполнение эфира, безусловно, являются площадкой внедрения потребительских моделей проживания жизни и относятся к категории масс-культурных фабрик («Фабрика Звезд»). Реалити-шоу — это уже прямое, не завуалированное красивой аудио-визуальной картинкой навязывание определенного образа жизни, без посредников, так сказать. Если же говорить об экономической составляющей феномена массовой культуры, то элементы популярной коммерческой культуры есть потенциальные (прямые или косвенные) способы конвертирования жизненного времени человека в товар, причем необязательно в материальный. Экономика же тесно связана с идеологией и, дальше, с философией. А вот философия — это уже оппонент религии (если под религией понимать именно откровение, внушенный Богом смысл). Однако, это совершенно отдельная тема.
— Если уровень цивилизованности страны измерять количеством академий и университетов на душу населения, то мы по этим показателям «впереди планеты всей», стало быть, можем по праву считать себя высокообразованными и культурными людьми. Так почему же в нашем «высоколобом» обществе не произошло естественной реакции отторжения на эту прививку пошлости и безнравственности?
Уровень народа должен измеряться не количеством учебных заведений, но качеством и структурой образования. Образование от слова «образ» — образец, пример, модель, эталон. Все зависит от качества, адекватности, глубины и актуальности преподаваемого «образа освоения мира» или духовного и интеллектуального каркаса, который, кстати, должен закладываться в человека, буквально, с пеленок. Наша высокообразованность и культура — это остатки заложенного во времена СССР «образа». Однако, система рухнула и образовательная система, в том числе. Должной компенсации пока не создано. У коммунистов был свой интеллектуальный метод осмысления и освоения реальности — материалистический. Он, хотя, и доказал исторически свою несостоятельность, однако, все же являлся целостным методом и позволил нашему народу совершить гигантский цивилизационный скачок из натурального бытия номадов в индустриальную эпоху. К сожалению и в силу определенных обстоятельств, этот скачок не привел к всеохватному изменению цивилизационного и культурного кода нашего народа: во многом мы еще продолжаем мыслить в категориях пасторально-степной системы оценок. Отсюда наша неспособность предвидеть угрозу и, соответственно, привить себе иммунитет против агрессии третьего тысячелетия. Кстати, подобный анализ справедлив по отношению к подавляющему большинству народов мира. Глобализация, как известно на то и глобализация, чтобы объединить весь глобус-планету.
— Должно ли государство, наряду со своими прямыми стратегическими интересами, оберегать, а если надо и оборонять свою культурную неприкосновенность?
Естественно должно и даже обязано, что и совершается здоровыми нациями мира. Примеры, думаю, излишни. — Кто в нашей стране должен стоять на страже нравственной и духовной безопасности? Какие общественные институты должны защищать подлинную культуру и нравственность своего народа от вторжения извне? Прежде всего, народ сам должен породить группу ответственных, предвидящих ситуацию патриотов, способных и, самое главное, желающих помочь своему отечеству. Думаю, если мы с Вами говорим сегодня на эту тему, то ситуация вполне обнадеживает. — Казахстан — страна исламского большинства. Мусульмане менее всех подвержены какому-либо деструктивному влиянию со стороны. Потому, что крепко стоят на своих духовных позициях, не поддаются соблазнам, ведут праведный образ жизни и, наконец, никому не позволяют глумиться над моралью, ревностно оберегая свои ценности от скверны. Может обществу стоит присмотреться к исламскому опыту и перенять его лучшие достижения? Считаю, что Ислам есть целостная и глубинная система мысли, намерений и поступков, в своей сути содержащая духовные, интеллектуальные и практические инструменты для всеобщего оздоровления отдельного человека, нации и всего человеческого рода, открытая человечеству Всевышним Создателем с целью противостояния всякого вида агрессии, несправедливости, угнетения. В том числе, и даже в первую очередь, для разоблачения и защиты от ложных материалистических псевдо- и масс-культур. Вся проблема состоит в том, что зачастую мусульмане сами не понимают этого и примешивают в божественную совершенную систему свое узкое, человеческое видение и методику. Однако, слава Богу, у нас есть Книга Творца и пречистая методология Его Пророка, хранящая в себе идеальную и полноценную интеллектуальную и практическую систему жизни. — Вернёмся к детям и молодёжи. Если излишне не драматизировать ситуацию и оптимистично предположить, что не всё племя молодое стало «поколением SNICKERS» или «поколением Ксении Собчак», то, как сохранить души тех, кто не встал под знамёна «гламура», увлекаясь его ложным блеском, и не сделал Шнура своим кумиром? Надо стремиться помогать всем людям, в том числе и тем, кто идет по жизни с гламурным блеском в глазах и «сникерсами» в кармане. Я сам был юным и прошел этой дорогой. Как помогать? Глубинным анализом, конструктивной критикой, вежливой беседой, искренним советом.
Мусин Аслбек Асланович |