Так ли страшен Ислам, как нам его пытаются представить? Куда уходят корни исламофобии? Эти и другие вопросы мы адресуем простому мусульманину, далекому от политики, но имеющему собственные взгляд и мнение на эту проблематику. Итак, знакомьтесь: предприниматель Иксанов Гафур Мударисович. — Гафур Мударисович, а есть ли такое явление «исламофобия» на самом деле или это искусственный миф, созданный кем-то? Я не политолог, не социолог, но считаю, что исламофобия, как понятие, а позже и как явление, безусловно, существует в обществе. Оно имеет место в жизни людей, и, что прискорбно, успело прочно укорениться в сознании. Это явление имеет неестественное происхождение и напоминает мне костёр, который не гасят, а, наоборот, раздувают ещё сильней. Такая аналогия говорит о том, что в мире есть силы, заинтересованные в существовании, развитии и распространении исламофобии, ставшей сегодня продуктом и даже товаром, который производится, тиражируется и идёт на экспорт. Более того, этот «товар» имеет силу раскрученного бренда, который продвигают и навязывают по методу хорошо отлаженного сетевого маркетинга. Проделана огромная работа, чтобы люди стали бояться всего, что связано с Исламом, местами ситуация доведена до абсурда. Страх и подозрение, например, вызывает зелёный цвет, платок на голове мусульманки или безобидный человек с бородой. А попробуйте на улице громко сказать: «Аллах акбар»… — Когда Вы поняли, что понятие «исламофобия» стало явлением? Думаю, что характер массового явления это понятие приобрело после известных событий 11 сентября 2001 года. С этого времени исламофобию стали активно раскручивать и использовать, как универсальный инструмент политического влияния и давления. — Доводилось ли Вам лично наблюдать проявления этой «фобии»? Доводилось ли мне видеть, что люди реально подвержены исламофобии? Конечно. С этим можно столкнуться везде. На улице, как уже упоминалось, на работе, в общении с коллегами и знакомыми. Пример со знакомыми показателен. Когда узнали, что я читаю намаз, стали выражать обеспокоенность и тревогу. «Только далеко в этом деле не заходи», — заботливо предупреждали они. И их можно понять — бренд-то раскручен. На сегодняшний день человек с бородой и в тюбетейке вызывает больший страх и напряжение в обществе, чем пьяный с бутылкой в кармане. Хотя, последний, в силу своей неадекватности и непредсказуемости, и есть потенциальная угроза для мирных граждан. — Если посчитать, сколько сегодня существует всякого рода «фобий», то, пожалуй, не хватит пальцев рук и ног. Их сотни, и это сугубо психиатрическая проблема. Ещё можно как-то объяснить «клинику» арахнофобии (боязнь пауков), аэрофобии (боязнь летать на самолёте) или, например, клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства), но какова природа исламофобии? Мне кажется, сначала надо говорить о возникновении этой природы. Но, сразу оговорюсь, я не кандидат психологических наук, а только бизнесмен, поэтому отвечу на этот вопрос, со своей точки зрения. Психиатры ломают головы, откуда у людей берутся фобии? Кто-то боится летать на самолётах, кому-то страшно спать одному в тёмной комнате, пауки, жуки и т. д. Но всё это медицина. Что касается природы исламофобии, то возникновение её вполне рационально. Не надо для этого изучать историю болезни человека, предполагая, что когда-то в далёком детстве его напугал мужик с бородой, и после этого у «пациента» появился нервный тик, и трясутся руки. Так вопрос не стоит. Исламофобия — это явление, навязанное людям с определённой целью. Поэтому данная фобия отличается от других по двум признакам. Первый — эта фобия существует не на подсознательном уровне, а идёт извне, являясь психологическим оружием, умело разработанным и расчётливо внедрённым в общество. Второй — исламофобия необходима определённым мировым кругам, которые используют её в качестве практического инструментария для получения политических и материальных дивидендов. Эти два отличия исламофобии от иных, психиатрических фобий и подчёркивают её истинную природу. Природа исламофобии — это чистая синтетика, искусственно выращенный вирус, запущенный в сознание людей, кстати, не без помощи ангажированных СМИ. Следовательно, традиционная медицина тут бессильна, а диагноз — неутешительный. — Можно наугад открыть Коран и на любой его странице прочитать о добре, мире и бескорыстной любви к человеку. Пророк Мухаммед (с.а.с.) в своих действиях и высказываниях всегда порицал зло и воспевал добро. Так, почему Ислам, — и вдруг какая-то фобия? Потому что сегодня кому-то так нужно, потому что без нагнетания исламофобии очень сложно оправдать несправедливые деяния. Исламофобия — это результат. Сначала были раскручены термины: «исламский экстремизм», «исламский фундаментализм», «исламский терроризм» и прочие «измы». А как следствие, мы получили и эту «болезнь». Вы упомянули нашего Пророка (с.а.с.), так вот, когда его спросили, кто такой мусульманин, он ответил: «Мусульманин это тот, от руки и языка, которого не исходит вред» (Прим. Ред. — с похожим текстом хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.) Какую агрессию можно узреть в этих словах? Ещё, когда Пророка (с.а.с.) спросили о высоконравственном человеке, он ответил просто: «высоконравственный человек — подобен тому, кто постоянно молится в ночное время и постоянно постится в дневное» (Прим. Ред. — хадис с некоторыми различиями в текстах передали Ахмад, Абу Дауд и др. со слов Ибн Умара и Аиши). Вот какое значение придаётся нравственности в Исламе, и наш Пророк (с.а.с.) уделял этому большое значение. Высоконравственные, думающие, справедливые и честные люди, — вот кто такие истинные мусульмане. А ведь это качества сильных духом людей, и, естественно, что не всем это нравится. Поэтому, когда мы говорим словами Пророка (с.а.с.), что хороший мусульманин — это высоконравственный человек, есть люди, для которых хороший мусульманин — это сонный, безвольный, порабощённый человек. — Любая «фобия» возникает из-за опасности или угрозы. Собственно, эти факторы и порождают страх. Если следовать этой логике, то исламофобия есть ответная реакция на некую угрозу со стороны Ислама и его последователей. Так ли это? Есть некое сообщество очень влиятельных людей, для которых Ислам может, в некотором смысле, представлять какую-то угрозу, но сугубо гипотетического свойства. Поясню. Сегодня гремят взрывы, происходят трагические события и инциденты, за некоторыми из которых предположительно могут стоять люди, «проповедующие» Ислам. Но задумайтесь, против кого направлены эти акции. Уверяю вас, только не против простых людей. Это протесты против несправедливой политики конкретных государств. Я никогда не поверю, что тот или иной взрыв был направлен против мирного населения. Надо понимать — это война. С одной стороны — партизанская, с другой — профессиональная. О какой всеобщей угрозе человечеству со стороны Ислама и его последователей может идти речь, когда на сегодняшний день мусульманская умма (сообщество) — самая многострадальная и бедная. Если собрать все женские слёзы мира, то, огромную их часть будут составлять слёзы мусульманок. Как можно бояться того, в чем спасение? И ещё, хотелось бы добавить относительно угрозы. Ислам всегда будет в оппозиции к экстремизму, безнравственности, аморальности и несправедливости. С этим Ислам боролся и будет бороться. — Не кажется ли Вам, что «исламофобия», как тенденция, весьма плодовита и породила некий «комплекс мусульманина»? Ведь следуя всё той же логике, если есть страх перед Исламом, то надо бояться и его последователей. А это значит, что сегодня любой мусульманин, будь он даже вполне благочестив и законопослушен, должен всё время оправдываться и доказывать, что является нормальным человеком. Безусловно, есть такой комплекс. Я говорю о том, что мусульмане действительно преследуются. Своим детям мусульмане вынуждены говорить: «ни с кем не спорьте, не выражайте своё мнение, никому ничего не доказывайте и т.д.». Наши дети, приходя из школы, спрашивают: «Правда, что все мусульмане такие плохие?». Как объяснить ребёнку, что это не так? Увы, детский разум не способен понять, что такое исламофобия. Но, что самое интересное, в этой непростой ситуации есть и положительный момент. Мусульмане сплачиваются. Это факт. — «Исламофобия», как явление, должно иметь определённую географию. В каких уголках земного шара оно обрело наибольшее распространение? Это явление поразило, в одних случаях, правительства некоторых государств, в других — население. В том или в другом варианте, им поражён весь мир. Исламофобия есть там, где работает телевидение, звучит радио, выпускаются газеты, где ведётся антимусульманская пропаганда. Весь мир научили бояться Ислама. И не только Ислама — сегодня появились целые нации, которых «нужно бояться», только потому, что они мусульмане и с оружием в руках борются за свою свободу и независимость. Разве это не повод крепко задуматься о происходящем? — Гафур Мударисович, а в Казахстане боятся Ислама? Самое главное, что исламофобией не страдает наш Президент. К счастью, мусульмане Казахстана на себе могут ощутить мудрость и дальновидность проводимой им политики в вопросах межконфессионального и межнационального согласия. — Положение мусульман в странах Запада куда более сложное. Но там пытаются как-то влиять на ситуацию. Например, швейцарский интеллектуал, мусульманин Тарик Рамадан издал манифест-обращение под названием «МЫ», в котором призывает мусульман Запада на деле показать, что они законопослушные и преданные граждане своей страны. Как Вы думаете, может и нам последовать этому примеру? К сожалению, я не знаю Тарика Рамадана, и не читал его манифест. Но в связи с этим могу сказать лишь одно: мы — мусульмане, и должны вести себя соответственно. Если это условие будет соблюдаться неукоснительно, то, безусловно, мы будем законопослушными, я бы даже сказал, очень законопослушными и лучшими гражданами своей страны. Ведь что нам даёт Ислам? Что нам ниспослано в Коране и говорится в хадисах Пророка (с.а.с.)? Нам сказано: «Уважайте соседа, не прерывайте родственные связи, не делайте смуту в своём государстве». Ведь смута — это харам (недозволенное), смута — это грех, особенно, в тех странах, где мусульмане не притесняются. Любить свою Родину, любить своих родителей, уважать близких, уважать общество, быть надёжной опорой Аллаха и своего государства — это и есть быть мусульманином. — В завершении нашей беседы попрошу Вас ответить на извечный вопрос: «Что делать?» Что делать с исламофобией? А ничего делать не надо. Сейчас объясню почему. Если бы речь шла о реальной болезни, поражающей, например, сосуды мозга, руки, ноги, печень, то в этом случае можно было бы прописать некие таблетки, аутотренинг или обливание холодной водой, например. С фобиями врачи как-то борются. Что касается исламофобии, как результата политики навязывания чьего-то мнения, то рецепт тут один — не позволяйте морочить себе голову! Нужно задуматься, нужно размышлять. Это приказ Аллаха. Нельзя принимать за чистую монету всё, что говорят по телевизору или с газетных полос. Нужно подвергать собственной экспертизе всё увиденное и всё услышанное. Прежде чем выносить то или иное суждение, надо разобраться. Если люди не будут лениться это делать, то излечатся от этого «недуга». И ещё один метод, самый эффективный: чтобы навсегда избавиться от исламофобии, нужно просто узнать, что такое Ислам. Узнать его концепцию, его подлинные ценности. И тогда, поверьте мне, любой, сделавший это, скажет: какая глупость и ерунда вся эта исламофобия. Надо только захотеть. И, конечно, в этом вопросе большая ответственность ложится на самих мусульман. Нельзя увлекаться исключительно ритуалистикой и фетишом. Надо помнить, что между намазами перед мусульманами стоят важнейшие задачи, связанные с обыденной жизнью, — семья, дети, работа, дом и другие обязанности. Для мусульманина на первом месте всегда должны стоять его обязательства перед Богом, семьей, обществом, а только потом его собственные права. Нам необходимо находиться в постоянном процессе созидания. Пророк (c.а.с.) говорил: «Даже если конец света дышит тебе в затылок, а в руках твоих пальмовая ветвь, то обязательно посади её». (Прим. Ред. — хадис передал аль-Бухари, в аль-Адаб аль-Муфрад — с.168, Каир-1379 г.х., также см. аль-Мунави, Файд аль-Кадир — 3/30). Мы должны быть лучшими из лучших, мы должны много и добросовестно работать, стремиться к любым знаниям. Мусульмане должны быть отличными хирургами и талантливыми кинорежиссёрами, космонавтами и государственными деятелями. Ведь высокое положение в Грядущей жизни, надо заслужить ещё в этой. |