Ушел в прошлое так называемый «Карикатурный скандал — 2005», связанный с публикацией в датской газете «Юлландс-Постен» вероломных и недопустимых изображений Пророка Мухаммада . Соблюдены формальности, даны оценки, официальные речи «легли под сукно». Выражаясь юридическим языком: после прения сторон дело закрыто за отсутствием состава преступления. Да, состава-то, по их датским законам, может, и нет, но тяжкое преступление, в нашем понимании, есть и налицо. Прямо как в анекдоте: «… сила есть, и воля есть, вот только силы воли нет». Что ж, как говорится в пословице: «Кто прошлое помянет…», а дальше сами знаете... Одним словом, замяли, закрыли, забыли. Мусульмане умеют прощать. Вот и Папу простили римского. Пожурили, погрозили пальчиком по-детски, но великодушно так, простили. Мол, с кем не бывает, оговорился Понтифик, возраст все-таки и лицо у него доброе такое. Прощать — это, конечно, хорошо и надо. Наивная, широкая и мягкая душа — тоже хорошо, но наличие у нас всегда открытой для удара щеки — это уже подарок для спаринг-партнера и неизбежный нокаут в ближайшем раунде. Ведь если неразумно следовать известной заповеди, то такая особенность анатомической части нашего с вами лица, уважаемые мусульмане, может скоро превратить простой акт доброй воли в бесконечный процесс всепрощения. Мы, как голова, ритмично вертящаяся то вправо, то влево. Ударили по одной щеке, успевай подставлять другую, и так без конца: вправо-влево, вправо-влево… Но, позвольте, должны же быть пределы. В этом смысле хорошо и точно выразилась в замечательном фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину» героиня Ноны Мордюковой, обращаясь к бойцу отступающей под ударами немцев роты Лопахину: «Ну, сколько ж можно бежать, надо же когда-нибудь и упереться во что-то». Только в нашем случае, чтобы не терять свое лицо и позиции, совсем не обязательно рвать чеку из гранаты или, образно выражаясь, разжигать большие костры. Мы не «Ку-клукс-клан». Мы — мусульмане — лучшая община, созданная на благо человечества. Но надо же видеть разницу между прощением и всепрощением, порождающим вседозволенность. Пора же, наконец, научиться защищать свои интересы, и делать это цивилизованно, аргументированно, опираясь на здравый смысл, знания, интеллект. Однако речь пойдет не только об этом — то была лишь преамбула к большому и не очень приятному разговору, повод для которого есть самый серьёзный. Излагать буду прямо, местами жёстко. Извините, наболело. Как оказалось, «дело» датских «кукрыниксов» живет и побеждает, правда, на этот раз материализовавшись в более серьёзном жанре, а его верные продолжатели в творческом экстазе зашли намного дальше своих предшественников. Если в истории с карикатурами была выбрана изобразительно-художественная форма оскорбления чувств верующих, то сегодня за дело вдохновенно взялись так называемые «акулы пера», или представители второй древнейшей, разящие словом. Правда, одного из них, о ком собственно и будет рассказано в этом материале, я бы скорее отнёс не ко второй, а к первой древнейшей профессии или к обеим одновременно. Увы, проститутки с журналистской аккредитацией и наоборот — сегодня не редкость. Вы спросите: в какие цели теперь летят остроконечные слова, отравленные клеветой? Отвечу. В самое «яблочко», в сердце Ислама — Мекку. Ведь я уже говорил, что последователи датских «мастеров» пошли гораздо дальше. И действительно, дальше уже, кажется, некуда. Дальше, просто, нет ничего. Что же, собственно, произошло? А случилось то, что должно было случиться рано или поздно. Однако всё по порядку. В последнем номере одного из российских журналов, на шести страницах опубликована статья под абсурдным и оскорбительным названием: «Мекка: гид для неверных», её автор — тележурналист Асхат Валеев. Тот самый представитель первой и отчасти второй древнейших, который с группой псевдоправославных сотоварищей совершили набег на святые места во время хаджа, притворившись мусульманами. Оказывается, в наше удивительное время можно без труда на пару недель заделаться мусульманином, причём, даже не снимая нательных крестов и, более того, получить об этом ещё и справку с печатью. Такие «филькины грамоты» в Москве, как стало понятно из статьи, выдаёт некий заместитель некоего муфтия. А теперь внимание! Запомните, что в тот день и в тот час, когда официальным лицом духовенства был подписан и выдан на руки этот глупейший и подлейший «документ», наша религия была доведена до степени наивысшего абсурда! Что из этого вышло, вы узнаете ниже. В издании с чётким гламурно-клубничным окрасом, на страницах которого может быть изображено и написано всё, что вписывается в весьма условные рамки нравственных устоев, например, Бори Моисеева, совершенно спокойно помещаются фотографии исламских святынь. Непостижимо! Ведь это всё равно, что кроватку с невинным и чистым младенцем установить посреди публичного дома или в свинарнике. Да простит меня читатель за такие аналогии. Ознакомившись с текстом, кстати, бездарно написанным, начинаешь понимать: сердце нашей религии оказалось в плену у продажной лжи, вязко текущей между печатных строк. Признаться, в тот момент у меня холодок пробежал по спине. Более того, поскольку Валеев является корреспондентом телевидения и, как явствует из статьи, его телебанда скрывала под ихрамами не только православные кресты, но и портативные видеокамеры, не исключена, в ближайшем будущем, перспектива выхода в свет телевизионной версии похождений авантюристов на святой земле. Разумеется, масштаб и тяжесть содеянного святотатства неизмеримы и простираются далеко за рамки журнальных страниц и самой статьи. Но, как ни странно, её автор меня не интересует, и меньше всего мне хотелось бы заострять ваше драгоценное внимание на этой, с позволения сказать, мелкотравчатой особе. Тем более, что Асхат не одинок в своём амплуа, и десятки тысяч таких же «валеевых» только и ждут того, чтобы фальшивым рейтингам и ложной славе дали их имена. Не дождутся, а вот привести несколько ключевых цитат из его «труда», думаю, стоит, да и то лишь для того, чтобы мы, наконец, задумались. О причинах всестороннего кризиса, в котором оказались мусульмане, имея в руках лучшее Руководство и совершенную религию. О том, почему нас боятся, но при этом не уважают. Почему мы такие бедные и не преуспевающие? Выдержки из статьи приводятся с короткими комментариями для лучшего понимания. Орфография, тон и стиль, сохранены полностью. Показное неуважение к мусульманам со стороны Валеева начинается буквально с первых же строк его богомерзкой статьи. Вот как он описывает своё поведение в салоне самолёта, вылетающего из Джидды, в котором находились паломники, совершившие хадж: «Пнул ногой торчащий баллон святой воды. Пихнул в спину гигантскую негритянку. Наступил на рулон молельных ковриков». А это уже в воздухе: «Через минуту мы, съёмочная группа, звенели бутылками с красным французским, и пили, запрокидывая голову. Думаете, нас смущали проклятия с соседних рядов? Прощай, Саудовская Аравия!». В Москве: «Оператор сидит перед вылетом в кафе аэропорта Внуково — учит легенду. Согласно ей, уже в зрелом возрасте на него пролился свет и велел переходить в ислам. На ближайшие две недели он Абдулла». При пересечении иордано-саудовской границы: «К россиянам — особое отношение. Рассказывают, одно время паломники из России умудрялись провозить в столицу ислама десятки литров алкоголя — очевидно, не полагаясь только на силу духа. Пограничник проматывает туда и обратно каждую из наших 20 профессиональных видеокассет. Потом хватается за мой ноутбук — я покрываюсь холодным потом, вспомнив, что верные друзья положили в дорогу подборку новинок кино. Среди прочего: последние фильмы Альмодовара, Озона и Вуди Аллена. Мысленно представляю, как религиозная полиция окунается в мир шумных трансвеститов и однополого секса». Непосредственно в Мекке: «Я стою у Священной мечети, рядом с камнем под названием Кааба. Все мусульмане мира, расстелив коврики, сейчас молятся, повернувшись в мою(!) сторону. Кааба, камень этот, говорят, послан на землю Аллахом. И сначала он был белым, но почернел, впитав в себя все человеческие грехи, на мой светский взгляд, скорее виноваты грязные руки паломников. Туалетные помещения — общие, на территории. Там нас ждал страшный удар. Дело в том, что, отправившись туда (кемпинг для журналистов — ред.) всей съёмочной группой, мы не смогли обнаружить не только душа, но даже раковин для умывания. Наш проводник вправил нам мозги: когда паломник надевает белые одежды и пока он их не снимет, мыться ему запрещено. Это одно из испытаний. Исключений для журналистов Пророк не предусмотрел. Уже к третьему дню я начинаю понимать, что мне всё это напоминает. Хадж — как спортивное многоборье». Привожу последнее доказательство грубого и подстрекательского вызова нашим ценностям: «Перегнав в Москву последний, как думаем, репортаж, сидим на вершине холма (Арафат — ред.) — лениво поглядываем вниз. Воображение подбрасывает предательские картины: кусок свиного окорока; запотевшая кружка ледяного пива; и самое главное — свежая рубашка и джинсы вместо уже небелой белой простыни». Заметьте, и всё это пишет так называемый «этнический мусульманин», татарин по национальности. Вот уж воистину, у невежества, цинизма и безнравственности нет национальности и нет вероисповедания. Нетрудно, впрочем, догадаться, почему «заказчикам» на роль исполнителя понадобился именно татарин. Для того, чтобы дискредитировать Ислам в глазах мирового сообщества, как бы руками самих мусульман, пусть и формальных, а татарский народ — посредством человека, идентифицирующего себя с ним. Ведь не всем дано умение читать «между строк», и тому же сообществу невдомёк, что по одному отщепенцу-лицемеру не судят обо всей нации и тем более о религии. Но боюсь, что цель уже достигнута, и сегодня десятки тысяч людей, а может и больше, — ведь суммарная аудитория каждого номера журнала в разы превышает его тираж, — будут отождествлять Ислам с гламуром, а мусульман, совершающих хадж, принимать за тусовку «ряженных». Больно... Да, мусульмане, больно быть оскорблёнными в самых светлых чувствах, а ещё больнее терять свои позиции. Где же тут рациональная логика? Второе в мире по численности, полуторомиллиардное мусульманское братство в отличие, например, от немногочисленных иудеев, не в состоянии заставить считаться с собой и уважать. Представьте себе аналогичную нашей ситуацию: некий журналист, притворившись «иудеем со справкой» и, обманув местные власти, проникает в Иерусалим. А через какое-то время в журнальчике под названием «Пышка» или «Братва» выходит статья, в которой автор, подражая Валееву, напишет что-то вроде: «Пнул Стену плача. Подёргал за пейсы старого хасида. Утёрся кипой (еврейская шапочка)», и тому подобное. Согласитесь, трудно даже представить такое, потому что этого не может быть по определению. В худшем случае, горе-автор, не сойдя с места, был бы застрелен израильским солдатом, прямо у иудейской святыни. В лучшем, что, впрочем, то же самое, что и в худшем, его бы навестили агенты «Моссад», не дав написать и пары строк. Единство, работающий интеллект, продуманный, всепроникающий «PR», сильные надёжные союзники, мощные центры продвижения, отработанный идеологический инструментарий, крепкая научно-практическая база, ясные цели и ангажированные СМИ — вот, на мой взгляд, слагаемые успеха в деле защиты интересов официальной, а в израильском варианте, государственной религии. Кто же кинется на такой бастион? Разве что безумец c тротилом за пазухой. А что из этого арсенала, по состоянию на сегодняшний день, есть у нас? Практически ничего. Вместо единства, которое должно цементировать фундамент нашего мусульманского здания, мы имеем латентную междоусобицу масхабов и вероубеждений, дробясь на фракции. А тому, как легко и скоро мы прерываем отношения, заподозрив в инакомыслии вчерашнего единоверца и брата, мог бы позавидовать матёрый раскольник-интриган. Работающему интеллекту мы с фанатичным упрямством противопоставляем абсурд и мракобесие, соревнуясь в буквализме и усердствуя в ритуалах. Понятий «PR» и «имидж» для нас вообще не существует, так как мы не хотим и не умеем налаживать полезные связи с современной светской общественностью, отгородившись от неё неприступным забором высокомерия и отдав этот эффективный психологический инструмент в руки своих недругов, которые, не преминув воспользоваться им, «пиарят» нас «по-чёрному». А много ли, после такой интерпретации нашего имиджа, у мусульман может быть союзников? Догадайтесь сами. Мощных центров продвижения и идеологии у нас нет даже на бумаге. Не создавались такие институты никогда. Да и кому можно доверить столь серьёзное дело? Так что вопрос остаётся открытым. С наукой дела обстоят ещё хуже, и цифры говорят сами за себя. Тяжело констатировать, но факт остаётся фактом: мусульманские учёные на сегодняшний день составляют лишь 1 % от мировой науки, в то время как в Израиле учёных вдвое больше, чем во всём исламском мире. С исламскими медиа дела обстоят получше, но и здесь не без проблем, и тут «холодная война» вероучений. Вот, у мусульман Казахстана появился свой солидный общественно-политический продукт — газета «Наш Мир». Мне хорошо известно, как нелегко создаётся эта газета, сколько души и труда вкладывает небольшой коллектив редакции, чтобы она вовремя выходила и радовала своих читателей умными, интересными и полезными материалами. Поверьте мне — это титанические усилия. Казалось бы, берите, читайте, мусульмане, повышайте свой кругозор и интеллектуальный статус, гордитесь, ведь это — ваша газета. Но что происходит? С должным вниманием и интересом её читают разные люди, но только не те, кому она предназначена, а некоторые мусульмане и вовсе её сжигают. Сжигают, даже не читая, и только потому, что чей-то «персональный шейх» по сотовому телефону изрёк «фетву», что это неправильная газета! И горят костры, дотла сжигая мысли и труд людей. Помните кадры старой кинохроники, на которых в огонь летят книги Ремарка, Эйнштейна, Фрейда, Толстого и других? К вашему сведению, это происходило в нацистской Германии, когда к власти пришли фашисты. Немецкий поэт XIX века Генрих Гейне, сказал: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают и людей». Так, к слову пришлось. Разумеется, положение далеко не безнадёжное, но, к великому сожалению, изложенные в этом материале факты, пусть и несколько утрированные, имеют место быть, и от этого никуда не денешься. Сегодня только ленивый не клевещет на Ислам и его последователей — это конъюнктура. Сегодня для многих быть в оппозиции к Исламу стало не просто модно, но и выгодно, и Асхат Валеев не исключение. Уверяю вас, он уже сделал себе имя на столь неблагородном поприще, а у наших недоброжелателей появился ещё один «именитый» союзник, готовый по первому зову вновь клеветать и зубоскалить. Итак, что же делать? Готовых рецептов тут нет, и никто нам любезно их не предоставит, думать за нас тоже никто не будет. По-моему, всё не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Начинать надо, прежде всего, с себя самого, и если потребуется, начинать с самого начала. Прежде всего — не позволять, а главное, не давать повода разным «валеевым» смеяться над собой. Это же так просто. Чтобы ни у кого не было повода смеяться над тобой — не будь клоуном. Чтобы не возникло повода побить тебя — стань сильным. Чтобы не нашлось повода назвать тебя невеждой — будь по-настоящему образованным, развитым, начитанным и знающим жизнь человеком. А то ведь некоторые из нас могут с важным видом учить и наставлять друг друга, в то время как сами ещё годятся лишь в «подмастерья». Иные из нас берутся рассуждать о материях и проблемах вселенского, необъятно-космического масштаба, но при этом понятия не имеют о том, что происходит в этом мире, и не в состоянии назвать фамилию хотя бы одного министра родной страны. А это уже клоунада, это повод. Среди нас нет ни одного юриста или экономиста с мировым именем. Где мусульмане-режиссеры, мусульмане-маркетологи, где те же журналисты или продюсеры, где стоматологи и хирурги, где наши герои, наконец? Где, я вас спрашиваю? Зато у нас есть «деятели», ломающие голову над идиотическим вопросом: «Какая польза от русскоязычных мусульман?», рассуждая об этом на страницах казахскоязычной газеты «Жас казак». И это тоже повод, это серьёзный повод повертеть пальцем у виска и написать статью: «Мекка: гид для неверных». Кто-то может сказать: «Собака лает, а караван идёт». Это, конечно, верно, вот только куда идёт? Таир АДИЛОВ |