Она считает, что Министерство образования и науки РК должно обратить пристальное внимание именно на подготовку в вузах грамотных специалистов в области религии. Одного КазНУ, где ведутся часы по религии, для Казахстана мало. Ректор Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак, академик Махмуд Фахми ХИДЖАЗИ рассказал об опыте религиозного и светского образования в исламских странах, в частности, в Египте.Он выразил удовлетворение тем, что отдельные ораторы предложили изучать в Казахстане арабский язык — язык Священного Корана. В Египте, сказал академик, существует несколько конфессий, в том числе христианская, и это нормальное явление. Конституция Египта и его законы очень либеральны, они направлены на свободу волеизъявления и свободу совести, то есть свободу вероисповедания. Но тем не менее, Ислам является в арабском мире, к примеру, в Сирии и других государствах доминирующим. Никаких проблем, связанных с этим процессом, а также с обязательным изучением арабского языка в этой стране нет. — Мы постоянно и стабильно воспитываем в детях понятие национального самосознания и национального патриотизма только и только через Ислам, через Священный Коран. Другого просто не дано! В Исламе духовное и светское образование неразделимы, но соотношение к духовному превалирует, — сказал академик Хиджази. Заведующего учебно-просветительским отделом ДУМК Абдумуталипа хаджы ДАУРЕНБЕКОВА волновали вполне реальные трудности в духовной сфере, особенно в сфере повышения квалификации имамов. Заведующая отделом пропаганды журнала «Алдаспан» Кулян АБЗУЛДА напомнила участникам совещания о том, что когда-то арабская графика сослужила казахам добрую службу, будучи официальной частью казахского правописания. Просила ученых выйти с этим предложением на Министерство образования и науки РК. Ее предложение и на самом деле интересное, заслуживающее внимания МОН. Мнения и со мнения Ученый Артур АРТЕМЬЕВ предлагает ввести в школах обязательный предмет: «Основы религиоведения». Кстати, при всем уважении к профессору А. Артемьеву хотелось бы все-таки заметить, что говорит он со своей колокольни. Все знают, кто такой профессор Артемьев. По его книге «Религиоведение» училось не одно поколение выпускников казахстанских вузов. Но, наш уважаемый профессор, с присущим ему ораторским искусством, делает акцент на «не копировании чужого опыта», но при этом загоняет нас в старую колею. Он говорит, что в школах и в вузах нельзя вводить теологические предметы, но надо вводить «религиоведение». При этом Артемьев открыто не посмел выступать против Ислама, а стал стращать слушателей примерами из соседней России, где православная церковь попыталась лоббировать введение в средних школах «основ христианства». Артемьев говорит, что в России это вызвало волнение мусульман во главе с муфтием Гайнутдином. Уважаемый профессор Артемьев тем самым намекает, что изучение основ теологии и основ Ислама вызовет волну возмущения представителей других конфессий Казахстана. Но, извините, у нас в Казахстане более 70% населения относит себя к Исламу, более того, к этой религии относит себя 98% именно казахов. И не надо нас пугать тем, что завтра какие-либо секты начнут требовать введение в образовательный процесс, например, «основ сатанизма». В каждой стране надо вводить только те виды религиозных образовательных программ, которые соответствуют исповедуемой здесь религии. А что такое теология — это наука о Единобожии, а значит, наряду с Исламом можно ввести изучение основ других религий Единобожия, таких как христианство и иудаизм. «Основы религиоведения» — это ликбез по основам всех существующих религий, а «Теология» — это одна большая наука о Единобожии. В Казахстане столько делается для сохранения мира и стабильности, духовной гармонии и религиозного просветительства, что наступило время подумать о духовно развитом поколении и начать вводить такую дисциплину в школах. Более того, целесообразность религиозного просвещения в школах уже признана Европейским сообществом. В октябре 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Образование и религия». Это решение означает, что во всем цивилизованном пространстве не нашлось альтернативы тем универсальным и позитивным жизненным смыслам, которые заключены в единобожной этике. Если критически оценить сложившееся сегодня положение, то можно констатировать и растление душ среди молодой части мусульман. Девушки вышли на панель. Юноши курят, пьют, сквернословят, мошенничают, посещают игорные дома, ведут развратный образ жизни. Почти половину телевизионного времени занимают западные «нравственные» ценности с откровенным развратом, цинизмом, пошлостью, культом насилия. Это формирует сознание молодых, возводя в ранг ценностей абсолютную безнравственность. Все эти явления ослабляют нравственный иммунитет, и в сознание проникают вирусы нравственной деградации. Что же такое мы утратили, что наши дети начали деградировать? Произошло какое-то грубое нарушение в соотношении между образованием светским и духовным. Не в пользу наших детей. Почему? В чем причина? Приведем мнение теолога-религиоведа Саида Мансурова, чьи рассуждения хоть в какой-то мере проливают свет на эти вопросы. Ислам стали рассматривать как одну из возможных религиозных традиций. Утратив знания о превосходстве своего вероучения и истории, мусульмане уравняли Ислам с иными конфессиями. И теперь выбирают ту религию, какая им удобна. А лживый лозунг: «Все религии от Бога!» заглушает угрызения совести. «Ведь если все они одинаковые, то какая разница, чему следовать?» — думают некоторые, даже не подозревая, что заблуждаются. И это лишь немногие из тех процессов, которые угрожают мусульманскому обществу, предостерегает автор. И лекарство он видит только в «религиозном ликбезе» и возврате к правильному пониманию Ислама. Если мусульманам удастся сделать это, то равнодушных к Исламу не будет, убежден Саид Мансуров. И не согласиться с ним нельзя, потому что этот тезис апробирован веками и дает эффект тогда, когда люди начинают забывать Бога. Но сюда нужно добавить как раз обозначение обсуждавшейся темы: соотношение между светским и духовным образованием в школах, где свою светскую, но отнюдь не духовную жизнь начинают наши дети, которые уже с ранних лет должны обратить свое лицо к Исламу. Но об этом в одном из ближайших номеров нашей газеты. Мнайдар МЫРЗА-ХОЖА, Алишер ХАЛИЛОВ |