1-2 февраля в Стамбуле проходила третья встреча группы Стратегического видения «Россия - исламский мир». На ней председательствовал Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. На пресс-конференции, посвященной итогам встречи, Президент Республики Татарстан сказал: ШАЙМИЕВ: Начало диалога между Россией и исламским миром и формирование международной авторитетной группы стало возможным после исторического события – вступления РФ в качестве наблюдателя в ОИК. Это говорит об открытости отныне российского общества, которое уверенно стало за годы перестройки на путь демократии. В группе на сегодня представлено 20 стран. Первая встреча группы прошла под эгидой МИД РФ под председательством известного российского политика академика, арабиста Евгения Примакова. Вторая встреча состоялась в столице Татарстана – Казани. Это не случайно. Во-первых, это самое северное место проживания мусульман. Во-вторых, за годы перестройки, когда в российском обществе возникало много конфликтных ситуаций, в Татарстане удалось сохранить мир и согласие, как межнациональное, так и межконфессиональное. Мы договорились в Стамбуле, что следующая четвертая встреча пройдет в исламском государстве, в Кувейте или в КСА. Это очень важно для членов группы. Наша нынешняя дискуссия была полезной. Много интересных мыслей было высказано. Участники группы задавались вопросом: чем именно должен быть наполнен диалог России с исламским миром? У нас оказалось общее мнение: речь идет не только об исламе как религии. Речь идет об отношении России с исламским миром в широком смысле слова – это и культура, и экономика, и политика. Ведь большинство членов нашей группы – не религиозные деятели. Это политические деятели с огромным опытом государственной деятельности. Это люди, знающие, как выстраивать государственно-религиозные отношения. Мы ощущаем, что с каждой встречей взаимопонимания становится больше. Мы начинаем хорошо слышать друг друга. Все участники ищут пути взаимодействия. Услышав друг друга в рамках группы, мы хотим быть услышанными широкой мировой общественностью. Чтобы в мире было меньше конфликтов, очень важно вести диалог на условиях равного партнерства. Недопустимо говорить о превосходстве одной цивилизации над другой. У каждой культуры и религии есть вечные ценности. Не учитывать их, это значит подвергнуть самих себя отторжению. Мы приняли решение о создании исполкома нашей группы. Мы создаем фонд. Его средства пойдут на издание, во-первых, книги о толерантности. Она должна дать ответ, как обеспечить толерантность с учетом исторического опыта и современных условий. Мы хотим учредить журнал в режиме on line. Хотим учредить премию за лучшую работу, посвященную диалогу между исламским миром и христианским. Это самые первые шаги группы, но идей у нас много. Я считаю, что мы работаем по принципу «идущий – одолеет». Отвечая на вопрос о значении идей джадидизма для исламского мира, Минитимер Шаймиев подчеркнул: ШАЙМИЕВ: Учение джадидизма было требованием времени. После революции, когда вступил в силу запрет на религию, оно не получило своего дальнейшего развития. Вопрос заключается в том, что ислам в России, в частности, в Татарстане, сосуществует, соседствует прежде всего с православием. На бытовом уровне, а с этого все и начинается, сложились традиции взаимопонимания людей разной конфессиональной принадлежности. Одно дело, когда вся страна – мусульманская или христианская. Другое дело, когда сосуществуют веками несколько религий. Сама жизнь дала определенные формы и, я бы сказал, образ поведения людей. Они заслуживают внимания. Идеи джадидизма подхватили в свое время люди, понимающие важность. Есть понятие евроислама. Татарстан во все времена являлся интеллектуальным центром на Востоке. Казанский Государственный Университет третий по возрасту после Московского и Петербургского. Было кому обобщать, обеспечивать видение происходящих процессов. Много положительного есть в евроисламе, но есть у джадидизма и евроислама разность в подходах. У нас сейчас теологи занимаются этими вопросами. В Казани действует Российский исламский университет. У нас вообще задача: раз религия пришла в нашу жизнь, среди интеллигенции, а не только среди духовных деятелей, должны быть люди, знающие религию на высоком уровне. Это очень важно. Много сфер жизни, где присутствие таких людей становится необходимым. Записала Ольга Семина |