Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Взгляд раввина на проблему генно-модифицированных продуктов
Газета "Наш Мир"

     Выступающие отметили, что идея ГМО, возникшая как путь для обеспечения беднейших стран продовольствием, приобрела на современном этапе очертания угрозы здоровью миллионам российских граждан. Исследования показали, что отсутствие контроля за производителями и безответственность в погоне за коммерческими дивидендами могут привести к резкому росту онкологических заболеваний, бесплодию, аллергии, высокому уровню смертности и заболеваемости новорожденных детей, уменьшению численности и исчезновению многих видов животных и растений. Было отмечено, что границы нашего государства сегодня прозрачны для проникновения генно-модифицированных технологий, необходимы исследования отдаленных последствий применения этих технологий, реальна опасность использования ГМО в качестве генетического оружия. Участники Круглого стола, депутаты, ученые и религиозные деятели приняли обращение к Мэру Москвы с призывом объявить столицу России зоной, свободной от ГМО. "Еврейский журнал" представляет вам полный текст доклада Главы раввинского Суда Пинхаса Гольдшмидта.

    Здравствуйте, уважаемые господа!

    Я – Главный Раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, имею честь поблагодарить вас за приглашение на Круглый стол, где обсуждаются проблемы, связанные с проникновением на рынок большого количества трансгенной продукции, и попытаюсь высказать позицию иудаизма на этот счет. Начну с небольшого предисловия. Еврейская традиция включает в себя Письменную и Устную Тору. Письменная Тора – это Пятикнижие Моисея, книги Пророков и Писаний, в нееврейской терминологии именуемые "Старым Заветом". Устная Тора – это подробнейшее разъяснение 613 заповедей, источником которых является Тора Письменная, комментарий, и, как бы инструкция к их исполнению. Положения Устной Торы собраны в Мишне (кратком своде положений Устной Торы, записанном в конце эпохи 1-2 веках нашей эры) и Талмуде (всестороннее обсуждение положений Мишны, окончательно отредактирован и записан в 4 веке нашей эры). Также во все эпохи появлялись новые кодификации Галахи (религиозного законодательства), конкретизирующие положения Талмуда, адаптирующие их к реалиям изменяющегося мира – или, точнее адаптирующие реалии той или иной эпохи к Торе, и процесс этот продолжается и до сих пор, отвечая на новые вопросы и вызовы.

    Итак, 613 заповедей Торы включают в себя как предписания, так и запреты; одна из запрещающих заповедей – запрет так называемых "Килаим" - смешения разных видов растений и животных. В частности, эта заповедь включает в себя запрет засевать поле одновременно двумя или более видами растительных культур, случивать животных двух разных видов (как, например, лошадь и осла) с целью получения потомства – и даже запрягать два разных вида в упряжку или плуг. Запрещено также изготовлять и носить в качестве одежды ткань, сделанную одновременно из шерсти (которая, как известно, животного происхождения) и льна (растительного происхождения). Отметим, что этот запрет не касается смешения, к примеру, льна и хлопка, которые оба – растительного происхождения, не говоря уже о синтетических тканях. Итак, запрет Килаим – является ли генная инженерия нарушением этого запрета? И вообще, если сформулировать вопрос шире – является ли попытка человека "усовершенствовать" Божественное Творение легитимной с точки зрения закона и религиозной этики?

    Генная инженерия: научная основа и галахический взгляд

     В Вавилонском Талмуде, трактат Ктубот (111-б) находим: "В будущем пшеница будет высокой, как пальма и будет достигать вершин гор. И чтобы не сказал ты, что будет невозможно жнецам скашивать ее… Всевышний будет посылать ветер, который будет дуть на нее и сдувать вниз ее зерна, и люди будут выходить в поле и приносить ее домой горстями, и будет от этого пища им и их семьям…"

    Также сказано:
"В будущем зерно пшеницы будет величиной с 2 почки большого быка".
Рамбам (Маймонид, родился в 1135 г. в Кордове, Испания, умер в 1204 г. в Каире) в комментарии к Мишне (трактат Санъэдрин, глава "Хелек"), что в этих словах можно видеть намеки на то необычайное изобилие, которое наступит в будущем. Можно было бы предположить, что таким образом Галаха предвидела возможность совершенствования Творения посредством генной инженерии (действительно ли так?) и выражение стремления к тому, что создания достигнут своей совершенной формы. Более того, в Иерусалимском Талмуде мы видим еще более смелые высказывания:
"Сказал рабби Йегошуа Бен Ханания: могу я взять кабачки и арбузы, и превратить их в оленей и ланей, и будут они порождать оленей и ланей".

    Однако, когда мы переходим с талмудических притч к практическим вопросам, современные раввины говорят: "Вопрос дозволенности занятием генной инженерией – принципиально новая тема, требующая очень досконального изучения".

    Вмешательство в процесс Творения

    Дискуссия в этом вопросе возвращает нас, в какой-то мере, к теме Килаим. В центре этой дискуссии можно поставить высказывание Рамбана (известного как Нахманид, жил в 11 веке в Испании, умер в Земле Израиля в 1270 г.) в комментарии на заповедь Торы касательно запрета Килаим: "Говорит Тора: "Скотину твою не случай 2 разных вида, поле твое не засевай двумя разными видами". Рамбан дистанцируется от мнения Раши (известнейший комментатор Торы и Талмуда, живший в 9 веке во Франции), который утверждает, что эта заповедь – как "царский приказ", в котором нет рационально объяснимой причины. Рамбан считает, что даже в "необъяснимых" заповедях присутствует смысл и польза, которые мы можем для себя сформулировать. Он объясняет эту заповедь так: "Творец Вселенной создал разные виды, дав им силу плодиться и размножаться таким образом, чтобы они производили себе подобное и не изменялись вовеки. Потому, скрещивающий 2 разных вида подвергает сомнению совершенство Божественного Творения, будто пытаясь создавать "новые создания". Как доказательство тому, что скрещивание разных видов растений и животных противоречит природе, Рамбан приводит факт, что животные особи, получаемые путем скрещивания различных видов (мулы - и тп), неспособны рожать потомство.

    Еще одно, дополнительное объяснение запрета Килаим, которое можно рассматривать как углубление первого, заключается в том, что скрещивающий разные виды аннулирует действие небесных законов, управляющих каждым из видов созданий.

    Слова Рамбана имели большой резонанс. Его объяснение приводит также книга "Сефер а-Хинух", в Заповеди 62 он пишет: "Мы удерживаемся даже от допущения мысли – несмотря на то, что сделано нашими руками – совершить действие, указывающее на желание "заменить" что-либо в деяниях Всевышнего".

    Однако, Рамбан высказал эту идею в качестве "объяснения смысла заповедей", а такие объяснения обычно мало влияют на установление Галахи. Тем не менее, с мнением Рамбана считались, вынося различные галахические решения. Вместе с этим, здесь место упомянуть, что даже в отношении производства мулов (гибрид лошади и осла) мы находим у мудрецов положительное отношение: "На исходе Субботы дал Всевышний разум человеку, подобный Высшему… И привел двух животных, скрестил их друг с другом и родился от них мул".

    Согласно этому подходу можно видеть в занятии генной инженерией как бы соучастие с Творцом в процессе творения.
Весьма целесообразно было бы рассмотреть позицию Рамбана с точки зрения современного научного знания. Рамбан утверждал, что скрещивание видов – действие отрицательное, т. к. противоречит природе Творения. Однако, на это можно возразить, что, как это известно сегодня, различные процессы, изменяющие наследственность видов, происходят и в природе; например, различные вирусы и микробы, обосновывающиеся и паразитирующие в организмах растений и животных (и, по сути, природным путем используется возможность микроорганизмов быть посредником, способным передавать растениям или животным желаемые качества, так же, как при создании трансгенной продукции). Также могут происходить наследственные изменения в самом данном виде посредством мутаций, изменяющих конфигурацию молекул ДНК без вмешательства человека.

    Также и скрещивание – в своей самой примитивной форме, форме привития – происходит иногда и в природе. В свете всего этого можно прийти к заключению, что сам принцип передачи генетического материала (ДНК) от одного биологического вида другому не является в обязательном порядке нарушением законов, установленных Творцом в мире, а лишь использованием заложенного Им же потенциала. Таким образом, подобная передача может быть разрешенной Торой, если соблюдаются 2 обязательных условия:
а) нет прямого галахического запрета в создании данного конкретного изменения вида;
б) действие направлено на то, чтобы привести пользу человеку, действительно способно ее принести и не являет собой опасность для здоровья и т. п.
Эта идея выражалась в разных формах известными раввинскими авторитетами, и р. А. И. Кук, первый Главный Раввин Израиля высказывался на эту тему.

    Но, тем не менее, несомненно, нужна большая осторожность и ответственность тем, кто занят в данной области. И так же в любых других областях человеческой деятельности по преобразованию мира надо помнить, что сказали еврейские мудрецы: "Смотри на деяния Творца, ибо кто может исправить то, что испорчено? Когда сотворил Всевышний первого человека, выкорчевал Он у него на глазах все деревья Сада Эденского – и тут же вернул обратно. И сказал Всевышний человеку: "Смотри на деяния Мои, как хороши они; и все, что сотворил Я – для тебя сотворил. А потому – будь осторожен, чтобы не испортить и не разрушить этот мир, данный тебе Мной в подарок!"

    В нашем обсуждении мы сосредоточились на галахическом и религиозно-этическом взгляде на биотехнологию растений. Но, на практике, помимо галахических вопросов, проблема эта имеет также международное значение. Опасаясь ущерба, который мы можем нанести окружающей нас природе изменением биологических видов, авторитетные международные круги (особенно в Европе) стараются ограничить проникновение трансгенных продуктов в пищу, в одежду, в других областях потребления, как по религиозным соображениям, так и по медико-экологическим. Время покажет, удастся ли пресечь или ограничить распространение трансгенной продукции в обиходе людей.

Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 974 | Добавил: nm2000 | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Март 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана