Гораздо легче согласиться стать второй или даже третьей женой, чем быть первой и мириться с тем, что у мужа есть другая. Такой взгляд на проблему объединяет многих представительниц прекрасного пола, независимо о того замужем они или нет. Очевидно, что у женщин наличие "законной" соперницы вызывает ассоциацию потери того, что имеешь. А вот выходя замуж за уже женатого, женщина все-таки надеется, что приобретает. Такой вот эгоистичный, собственнический подход. А вот мнение одной из мусульманок: "Нашему менталитету, сложно принять традицию многоженства. В семье мы получаем воспитание и установку, что, встретив мужчину, мы встречаем своего единственного, того, который на всю жизнь, любовь с которым будет длиться вечно и в загробной жизни. Многоженство с таким взглядом на любовь никак не вяжется", – говорит моя собеседница. Она подчеркивает, что люди, приводящие в качестве примера для подражания Пророка Мухаммада, у которого, как известно, было десять жен, почему-то не вспоминают о том, что до этих десяти у него была одна единственная в течение 25 лет. "Только после смерти Хадиджы пророк стал обращать внимание и на других женщин. У пророка Давида было 100 жен, а любил он единственную, у пророка Соломона их было несколько сотен, а в сердце - только одна". Моя собеседница поведала мне, что знает пару семей с двумя женами. "В таких семьях женщины терпеть не могут друг друга, не общаются. Выходит, по вине мужчины враждуют сестры-мусульманки?", - размышляет она вслух. "Сестры мусульманки враждуют не из-за того, что плохо многоженство, а из-за того, что среди российских мусульман отсутствует культура добрых взаимоотношений в полигамном браке. В этом виноват не Ислам, а собственническое чувство", – возражает ей мусульманка, не пожелавшая называться. По мнению последней, порицание многоженства в обществе – лукавство, если не сказать больше. Измена супругу распространена в нашей стране очень широко. Нередко, муж или жена догадываются или даже знают о похождениях своей "второй половинки" на стороне. А вот законные отношения с несколькими женщинами, открытые, прозрачные и при полной ответственности обоих сторон вызывают у многих возмущение. "Ислам не был религией, которая разрешила многоженство, напротив, он ограничил полигамию, расцветавшую в домусульманском обществе четырьмя женами и жесткими социально-этическими условностями, при которых такой брак возможен. Многоженство способствует укреплению нравственных ценностей и сохранению целомудренности обоих полов. Грань должна быть проведена не между моногамией и полигамией, а между вседозволенностью и обусловленностью", – подчеркнула она. Другая моя собеседница – Нурия, обратила внимание на то, что многоженство, по сути защищает права женщин, в том плане, что дает каждой возможность создать семью и иметь детей. При жестко моногамной системе такого не добиться – свободных женщин гораздо больше, чем свободных мужчин, ведь огромная часть мужского населения вовсе "не пригодна" для создания семьи – это алкоголики, наркоманы, люди с "нетрадиционной" ориентацией. К слову сказать, о таком аспекте проблемы говорила и первая моя собеседница. Она также считает, что, к примеру, в Чечне или Ираке, где погибла огромная часть мужского населения, полигамные браки не просто возможны. Но даже желательны. Тем не менее, вопрос принятия или непринятия многоженства общественным мнением это несколько иной вопрос, нежели закрепление или незакрепление его законодательно. Мои собеседницы высказались за безусловную необходимость принятия закона, для того, чтобы вторая, третья и четвертая жены и дети, рожденные от них, не были бесправны с точки зрения закона. Поразмыслив над словами своих сестер-мусульманок, прихожу к выводу, что вопрос полигамии для всего человечества заключается не в плоскости "Быть или не быть", а как у Фромма "Иметь или быть?": иметь много "своих", "законных" женщин или быть мужем, то есть кормильцем и защитником нескольких жен, иметь мужа и не делить его ни с кем или быть женой, любящей и понимающей? |