Ислам появился в форме книги - Корана. Для мусульман Коран - Слово Божье на арабском языке, ниспосланное через Архангела Гавриила Мухаммаду в форме Божественных откровений, которые Пророк передал людям. Мусульмане считают, что Коран замещает ранние откровения- он является подведением их итогов и завершением. Коран есть последнее откровение, а Мухаммад - "Печать Пророков". В истинном значении этого слова Коран является учителем для сотен миллионов мусульман, как арабской, так и других национальностей. Он определяет их повседневную жизнь, обеспечивает уникальной правовой системой и дает вдохновение направляющими началами и принципами. Написанное возвышенным и величественным языком, Священное Писание не только приводит людей в восторг и заставляет их плакать - на протяжении четырнадцати столетий, оно освещает жизнь мусульман ярким светом Послания, в котором утверждается единство Бога, сила человеческого разума, праведный образ жизни, человеческое достоинство, общественная справедливость и личная ответственность каждого. Таким образом, Коран для миллионов людей является единственной и важнейшей духовной силой, направляющей их жизнь в религиозной, общественной и культурной сферах. Священный Коран является фундаментом, на котором построено здание Исламской цивилизации. Текст Корана провозглашался Пророком Мухаммадом по мере того, как ниспосылались откровения. Первые стихи открылись ему приблизительно в 610 году, а последнее откровение датируется 632 г. - последним годом его жизни. Вначале его последователи запоминали Коран наизусть, а затем по наставлению Посланника Аллаха стали записывать. Работа над полным содержанием Корана, расстановкой его стихов и классификацией глав берет свое начало со времени Пророка. Поскольку Пророк Мухаммад получал откровения на протяжении всей жизни, все части Священного Послания могли быть окончательно собраны в единый свод - "между двумя обложками" - лишь уже после его смерти. Откровения, ниспосланные Пророку, сохранялись в памяти мусульман фрагментами, и в 633 году после сражения у Аль-Йамамы и трагической гибели в ней многих сподвижников Пророка, знавших Коран наизусть, Омар ибн аль-Хаттаб, позже ставший вторым халифом, сообщил правителю мусульман Абу Бакру о том, что существует реальная опасность потерять текст Священного Корана. Абу Бакр осознавая существовавшую опасность, доверил задачу собирания откровений Зайиду ибн Сабиту, которому Пророк Мухаммад часто диктовал откровения в течении своей жизни. Зайид ибн Сабит собрал всех знатоков Корана и аят за аятом, суру за сурой собрал и записал весь текст Священного Писания. Работа была проведена спустя немногим более года после смерти Посланника Аллаха. Несмотря на большие трудности, труд был завершен, и первая полная рукопись была составлена и восстановлена в полном виде. Позже во времена третьего халифа Османа подготовка последнего подлинного достоверного текста Корана была завершена в 651 году. С той поры Коран сохраняется в неизменном письменном виде. Священный Коран отличается от Старого и Нового Завета как по форме, так и по содержанию. Вместо точного исторического повествования, присутствующего в Евангелии и исторических книгах Старого Завета, Коран в символическом и иносказательном стиле затрагивает духовные и материальные темы в той же степени, что и исторические. Как указывает Аллах в Своей Книге, одной из целей ниспослания Корана, является отмена части запретов, установленных Им в Торе и Евангелие. Коран делится на 114 сур, или глав. В учебных целях и целях публичного чтения весь Коран поделен на тридцать частей, по-арабски джузов. По своему размеру суры сильно отличаются друг от друга, колеблясь от самой длинной - Суры Аль-Баккара, второй в Коране, в которой 282 стиха, до самых коротких 103-й, 108-йи 110-й, каждая из которых имеет только три аята. За некоторым исключениями, суры расположены в Коране в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов. Главным исключением этого принципа является открывающая сура Аль-Фатиха, которая содержит семь стихов и является введением ко всему тексту Откровения: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров, Милостивому, Милосердному, Властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев , и не [путем] заблудших. Немусульмане часто поражаются тому разнообразию стилей, которое они обнаруживают в Коране. Эпизоды, впечатляющие красотой содержащихся в них образов, встречаются наравне с эмоциональными и энергичными повествованиями. Величественная аят "Трона" является одной из наиболее известных: Аллах- нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он -Всевышний, Великий. Мусульмане считают, что Коран невозможно точно перевести на другие языки, ибо арабский язык, на котором было ниспослано откровение, неотделим от Послания. Конечно, Коран доступен на многих языках, но подобные варианты его текста считаются скорее толкованиями заключенных в нем смыслов, нежели переводом -отчасти потому, что арабский язык необычайно красноречив, лаконичен и символичен, поэтому невозможно осуществить механический перевод путем подстановки слово в слово. Представление о непревзойденности Корана со временем оформилось в мусульманское правило "и'джаз", или невозможность, согласно которому человек не в состоянии воспроизвести Божественный стиль Корана, ибо каждая такая попытка обречена на неудачу. Необходимо также помнить, что первоначально Коран был ниспослан человечеству в устной форме и что Священное Послание предназначалось лишь для чтения в тишине. С самых первых дней его читали вслух или, если быть точнее, - воспроизводили в мелодичной форме. В итоге были основаны несколько традиционных способов декламации, или произнесения Корана нараспев. Эти методики тщательно оберегали и сохраняли детально разработанную науку декламации Корана - со всеми интонациями, модуляциями и акцентацией. Правильное произнесение было крайне важно, учеба этому искусству занимала годы: были основаны специальные школы для того, чтобы ни одна ошибка не закралась в традиционные методы декламации Корана. Текст Священного Послания был сохранен без единой ошибки или неточности, как это было обещано в Коране Всевышним Аллахом. Поскольку рукопись, в виде которой Коран был впервые запечатлен, представляла собой лишь согласную основу слов, устная декламация была важнейшим элементом передачи текста Послания. В отличие от западных правовых систем шариат не делает различий между религиозными и гражданскими делами; он является записью Божественного Закона, и затрагивает все стороны общественной, политической, экономической и религиозной жизни. Исламское право, таким образом, отлично от любой другой правовой системы. Его отличие от церковного права заключается в том, что оно не управляется церковными иерархами. В исламе не должно быть ничего, что могло бы быть соотнесено с "церковью" в христианском понимании этого слова. Вместо нее в исламе существует умма - община верующих, единство которых гарантируется священным законом. Каждый поступок праведного мусульманина, следовательно, определяется наставлениями, заключенными в Коране, или согласно принципов, в нем изложенных. Ни одно описание, тем не менее, не может в полной мере дать представление об огромном значении Корана для человечества. Объективно он представляет собой основополагающую сущность исламской веры, Слово Божье, последнее и совершенное откровение, основу исламского права, источник исламской мысли, языка и поступков. Коран есть сущность Ислама. Вместе с тем он имеет глубоко личное значение для каждого мусульманина. В бесконечных, не поддающихся описанию отношениях он является основополагающей сущностью жизни общества. В степени, едва ли постижимой на Западе, он определяет и направляет полностью и совершенно, в общих чертах и в частностях, мысли, чувства и ценности благочестивых мусульман на протяжении всей жизни от рождения до самой смерти. | |