В Татарстане все чаще проходят показы мусульманской моды. В середине апреля такой показ пройдет в просторном фойе расположенной в Казанском кремле мечети "Кул Шариф". Он организован Союзом мусульманок Татарстана. "Пора мусульманкам одеваться так, чтобы сразу было видно: мы - татарки, - утверждает председатель Союза Наиля Зиганшина, кстати, всегда одетая по последней мусульманской моде. - Сейчас мы вынуждены ориентироваться на одежду турецкого производства, реже - Арабских Эмиратов. Нам же нужны наряды, созданные с учетом нашей ментальности, с применением татарских национальных технологий - орнаментов, аксессуаров, вышивки. Поэтому главная цель демонстрации мусульманской моды - привлечь внимание дизайнеров к созданию повседневной, и не только современной, мусульманской одежды". Наиля в этой связи вспоминает такой эпизод. Жаркий летний день, пригородная электричка "Чувашия", идущая в Канаш (а чуваши в основном исповедуют православие), забита битком. В каждом вагоне одна и та же картина: пассажиры стоят даже в проходе. И только в самом первом купе в одном из вагонов в гордом одиночестве сидит татарка, одетая... по мусульманской моде: на голове хиджаб, вся закутана в одежды, на ногах - чулки и грубая обувь. "Для полноты картины, - говорит Наиля Зиганшина, - не хватало только черной повязки на лице, как у черной вдовы, но и без повязки никто не решался сесть рядом с ней. Эта изоляция рождала у мусульманки дикое напряжение, которое она не могла скрыть, что, в свою очередь, напрягало людей, видимо, подумывавших, а не пригласить ли милицию - пусть проверят, кто такая и куда едет. В Казани на нее никто бы и внимания не обратил: укутанных с головы до пят женщин в бесформенной одежде во все времена года можно встретить здесь повсюду. Первое время на них оглядывались, получая в ответ полные ненависти к неверным взгляды. Сейчас оглядываться перестали, а тут они и сами вспомнили, что пора задуматься о своей внешности". Как говорит госсоветник по внешнеполитическим вопросам при президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве Рафаэль Хакимов: " Когда-то татарские женщины считались самыми образованными и передовыми на мусульманском Востоке". Его возмущает, что мусульманские богословы оправдывают ношение никаба, объясняя и немыслимые навороты на голове, и некоторые нелепые одежды дурной природой мужчин, которых смущают откровенные женские одежды. Богословы полагают, что в этом случае, мол, мужчины начинают взирать на женщин как на "объект сексуальных желаний", тогда как мусульманки желают, чтобы представители сильного пола обращали внимание не на их плоть, а на их ум и чистоту нравов. Впрочем, как полагают оппоненты госсоветника, если мусульманки так одеваются, то это их выбор и больше ничей. Да и с тем, что татарские женщины и сегодня не самые образованные и передовые на мусульманском Востоке, можно поспорить. И показ мусульманской моды - одно из свидетельств. Потому что татарская мусульманская мода начинает теснить арабскую, привозную, чужую. Благо что модели на демонстрации мод будут свои, доморощенные - молодые мусульманки татарской столицы. После демонстрации они встретятся с казанскими дизайнерами, представителями ателье по пошиву мусульманской одежды, швейных мастерских, чтобы обменяться мнениями и высказать им свои пожелания по созданию новых коллекций повседневной мусульманской одежды. Стало быть, недалек день, когда на улицах Казани появятся мусульманки, одного взгляда на которых будет достаточно, чтобы сказать: это - татарки. По материалам "Независимой газеты" |