Соединенные Штаты Америки представляют собой уникальное культурологическое явление. С одной стороны, это страна многих культур, национальностей и вероисповеданий, сосуществующих на одной территории. С другой, любая культура, приходящая в США извне попадает в так называемый «плавильный котел», где она ассимилируется и становится частью общего американского культурного фона. Конечно, эти люди продолжают сохранять свои этнические особенности, однако они уже, прежде всего, граждане Америки. Мусульманские школы в США становятся популярными. Их количество, по данным Исламского общества Северной Америки (ИОСА), возросло с 49 в 1989 году до 120 в 2006 году, ожидается усиление этой тенденции - по крайней мере в течении 10 лет. Американцы видят в Исламских школах альтернативу, возможность уберечь детей от воздействия тех нравов, которые считаются в Америке нормальными, но строго запрещены Исламом: подростковых свиданий, танцев, выпивки и курения. По мнению экспертов, рост количества Исламских школ связан с изменением приоритетов в мусульманской общине. Еще 15 лет назад основное внимание мусульман в США было сосредоточено на строительстве мечетей; в 80-х и 90-х годах главным стало открытие школ. Открытие подобных школ по всей стране свидетельствует также об увеличении мусульманского населения. Ислам - религия, наиболее быстро набирающая последователей в стране, где уже сейчас около 5,5 млн. мусульман. Мусульмане, родившиеся в США, составляют более 50% от общего количества последователей Ислама. Что касается учебных планов, то официальные лица заявляют, что большинство Исламских школ сочетает общеобразовательные и религиозные дисциплины. Практически все мусульманские школы используют стандартные учебники для государственных школ, хотя методы обучения могут различаться. Что-же касается американских христиан, то здесь мы имеем следующую статистику: доля христиан в населении США колеблется около 78% (по данным American Religious Identification Survey). Около 11%-13% американцев относят себя к "секуляристам", то есть, они верят в Бога, однако не принадлежат к определенной конфессии. Статистика учитывает и атеистов, которых среди американцев около 0.5%. Точное количество религиозных культов, которые исповедуют американцы, также неизвестно. Эксперты обычно говорят о, примерно, 3 тыс. религиозных номинаций. Считается, что в США насчитывается более 250 тыс. храмов и молелен - точное их количество также неизвестно. По подсчетам Центра Исследований Глобального Христианства в мире насчитывается более 9 тыс. деноминаций христианства - 635 из них действуют в США. Население США ныне превышает 300 млн. человек. По данным Ежегодника Американских и Канадских Церквей, в 2004 году (последние доступные данные) самым большим количеством прихожан обладали следующие пять христианских деноминаций: Католическая церковь - более 65 млн. человек, Конвенция Южных Баптистов - более 17 млн. (Необходимое примечание: В 1830-1850-е годы раскол пережили общины методистов, пресвитерианцев и баптистов. В 1837 году пресвитерианцы распались на "Новую Школу" и "Старую Школу". В 1844 году Методистская церковь (в ту пору крупнейшая религиозная организация США) разделилась на Южную и Северную, а баптисты - на Южных и Северных. Главной причиной раскола было отношение к институту рабства: "Новые" и "Северные" номинации объединили сторонников отмены рабовладения, "Старые" и "Южные" - противников. После Гражданской войны (1860-е годы) данный спор утратил свое значение. Однако процесс воссоединения шел долго: методисты вновь соединились в 1939 году, пресвитерианцы - в 1983, а южные и северные баптисты доселе продолжают действовать независимо друг от друга.), Объединенная Методистская Церковь - около 9 млн., Церковь Господа Нашего Христа - 5.6 млн. и Церковь Святых Последних Дней (мормоны) - 5.5 млн. Мормоны ныне являются самой быстрорастущей религиозной деноминацией в США, ежегодно их количество увеличивается примерно на 100 тыс. Различные православные церкви в США в общей сложности насчитывают около 4 млн. прихожан. Протестантские церкви часто делятся на церкви "основного направления" и "евангелические". К евангелическим церквям относятся те, чьи культы предполагают ведение активной миссионерской политики - как в США, так и за рубежом, они менее иерархичны и более склонны к буквальному толкованию Священного писания и установлению "личных" отношений с Богом. Церкви "основного направления" более традиционны, в меньшей степени направлены на привлечение новых последователей, могут иметь более "определенную" структуру религиозных лидеров, и, в целом, доля их последователей в общем числе протестантов США уменьшается. Диана Эк, автор книги «Новая Религиозная Америка», считает, что процессы, произошедшие в США на протяжении последнего столетия, не имели аналогов в мировой истории. Ни одна страна мира на протяжении нескольких десятилетий не превращалась из преимущественно христианского государства в страну, где представлены практически все религиозные культы, существующие в мире. Количественные изменения в численности тех или иных религиозных общин происходят не столько благодаря миссионерской деятельности, сколько в результате массовой эмиграции. К примеру, в последнее десятилетие на волне массовой эмиграции "пополнение" получали американские мусульмане, буддисты, бахаисты и сикхи. По мнению религиоведа Уильяма Питерса, религия в США движется в сторону еще большей дифференциации. Кроме роста адептов экзотических для США - восточных или азиатских религий - отмечается все большее разнообразие внутри уже сформировавшихся конфессий. Питерс пишет, что южные баптисты переживают, по-видимому, процесс разделения на две отдельные конфессии. Американские иудеи разделены на 4-5 различных традиций или конфессий. Поэтому становится все менее вероятным, что какая-то одна конфессия начнет доминировать в США. Ныне шестеро из каждых десяти (57%) американцев считают религию важной частью своей повседневной жизни. 26% утверждают, что религия важна, но не очень, а для 16% она не имеет особого значения (данные службы Gallup). Многолетние опросы показывают, что уровень религиозности американского общества сохраняется на этом уровне примерно с середины 1960-х годов. До этого религия играла в жизни жителей США заметно большую роль. Степень религиозности американца зависит от многих факторов. Пожилые люди более религиозны, чем молодые, женщины превосходят по этому показателю мужчин, а люди с низким уровнем образования - высокообразованных. Степень религиозности уменьшается по мере роста материального благосостояния. Самое религиозное меньшинство США - чернокожие. 85% из них считают веру важной составной частью их ежедневной жизни. Азиаты находятся на противоположном полюсе - лишь 44% выходцев из Азии признают себя религиозными. |