Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Фундаментальность и гибкость ислама
Газета "Наш Мир"

Между реформизмом (гибкостью) и консерватизмом (постоянством)
    В наши дни в среде тех, кто пишет о цивилизации ислама и его мировом значении, сформировались две противоположные группы. Первая группа настаивает на гибкой стороне ислама, т.е. реформаторском характере его законов и учения. Однако абсолютизация этого подхода приводит к представлению Шариата в виде аморфного свода законов, способного менять форму и содержание в зависимости от желаний людей.
    Вторая группа настаивает на консерватизме законов ислама, и ее крайние приверженцы представляют Шариат в виде некоего монолита исламского права.
    Односторонний подход – это недостаток многих людей, которого не избежали и приверженцы этих двух групп. Нам же необходимо адекватно и объективно взглянуть на тот путь, по которому следует великая цивилизация, живущая по законам Бога. Самодостаточность и гармоничность этой цивилизации запечатлена в истории.
    Мусульманское общество отличалось от остальных обществ одной выдающейся чертой, которая как раз и обеспечивает его внутреннюю гармонию и баланс: это та самая «золотая середина», на которую указывают слова Аллаха: «И также создали мы вас средней общиной» (Коран, 2:143).
    Применительно к нашей теме это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества.
    Принято считать, что Небесный закон олицетворяет консерватизм, а значит, закостенелость. История знает немало случаев противодействия великих мужей научным и освободительным движениям, их неприятия всего нового, что связано с творческой деятельностью людей.
    В свою очередь, рукотворные законы отражают главенствующую роль гибкости, и поэтому нам они представляются как нечто изменчивое. Ведь даже конституции, являющиеся основой законодательства стран, часто аннулируются росчерком пера то ли победившего правителя, то ли революционного собрания, то ли новоизбранного парламента – и люди постепенно разубеждаются в постоянстве какой-либо ценности, закона или устоя.
    Но ислам, которым Господь завершил небесный Закон и Свои послания, содержит оба эти элемента: и элемент постоянного и вечного, и элемент гибкости и развития. Это бесспорное чудо ислама, которое обеспечивает ему право на всемирный масштаб, вечность и универсальность.
Теперь для большей ясности определим, где допустимы новшества и изменения в законах ислама и его послании, а где требуется постоянство.
    Итак, постоянство требуется в целях и стремлениях; в принципах и общих правилах; в религиозных и нравственных ценностях. А новшества и изменения допустимы в способах и средствах достижения целей; в деталях и частностях; в мирских делах, предполагающих использование как обыденного, так и научного опыта.



ПостоянствоНовшества и изменения
В целях и стремленияхВ способах и средствах их достижения
В принципах и общих правилах В деталях и частностях
В религиозных и нравственных ценностях В мирских делах (предполагающих использование как обыденного, так и научного опыта )

Свидетельство Вселенной

    Вы спросите: а почему именно в этом заключается особенность ислама? Почему Аллах не обеспечил исламу абсолютную гибкость или абсолютное постоянство? А мы ответим, что по воле Аллаха ислам гармонирует с сущностью бытия Вселенной в целом и человека в частности.
    Рассматривая природу человеческой жизни, мы видим, что в ней есть и неизменные, и гибкие элементы. Первые остаются, пока человек существует, а вторые по своей сути подвержены изменчивости. К примеру, всем известно, как расширились познания человека и увеличились его возможности по «укрощению» окружающей его вселенной: теперь он может на некоторое время полететь на Луну, собрать там образцы почвы и камней и доставить все это на Землю.
    Но изменилась ли от этого сущность сегодняшнего человека – который долетел до Луны – от человека ранней эпохи, который не знал, как похоронить своего брата, покуда его не научил этому ворон? Увы, нет, поскольку сущность у человека поистине одна, как бы ни обогащались его знания и ни множились его возможности. Ведь человек со времени своих праотцов и доныне не только ест и пьет, но и стремится к вечности, однако слабеет перед внутренними и внешними соблазнами, ослушивается, бунтует, затем пробуждается его совесть, он чувствует свой грех и возвращается, каясь, чтобы начать все с чистого листа.
    Мы видели все это в истории праотца человечества Адама – который вкусил от запретного древа после внушений и уговоров Сатаны, возбудивших его гордыню. Сатана внушил ему, что это древо вечности и нескончаемого богатства: «И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути истинного. После избрал его Господь его, и простил его, и повел его прямым путем» (Коран, 20:121-122).
    Есть среди сынов человеческих злодеи, которые завидуют своему брату и не страшатся несправедливо убить его. Как есть и те, кто олицетворяет добродетель, – они воспитаны, доброжелательны и никогда не отвечают злом на зло. Мы видим это на примере поведанной нам Аллахом истории сыновей Адама, один из которых позавидовал своему брату и убил его, утратив с этим все, хотя другой брат отказался поднять на него руку, сказав: «Я боюсь Аллаха господа миров» (Коран, 5:28).
    Мы постоянно узнаем сынов Адама – которых звали Каабииль и Хаабииль – в тысячах и миллионах людей. И наши потомки будут узнавать их до тех пор, пока Аллах не унаследует Землю и тех, кто на ней.
    Если мы посмотрим на мир вокруг нас, то увидим в нем непреходящие вещи. Проходят тысячи и миллионы лет, а они остаются прежними: земля и горы, день и ночь, Солнце, Луна и звезды, укрощенные по воле Аллаха и плывущие по своду (Коран, 36:40). В этом мире есть и то, что возникает и исчезает, меняется в размерах или форме. Мы видим, как растут растения, высыхают озера, возникают реки, поглощает сушу вода, надвигаются на сушу континенты, возрождаются земли, оживают пустыни, появляются страны, исчезают города, прорастают и поднимаются одни посевы, а другие сохнут и становятся пылью, которую разносит ветер.
    То же самое происходит и с человеком. Он изменяются, но эти изменения затрагивают лишь такие частности, как внешний вид. К примеру, у человека с годами меняется внешность, но те черты, которые выделяют его из других существ, остаются постоянными.
    Если развитие – это закон жизни всей Вселенной, то и постоянство – это также ее несомненный и неотъемлемый закон.
    Философы с давних времен отстаивали закон перехода количественных изменений в качественные как основной закон Вселенной. Но были и философы, которые призывали к обратному, считая постоянство основным законом ее развития. Истина же такова, что во Вселенной присутствуют оба начала, и мы это видим и чувствуем. Поэтому не удивительно, что исламское право снизошло до самой сути человеческого Бытия, объединяющего элементы постоянства и изменчивости. А мусульманское общество может продолжать жить и развиваться, твердо опираясь на свои основы, ценности и цели и одновременно развивая и совершенствуя свои знания и методы.
    Если общество придерживается постоянства, это способствует утверждению права, укреплению законности и доверия, формированию отношений на незыблемых основах, неподвластных страстям отдельных людей или общественно-политическим веяниям. Но если общество «зацикливается» на постоянстве, оно приходит в упадок, растворяясь в других обществах или дробясь на мелкие государства, которые соперничают между собой, даже оставаясь в рамках одного союза. Именно здесь и необходима гибкость: употребив ее в дело, общество сможет приспособиться к изменениям и при этом не потерять свою уникальность.

Категория: Аналитика | Просмотров: 990 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана