Газета "Наш Мир" br> Между реформизмом (гибкостью) и консерватизмом (постоянством) В наши дни в среде тех, кто пишет о цивилизации ислама и его мировом значении, сформировались две противоположные группы. Первая группа настаивает на гибкой стороне ислама, т.е. реформаторском характере его законов и учения. Однако абсолютизация этого подхода приводит к представлению Шариата в виде аморфного свода законов, способного менять форму и содержание в зависимости от желаний людей. Вторая группа настаивает на консерватизме законов ислама, и ее крайние приверженцы представляют Шариат в виде некоего монолита исламского права. Односторонний подход – это недостаток многих людей, которого не избежали и приверженцы этих двух групп. Нам же необходимо адекватно и объективно взглянуть на тот путь, по которому следует великая цивилизация, живущая по законам Бога. Самодостаточность и гармоничность этой цивилизации запечатлена в истории. Мусульманское общество отличалось от остальных обществ одной выдающейся чертой, которая как раз и обеспечивает его внутреннюю гармонию и баланс: это та самая «золотая середина», на которую указывают слова Аллаха: «И также создали мы вас средней общиной» (Коран, 2:143). Применительно к нашей теме это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества. Принято считать, что Небесный закон олицетворяет консерватизм, а значит, закостенелость. История знает немало случаев противодействия великих мужей научным и освободительным движениям, их неприятия всего нового, что связано с творческой деятельностью людей. В свою очередь, рукотворные законы отражают главенствующую роль гибкости, и поэтому нам они представляются как нечто изменчивое. Ведь даже конституции, являющиеся основой законодательства стран, часто аннулируются росчерком пера то ли победившего правителя, то ли революционного собрания, то ли новоизбранного парламента – и люди постепенно разубеждаются в постоянстве какой-либо ценности, закона или устоя. Но ислам, которым Господь завершил небесный Закон и Свои послания, содержит оба эти элемента: и элемент постоянного и вечного, и элемент гибкости и развития. Это бесспорное чудо ислама, которое обеспечивает ему право на всемирный масштаб, вечность и универсальность. Теперь для большей ясности определим, где допустимы новшества и изменения в законах ислама и его послании, а где требуется постоянство. Итак, постоянство требуется в целях и стремлениях; в принципах и общих правилах; в религиозных и нравственных ценностях. А новшества и изменения допустимы в способах и средствах достижения целей; в деталях и частностях; в мирских делах, предполагающих использование как обыденного, так и научного опыта. Постоянство | Новшества и изменения | В целях и стремлениях | В способах и средствах их достижения | В принципах и общих правилах | В деталях и частностях | В религиозных и нравственных ценностях | В мирских делах (предполагающих использование как обыденного, так и научного опыта ) | Свидетельство Вселенной Вы спросите: а почему именно в этом заключается особенность ислама? Почему Аллах не обеспечил исламу абсолютную гибкость или абсолютное постоянство? А мы ответим, что по воле Аллаха ислам гармонирует с сущностью бытия Вселенной в целом и человека в частности. Рассматривая природу человеческой жизни, мы видим, что в ней есть и неизменные, и гибкие элементы. Первые остаются, пока человек существует, а вторые по своей сути подвержены изменчивости. К примеру, всем известно, как расширились познания человека и увеличились его возможности по «укрощению» окружающей его вселенной: теперь он может на некоторое время полететь на Луну, собрать там образцы почвы и камней и доставить все это на Землю. Но изменилась ли от этого сущность сегодняшнего человека – который долетел до Луны – от человека ранней эпохи, который не знал, как похоронить своего брата, покуда его не научил этому ворон? Увы, нет, поскольку сущность у человека поистине одна, как бы ни обогащались его знания и ни множились его возможности. Ведь человек со времени своих праотцов и доныне не только ест и пьет, но и стремится к вечности, однако слабеет перед внутренними и внешними соблазнами, ослушивается, бунтует, затем пробуждается его совесть, он чувствует свой грех и возвращается, каясь, чтобы начать все с чистого листа. Мы видели все это в истории праотца человечества Адама – который вкусил от запретного древа после внушений и уговоров Сатаны, возбудивших его гордыню. Сатана внушил ему, что это древо вечности и нескончаемого богатства: «И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути истинного. После избрал его Господь его, и простил его, и повел его прямым путем» (Коран, 20:121-122). Есть среди сынов человеческих злодеи, которые завидуют своему брату и не страшатся несправедливо убить его. Как есть и те, кто олицетворяет добродетель, – они воспитаны, доброжелательны и никогда не отвечают злом на зло. Мы видим это на примере поведанной нам Аллахом истории сыновей Адама, один из которых позавидовал своему брату и убил его, утратив с этим все, хотя другой брат отказался поднять на него руку, сказав: «Я боюсь Аллаха господа миров» (Коран, 5:28). Мы постоянно узнаем сынов Адама – которых звали Каабииль и Хаабииль – в тысячах и миллионах людей. И наши потомки будут узнавать их до тех пор, пока Аллах не унаследует Землю и тех, кто на ней. Если мы посмотрим на мир вокруг нас, то увидим в нем непреходящие вещи. Проходят тысячи и миллионы лет, а они остаются прежними: земля и горы, день и ночь, Солнце, Луна и звезды, укрощенные по воле Аллаха и плывущие по своду (Коран, 36:40). В этом мире есть и то, что возникает и исчезает, меняется в размерах или форме. Мы видим, как растут растения, высыхают озера, возникают реки, поглощает сушу вода, надвигаются на сушу континенты, возрождаются земли, оживают пустыни, появляются страны, исчезают города, прорастают и поднимаются одни посевы, а другие сохнут и становятся пылью, которую разносит ветер. То же самое происходит и с человеком. Он изменяются, но эти изменения затрагивают лишь такие частности, как внешний вид. К примеру, у человека с годами меняется внешность, но те черты, которые выделяют его из других существ, остаются постоянными. Если развитие – это закон жизни всей Вселенной, то и постоянство – это также ее несомненный и неотъемлемый закон. Философы с давних времен отстаивали закон перехода количественных изменений в качественные как основной закон Вселенной. Но были и философы, которые призывали к обратному, считая постоянство основным законом ее развития. Истина же такова, что во Вселенной присутствуют оба начала, и мы это видим и чувствуем. Поэтому не удивительно, что исламское право снизошло до самой сути человеческого Бытия, объединяющего элементы постоянства и изменчивости. А мусульманское общество может продолжать жить и развиваться, твердо опираясь на свои основы, ценности и цели и одновременно развивая и совершенствуя свои знания и методы. Если общество придерживается постоянства, это способствует утверждению права, укреплению законности и доверия, формированию отношений на незыблемых основах, неподвластных страстям отдельных людей или общественно-политическим веяниям. Но если общество «зацикливается» на постоянстве, оно приходит в упадок, растворяясь в других обществах или дробясь на мелкие государства, которые соперничают между собой, даже оставаясь в рамках одного союза. Именно здесь и необходима гибкость: употребив ее в дело, общество сможет приспособиться к изменениям и при этом не потерять свою уникальность.
|