Руслан Курбанов - ученый секретарь Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, заведующий отделом конфликтологии и информационной безопасности Центра стратегических исследований и политических технологий, кандидат политических наук. Активность Запада Запад сегодня на удивление активен. Он сам и наступает на другие страны, и сам же порождает свои внутренние движения протеста. Активность Запада проявляется практически во всех сферах современной жизни – военно-политической, финансово-экономической, научно-технической, общественно-протестной и т.д. Однако долгое время Европа являлась задворками цивилизации, где тотального господства над душами и телами людей добилась католическая церковь. Европа была невежественна и фанатична, охотилась на ведьм, уничтожала любые ростки независимой рациональной и научной мысли, сжигала книги и дерзновенных ученых, покусившихся на авторитет церкви. Это были достаточно мрачные времена, которые, тем не менее, должны были когда-нибудь подойти к концу. Сегодня в авангарде просвещенной Европы и Америки находятся наследники реформистских ветвей христианства – протестантизма, лютеранства, кальвинизма. Эти движения подорвали господство косного и догматичного католицизма и утвердили в Европе новые идеи, такие как культ предприимчивости и трудолюбия, жажду научного поиска и рационального осмысления действительности, а самое главное – превращение общественной и гражданской активности в нравственный долг христианина. Мартин Лютер сформулировал эти положения в следующих словах: «Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным к этому занятию, то предложи свои услуги и займись этим…» «Стражники, палачи, адвокаты», считал Лютер, могут совмещать свое занятие и свои религиозные убеждения, могут быть христианами, поскольку «власть и меч – служба божья». Таким образом, протестантизм, вырвав человека из цепких костлявых лап средневекового, догматичного католицизма, подготовил идеологическую почву для мощнейшего взрыва социальной активности европейцев. Всплеск активности был такой силы, что в течение нескольких столетий Европа осуществила Реформацию, перехватила у Халифата лидерство в науке и военной технике, открыла эпоху Великих географических открытий и подготовила почву к зарождению капиталистических отношений. Именно этому мощнейшему импульсу, заданному западному обществу христианской реформацией, посвящена книга Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Думается, что инерционной силы протестантского импульса хватит для западной цивилизации еще на сотню-другую лет активной жизни. Пассивность Востока Под Востоком в этой статье мы подразумеваем арабо-мусульманский мир, судьбы которого и христианской Европы в некотором роде зеркально отображают друг друга. Эпоха мрачного средневековья в Европе отобразилась на Востоке блистательной цивилизацией исламского Халифата, поощрявшей научный и рациональный поиск, общественную, военную и торговую активность и распространившей исламское Просвещение от Марокко до Индонезии. Дальнейшие пробуждение и расцвет Европы шли на фоне постепенного увядания исламской цивилизации и отката к стандартам догматичного схоластического мракобесия времен Святой Инквизиции. Именно поэтому ислам сегодня является «прислужником» некоторых тиранов и авторитарных режимов Ближнего Востока, как в свое время христианство являлось «прислужницей» монархов» и самодуров Европы и России. Согласно логике истории беспрецедентная социальная активность мусульман Халифата должна была подойти к своему логическому концу и иссякнуть. Исламский мир погрузился в мрачную атмосферу сектантства, охоты на еретиков и вольнодумцев, преследования инакомыслящих, социальной апатии и пессимизма. Картинки из жизни исламских регионов мира, включая и нашу с вами многострадальную республику, довольно мрачны и безрадостны. Сегодня мусульманский мир находится в таких же цепких и костлявых лапах догматиков от ислама, в каковых находилась Европа во времена охоты на ведьм и Святой Инквизиции, не приемлющих никаких претензий на оспаривание их сомнительного лидерства. Оттого, как пишет Алексей Малашенко: «Общественная мысль ислама сегодня не ассоциируется с глубоким и систематическим знанием… и находится в упадке». К тому же противниками исламского Возрождения была проделана огромная работа по обязательной тесной увязке любого всплеска исламской общественно-политической активности с очередными проявлениями радикализма, терроризма, экстремизма и представления «политизации ислама» как самого страшного пугала современности. Оттого сегодня Духовные управления боятся не то что митинг протеста провести, но хотя бы организовать сбор средств для населения Ирака или Афганистана. Зеркальное отражение падений и взлетов Запада и Востока, судя по всему, будет сохраняться и в дальнейшем. Котел социальной активности исламского мира начинает нагреваться, но для цивилизационного прорыва исламского мира нужна еще мощная идеологическая база исламской реформации. Где же вы Лютеры и Кальвины Ислама? Руслан Курбанов |